Особенности общения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования –изучить особенности общения подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему общения в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
3. Раскрыть специфику общения со сверстниками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы особенности общения подростков…………………..5
1.1 Характеристика подросткового возраста……………………..……………..5
1.2 Проблема общения подросткового возраста.……………………………...11
1.3 Специфика общения со сверстниками……………………………………..23
2 Исследование особенностей общения в подростковом возрасте…………..31
2.1 Организация, методика и результаты экспериментального исследования……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

    1. Проблема общения подросткового возраста

 

Категория «общение»  является одной из центральных в  психологической науке. «Сквозной  характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений  межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.

За последние 20–25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Как указывает В. В. Знаков, «из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом» [8, c. 20].

Б. Ф. Ломов отмечает, что «общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой                          категории» [17, c. 242].

При этом вопрос о связи общения с деятельностью  является основополагающим; одним из методологических принципов раскрытия  этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности. Исходя из этого принципа под общением Г. М. Андреева понимается «реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей» [2, c. 210].

Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются  как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается А. А. Леонтьевым, «как условие общения вообще» и «как особый вид деятельности» [15].

Необходимо  отметить, что в подавляющем большинстве  психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно – отношений «субъект–субъект(ы)».

Здесь можно  привести мнение В. В. Знакова, которое  отражает существующие в современной  отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи» [8, c. 27].

Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения  и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного  отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат – не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект–субъект(ы)».

В отечественной  психологии проблема структуры общения  занимает важное место. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Б. Ф. Ломов выделяет по крайней мере три уровня анализа:

    1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.
    2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы, общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями [17, c. 243].
    3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (например, «вопрос-ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации – отношение к ней» и т. п.).

Под функциями  общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик – информационной, интерактивной и перцептивной [2]. В соответствии с этим выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции [17].

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Как указывает В. Н. Дружинин, различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию [6, c. 156].

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

– кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);

– паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);

– проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

– визуальное общение (система контакта глазами) [9, c. 211].

Иногда отдельно рассматривается как специфическая  знаковая система совокупность запахов, которыми обладают партнеры по общению.

А. А. Бодалев  указывает, что «регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии» [3, c. 128].

Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для  характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире – в процессе социальной активности. 
В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Аффективно-коммуникативная  функция общения связана с  регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Можно привести другую классификационную схему  функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова [8]; познавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную                              Г. М. Андреевой [2].

Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуникативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную. При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцепции в процессе общения.

Во-первых, общение  невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Как отмечает В. В. Знаков, «понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью» [8, c. 101].

В случае общения  объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого.

Основными механизмами  взаимопонимания в процессе общения  являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом                      смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень  близки по содержанию, и часто в  психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает, как указывает В. А. Соснин, два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная  нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом [25, c. 49].

Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как oн воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания  в общении является межличностная  аттракция. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента (дружинин).

Таким образом, общение – реальность  человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Выделяют следующие функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В подростковом возрасте общение играет большую  роль в развитии личности подростка. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внешние  противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае, как указывает В. С. Мухина, «взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в              жизни» [18, c. 255].

Информация о работе Особенности общения подростков