Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:53, курсовая работа
Цель исследования –изучить особенности общения подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему общения в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
3. Раскрыть специфику общения со сверстниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы особенности общения подростков…………………..5
1.1 Характеристика подросткового возраста……………………..……………..5
1.2 Проблема общения подросткового возраста.……………………………...11
1.3 Специфика общения со сверстниками……………………………………..23
2 Исследование особенностей общения в подростковом возрасте…………..31
2.1 Организация, методика и результаты экспериментального исследования……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43
Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке. «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса.
За последние 20–25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Как указывает В. В. Знаков, «из предмета исследования общение одновременно превратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом» [8, c. 20].
Б. Ф. Ломов отмечает, что «общение не является предметом только психологического исследования, поэтому с необходимостью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории» [17, c. 242].
При этом вопрос
о связи общения с
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других случаях общение понимается как элемент любой деятельности, а последняя рассматривается А. А. Леонтьевым, «как условие общения вообще» и «как особый вид деятельности» [15].
Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве психологических трактовок деятельности основу ее определений и категориально-понятийного аппарата составляют отношения «субъект-объект», охватывающие все-таки лишь одну сторону социального бытия человека. В связи с этим возникает необходимость разработки категории общения, раскрывающей другую, не менее существенную сторону социального бытия человека, а именно – отношений «субъект–субъект(ы)».
Здесь можно привести мнение В. В. Знакова, которое отражает существующие в современной отечественной психологии представления о категории общения: «Общением я буду называть такую форму взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними... Под совместной деятельностью далее будут подразумеваться ситуации, в которых межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи» [8, c. 27].
Субъектно-субъектный подход к проблеме взаимосвязи общения и деятельности преодолевает одностороннее понимание деятельности лишь как субъект-объектного отношения. В отечественной психологии этот подход реализуется посредством методологического принципа общения как субъект-субъектного взаимодействия, теоретически и экспериментально разработанного Б. Ф. Ломовым и его сотрудниками. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта. Ее результат – не столько преобразованный предмет (материальный или идеальный), сколько отношения человека с человеком, с другими людьми. В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен деятельностью, но и представлениями, идеями, чувствами, проявляется и развивается система отношений «субъект–субъект(ы)».
В отечественной психологии проблема структуры общения занимает важное место. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через перечисление его основных функций. Б. Ф. Ломов выделяет по крайней мере три уровня анализа:
Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.
Одним из общепринятых
оснований классификации
Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Как указывает В. Н. Дружинин, различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию [6, c. 156].
В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:
– кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);
– паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);
– проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);
– визуальное общение (система контакта глазами) [9, c. 211].
Иногда отдельно
рассматривается как
А. А. Бодалев
указывает, что «регуляционно-
Понятие взаимодействия
используется двояко: во-первых, для
характеристики действительных реальных
контактов людей (действий, контрдействий,
содействий) в процессе совместной
деятельности; во-вторых, для описания взаимных
влияний (воздействий) друг на друга в
ходе совместной деятельности, или шире
– в процессе социальной активности.
В процессе общения как взаимодействии
(вербальном, физическом, невербальном)
индивид может воздействовать на мотивы,
цели, программы, принятие решений, на
выполнение и контроль действий, т. е. на
все составляющие деятельности своего
партнера, включая взаимную стимуляцию
и коррекцию поведения.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции: организация совместной деятельности; познание людьми друг друга; формирование и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова [8]; познавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой [2].
Сопоставление
двух классификационных схем позволяет условно включить
функции познания, формирования межличностных
отношений и аффективно-коммуникативную
в перцептивную функцию общения как более
емкую и многомерную. При изучении перцептивной
стороны общения используется специальный
концептуально-
Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов. Как отмечает В. В. Знаков, «понимание – это определенная форма воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью» [8, c. 101].
В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».
Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает, как указывает В. А. Соснин, два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом [25, c. 49].
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как oн воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента (дружинин).
Таким образом, общение – реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Выделяют следующие функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
В подростковом возрасте общение играет большую роль в развитии личности подростка. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае, как указывает В. С. Мухина, «взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни» [18, c. 255].