Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:53, курсовая работа
Цель исследования –изучить особенности общения подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему общения в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности подросткового возраста.
3. Раскрыть специфику общения со сверстниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы особенности общения подростков…………………..5
1.1 Характеристика подросткового возраста……………………..……………..5
1.2 Проблема общения подросткового возраста.……………………………...11
1.3 Специфика общения со сверстниками……………………………………..23
2 Исследование особенностей общения в подростковом возрасте…………..31
2.1 Организация, методика и результаты экспериментального исследования……………………………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложения……………………………………………………………………...43
Позднее отношения усложняются.
Исчезает непосредственность в общении.
Часто это выражается либо в демонстрации
безразличного отношения к
Наступает этап, когда интерес к другому полу еще более усиливается, однако внешне во взаимоотношениях мальчиков и девочек возникает большая изолированность. На этом фоне проявляется интерес к устанавливающимся отношениям, к тому, кто кому нравится. У девочек этот интерес обычно возникает раньше, чем у мальчиков: о собственных симпатиях таинственно сообщается единственной подруге, но часто и группе сверстниц. Даже при взаимных симпатиях открытые дружеские отношения проявляются редко, так как для этого подросткам необходимо не только преодолеть собственную скованность, но и быть готовым противостоять насмешкам и поддразниванию со стороны сверстников.
У старших подростков общение между мальчиками и девочками становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной, как правило, ей придается очень большое значение. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций.
Как указывает В. С. Мухина, «интерес отрока к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя» [18, c. 234].
Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.
Романтические отношения могут возникать при совместном проведении времени: на прогулках, при посещении музеев, театров, танцев, кино и т.д. Подростки нередко отождествляют себя с популярными персонажами и стремятся соответствовать внешним формам их поведения. Они тонко чувствуют происходящие с их телом и душой метаморфозы. Одних это смущает. Другие гордятся собой.
Особую цену приобретают прикосновения. Руки становятся проводниками внутренней напряженности, связанной с физическим и психическим обретением тела. Эти намагниченные прикосновения запоминаются душой и телом на всю последующую жизнь. Поэтому очень важно одухотворить отроческие отношения, но не принизить их.
Романтическое отношение к представителю другого пола побуждает к мечте, к фантазиям, где осуществляются самые невероятные замыслы и сбываются надежды. Мечты и фантазии развивают рефлексию и смелость в решении вымышленных или реальных коллизий. Отрок учится действовать в своих фантазиях, но отрабатывает свои действия и поступки по-настоящему, переживая их и рефлексируя на все возможные ситуации.
Таким образом, в отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Диапазон подростковых ориентации в общении многообразен. На эти ориентации сильное воздействие оказывает потребность в сверстнике, в чувстве «Мы», страх перед возможным одиночеством. В этом возрасте большое значение имеет наличие друга, с которым подростков делится своими мыслями, проблемами и переживаниями. В конце старшего подросткового возраста повышается интерес к противоположному полу.
Выводы
Подростковый возраст включает в себя период от 10–11 до 14–15 лет. Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками.
Общение рассматривается исследователями как реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей. Выделяют следующие функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
Общение подростков со взрослыми и