Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 02:43, диссертация

Описание работы

При работе были поставлены задачи:
1. Раскрытие особенностей операционально-мыслительной деятельности.
2. Рассмотрение общих и специфических операций мышления.
3. Изучение организации коррекционной работы в специальных школах для слепых и слабовидящих школьников.
4. Определение путей и условий усовершенствования коррекционной работы по формированию математических представлений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Основные теоретические направления в исследованиях
процессов мыслительной деятельности. 5
1.1. Становление психологической науки. 5
1.2. Проблема мышления в тифлопсихологии. 10
1.3. Особенности операционально-мыслительной деятельности. 18
Глава II. Исследование мышления слабовидящих школьников при
решении арифметических задач и их практическом выполнении. 26
2.1. Методики констатирующего эксперимента мышления при
слабовидение 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 30
Глава Ш. Формирование мыслительных процессов. Их важность в
жизни человека. 38
Заключение 40
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

мышление диссертация.doc

— 502.00 Кб (Скачать файл)

Развитие мыслительных операций в  норме идет поэтапно, образуя иерархическую систему. Сначала мышление осуществляется как структура внешних конкретных операций. Это процесс замедленный, поскольку он опосредован внешними операциями. Затем формируются системы действий в уме с представлениями и образами, но с опорой на непосредственное восприятие. Мышление протекает быстрее, и только потом возникают логические операции. Использование в качестве блоков автоматизированных операций, целостных цепочек умозаключений знаменует следующий этап – дальнейшее ускорение мышления. Высокая скорость базируется на восприятии большой и малой посылок не изолированно, а симультанно, в единстве. В противном случае правильный вывод принципиально не возможен. Для того чтобы это было сформировано надо много работать – упражняться в задачах, головоломках.

У детей с нарушением зрения страдает наглядно-образное мышление и поэтому, как было сказано ранее, при построении всех операций мышления поэтапно, один этап менее обогащен из-за неполной наглядности, а так как все этапы зависят друг от друга, следовательно у слабовидящих детей идет затрудненное понимание решения арифметических задач. Но так как с возрастом опыта становится больше и этап связанный с наглядно-образным мышлением обогащается, то при классификации переключаются с одного выделяемого признака на другой без затруднений. Это происходит тогда, когда идет формирование всей работы в комплексе. Только гармоничное сочетание всех значимых характеристик мышления делает его продуктивным инструментом познания.

Суждения детей – единичные, конкретные о данном предмете, поэтому  они категоричны и обычно относятся  к наглядной действительности. Учитывая эту особенность, объясняя ребенку, необходимо подкреплять речь наглядным примером. А так как данная сфера мышления у детей с нарушением зрения ограничена, то речь мы должны подкреплять наглядностью, которая допустима для данной категории учащихся. Вся работа, которую проводят педагоги должна быть направлена не только на сам дефект, но и на индивидуальные особенности ребенка.

 

Вывод:

Обосновывая значимость мышления и  важность формирования мыслительных процессов можно сделать вывод:

Необходимо формировать мыслительные процессы с раннего возраста. У детей с нарушением зрения круг восприятия сужен, слабые зрительные представления, взаимосвязь всех психических процессов затормаживает развитие мышления, поэтому необходимо уделять огромное внимание при воспитании и обучении ребенка на развитие всех психологических процессов, а особенно мышления.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом рассмотрев теории мышления буржуазной тифлопсихологии и отечественных тифлопсихологов, их основные труды по данной теме, рассмотрев проблемы мышления в тифлопсихологии, особенности операционально-мыслительной деятельности заключенных в первой главе. Проанализировав констатирующий эксперимент основанный на теоретических знаниях о мышлении, описав возможности формирования мышления можно сделать выводы на поставленные задачи:

    1. При коррекционной работе следует учитывать особенности развития мышления при нарушениях зрения. Этими особенностями являются у детей с нарушениями зрения затруднение развития образного мышления, что затрудняет формирование понятий. Так же встречается расширение или сужение объема понятий, недостаточная обоснованность суждений, формальность умозаключений. Но если вовремя начата коррекционная работа и у ребенка нет вторичных дефектов, то с накоплением опыта, у детей с нарушением зрения мышление становится такое же как и у нормального видящего сверстника. Следовательно, слабовидение не может быть непреодолимым препятствием для полноценного развития мышления.
    2. Основными операциями, благодаря которым мыслящий человек познает и отражает в понятиях те или иные стороны действительности являются синтез и анализ. Они являются самостоятельными мыслительными операциями, но в тоже время они включены во все процессы, способствующие решению мыслительных задач. Одной из наиболее важных операций является сравнение. Оно так же включается во все мыслительные операции. С его помощью осуществляется классификация и систематизация объектов. Подводя итог к сказанному можно отметить, что частичная утрата зрения сужает сенсорную сферу, затрудняет чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления. Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным, так как процесс обучения и воспитания в значительной мере устраняет основные причины замедленного развития. Направляя и организуя восприятие, расширяя круг представлений, формируя понятия, педагог способствует успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слабовидящих.
    3. Изучалось много концепций по данной проблеме и многие ученые пришли к единому мнению, что обучение и воспитание слабовидящих школьников должно строится так же как и у нормальновидящих, но должна вестись коррекционная работа, позволяющая овладевать программой массовой школы и обогащать жизненный потенциал детей.
    4. Определение путей и условий усовершенствования коррекционной работы по формированию представлений, зависит от успешной целенаправленной разработки программы и способов управления, реализации данной программы для формирования мышления. При этом четко выделять факторы (возраст, индивидуальные особенности психического развития личности школьника и особенности дефекта зрения). В ходе формирования системы представления различного предметного содержания и сложности, при правильной организации и управлении процессом формируются предпосылки для формирования мыслительной деятельности.

Своей работой я хотела доказать, что формирование видов и типов  мышления при дефектах зрения проходят те же этапы, что и в норме. Мыслительная деятельность слабовидящих подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

    1. Андрианов А.И., Волкова Н.А. «Лучшие психологические тесты», Петразаводск, издательство «Петроком» 1992г.
    2. Ананьев Б.Г. «О проблемах современного человека», Москва, 1977г.
    3. Божович Л.И. «Этапы формирования личностного опыта», «Вопросы психологии» №4 1978г.
    4. Выготский Л.С. «Слепой ребенок», собрание сочинений, т.5, Москва 1983г
    5. Гиппенпейтер Ю.Б., Вилюнаса В.К. «Психология эмоций», тесты, Москва, 1984г.
    6. Грановская Р.М. «Элементы практической психологии», Санкт-Петербург, 1997г.
    7. Грегори Р.М. «Глаз и мозг», Москва, 1970г.
    8. Дебольский Н.Г. «Лекции по психологии», Москва, 1986г.
    9. Егорова Т.В., Розанова Т.В. «Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей», Дефектология №4, 1975г.
    10. Ждан А.Н. «История психологии: от античности до наших дней», Москва, 1990г.
    11. Занков Л.В. «Дидактика и жизнь», Москва, 1968г.
    12. Земцова М.И. «Учителю о детях с нарушением зрения», Москва, 1973г.
    13. Зотов А.И. «Актуальные вопросы изучения личности слепых и слабовидящих детей», Москва, 1977г.
    14. Земцова М.И. «Особенности познавательной деятельности слепых», Ленинград, 1961г.
    15. Зейгарник Б.В. «Патапсихология», Москва, 1976г.
    16. Коваленко Б.И., Коваленко Б.П. «Тифлопедагогика», Москва, 1962г.
    17. Костючек Н.С. «Представление, мышление у учащихся 1-3 кл. школа слепых и слабовидящих», «Известия АПН РСФСР», Москва, 1959г.
    18. Крогнус А.А. «Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики», Ленинград, 1926г.
    19. Литвак А.Г. «Очерки психологии слепых и слабовидящих», Ленинград, 1972г.
    20. Короленко Ц.П., Фролов Г.Ф. «Вселенная внутри тебя», «Наука» сибирского отделения, Новосибирск, 1979г.
    21. Литвак А.Г. «Тифлопсихология», Москва, «Просвещение», 1985г.
    22. Леонтьев А.Н. «Деятельность, сознание, личность», Москва, 1975г.
    23. Майерс Д. «Социальная психология», Санкт-Петербург, 1997г.
    24. Назарова Т.П. «Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников», «Дифектология» №2, 1972г.
    25. Назарова Т.П. «Мыслительная деятельность при слабовидение у младших школьников, при решении арифметических задач», автореферат, кандидатская диссертация, Москва, 1975г.
    26. Научно-исследовательский институт дифектологической академии науки СССР, «Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье», Москва, 1979г.
    27. «Обучение и воспитание ребенка с нарушением зрения», Москва, 1978г.
    28. «Опыт системного исследования психики ребенка», Москва, 1975г.
    29. «Психология мышления», Москва, 1965г.
    30. «Психология особенности слепых и слабовидящих школьников», РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов, Ленинград, 1981г.
    31. «Психология особенности слепых и слабовидящих школьников», РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов, Ленинград, 1980г.
    32. РГПУ им А.И. Герцена, «Тифлопсихология и тифлопедагогика», Ленинград, 1970г.
    33. Солнцева Л.И. «Особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста», сборник – «Вопросы активатизации обучения слепых», Москва, 1978г.
    34. Секей Л. «Знание и мышление», Москва 1965г.
    35. Соколов А.Н. «Внутренняя речь и мышление», Москва, 1968г.
    36. Тихомиров О.К. «Структура мыслительной деятельности человека», Москва, 1969г.
    37. Урунтаева Г.А. «Практикум по детской психологии», Москва, «Просвещение», 1995г.
    38. Фресс П., Пиаже Ж. «Экспериментальная психология» вып. 5, москва 1975г.
    39. Херош С.М. «Обучение слепых дошкольников опосредованной оценки различных свойств предметов», Москва, 1976г.
    40. Чистович Л.А. «Речь. Артикуляция и воспитание», Москва, 1965г.
    41. Якобсон П.М. «Эмоциональная жизнь школьника»
    42. Ярошевский М.Г. «Краткий курс истории психологии», Москва, 1995г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение




Информация о работе Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения