Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:32, автореферат
В связи с постоянно растущим числом мигрантов на территории Российской Федерации перед Российским образованием особенно остро встала проблема взаимодействия и общения детей из разных этнических групп. Различия в языке, воспитании, традициях, нормах и правилах, ценностных ориентациях, способах усвоения информации, характерные для определенной этнической группы – все это, безусловно, оказывает влияние на эффективность общения как внутри группы учащихся, так и между детьми и педагогами. В этих условиях одна из кардинальных задач современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить диалектическое единство и преемственность между этнической и гражданской идентичностью личности школьника. Это в равной степени относится и к школе, где закладывается фундамент всестороннего развития личности, идёт интенсивный процесс становления этнической идентичности младшего школьника.
На правах рукописи
СТЕПАНОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА
ОСОБЕННОСТИ ОСОЗНАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ
Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование,
программа «Психология и акмеология управления в системе образования»
АВТОРЕФЕРАТ
магистерской диссертации
Красноярск 2014
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
В связи с постоянно растущим числом мигрантов на территории Российской Федерации перед Российским образованием особенно остро встала проблема взаимодействия и общения детей из разных этнических групп. Различия в языке, воспитании, традициях, нормах и правилах, ценностных ориентациях, способах усвоения информации, характерные для определенной этнической группы – все это, безусловно, оказывает влияние на эффективность общения как внутри группы учащихся, так и между детьми и педагогами. В этих условиях одна из кардинальных задач современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить диалектическое единство и преемственность между этнической и гражданской идентичностью личности школьника. Это в равной степени относится и к школе, где закладывается фундамент всестороннего развития личности, идёт интенсивный процесс становления этнической идентичности младшего школьника.
Необходимость активизации теоретических и практических исследований в области становления этнической идентичности личности настоятельно диктуется и тем, что в настоящее время, к сожалению, значительная часть подрастающего поколения во многих регионах России, как показывают социологические и психологические исследования, в этническом смысле маргинализована, не имеет достаточных навыков и умений употребления родной речи, знаний и представлений об истории, прошлом своего народа [32, с. 47].
На территории России проживает более 180 народов. при этом русские составляют около 80 % населения, представители других национальностей составляют чуть более 20 % населения [32, с. 79]. На сегодняшний день в Красноярском крае проживают представители 137 национальностей [32, с. 84]. Преобладающим большинством являются жители русской национальности, в том числе и в Красноярске.
Проблема этнической идентификации школьника не является новой. Ей посвящены многие исследования. В научных работах известных психологов Е. М. Галкиной [27, с. 15], Г. В. Дьяконова [27, с. 11], В. С. Мухиной [27, с. 12], Ж. Пиаже [10, с. 93], О. Л. Романовой [27, с. 14], И. А. Снежковой [27, с. 19], Т. Г. Стефаненко [27, с. 21], Э. Эриксона [10, с. 78] и других, рассматриваются проблемы формирования этнического самосознания личности, изучаются различные аспекты этнической идентификации и становление этнической идентичности личности на различных возрастных этапах.
В ряде исследований (А.Л. Байченко, Е.М. Галкина, А.Н. Терентьева) отмечается, что этническая идентичность у некоторых русских, проживающих на территории России либо отрицательная, либо конфликтная. Люди, не принимающие своей этнической идентичности, негативно относятся к своей этнической принадлежности, испытывают напряжение и дискомфорт. Известно, что без положительного отношения к собственной этнической идентичности невозможно формирование патриотизма и эффективное межэтническое взаимодействие. Очевидный интерес в этом плане представляет младший школьный возраст, когда происходит становление идентификации личности (Ж. Пиаже, Э. Эриксон).
До недавних пор в отечественной психологии понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях, этого понятия не найти даже в последних изданиях психологических словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат.
Теоретические подходы к исследованию феномена этничности в отечественной науке были заложены в 60-70-е гг. известными советскими этнологами как: Ю. В. Бромлей [11, с. 94], Л. Н. Гумилев [10, с. 114], В. И. Козлов [10, с. 82], П. И. Кушнер [24, с. 77], Н. Н. Чебоксаров [10, с. 126]. В современной российской науке анализ категорий этничности, этнической идентичности осуществлялся и осуществляется такими исследователями, как: Ю. В. Арутюнян [5, с. 48], А. О. Бороноев [10, с. 24], Ю. В. Бромлей, И. В. Власова [11, с. 86], М. Н. Губогло [10, с. 21], Л. М. Дробижева [19, с. 17], В. Н. Иванов [10, с. 20], В. И. Козлов [23, с. 46], И. С. Кон [10, с. 22], П. И. Кушнер[24, с. 32], М. В. Крюков[23, с. 22], Э. С. Маркарян [27, с. 95], В. В. Пименов [39, с. 17], Л. С. Рубан [10, с. 20], З. В. Сикевич [10, с. 26], Г. У. Солдатова [49, с. 76], Т. Г. Стефаненко [52, с. 66], В. А. Тишков [55, с. 37], С. А. Токарев [10, с. 22], Н. Н. Чебоксаров [10, с. 21], К. В. Чистов [10, с. 23], О. И. Шкаратан [10, с. 22], В. А. Ядов [63, с. 56] и др.
В нашей работе мы придерживаемся позиций большинства российских исследователей, которые разграничивают понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание». Этническая идентичность считается «когнитивно-мотивационным ядром этнического самосознания и содержит в себе также слой бессознательного» [4, с. 15]. Этническая идентичность является центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации.
В современных подходах к
изучению этнической идентичности
доминирует социально-деятельностный
подход (Э. Гидденс, А. Шюц,
П. Штомпка, В.А. Ядов). Широкую перспективу
открыло распространение в социологии
и этнологии (для России, прежде всего,
благодаря работам В. А. Тишкова) конструктивистского
и инструменталистского подхода. Благодаря
этим подходам этническая идентичность
практически становится основным аргументом
этничности, а состояние этнической идентичности
- одной из основных проблем сохранения
мира в мультикультурном обществе.
Среди зарубежных исследователей, разрабатывающих проблемы этничности, этнических групп, этнической идентичности, идентификации идентичности, можно назвать таких исследователей, как Х. Айзекс [17, с. 27], Б. Андерсон [27, с. 28], Ф. Барт [5, с. 87], П. Ван Ден Берге [10, с. 65], Э. Геллнер [10, с. 54], К. Гирц [27, с. 15], Н. Глейзер [17, с. 22], Дж. Де Вое [27, с. 20], А. Коэн [27, с. 15], Дж. Нейджел [27, с. 25], С. Олзак [27, с. 24], Д. Мак-Кэй, Д. Мойнихан [27, с. 22], Дж. Окамура [10, с. 77], Г. Теджфел [27, с. 39], Д. Тернер, Э. Хобсбаум [17, с. 30], Д. Хоровиц [5, с. 92], Э. Эриксон [27, с. 34] и др.
Актуальность темы исследования определяется современными требованиями к активному использованию элементов этнической культуры в содержании школьного образования, необходимостью оптимизировать процесс становления этнической идентичности в младшем и подростковом школьном возрасте в процессе обучения, а так же потребностью выявить влияние этнической культуры на этническую идентификацию младших школьников и подростков, на взаимоотношения учащихся, относящихся к разным этническим группам. Тенденция исследований этнической идентичности у большинства учёных, на сегодняшний день, была направлена на выявление фактора проявления этнической идентичности преимущественно в юношеском и взрослом возрастах. Исследований по проблеме этнической идентичности в младших возрастных группах не проводилось.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы осознания этнической идентичности в младшем и подростковом школьном возрасте обусловили выбор темы нашего исследования.
Необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями:
- потребностью общества в человеке, устанавливающем межличностные полиэтнические контакты на традициях ценностного отношения к собственному и другим этносам, и недостаточной осознанностью людьми данной потребности;
- потребностью педагогической практики решать проблемы национального воспитания и недостаточной научной разработанностью процесса национального воспитания, развития этнической идентичности, социализации современных школьников в полиэтническом обществе.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в теоретическом осмыслении и практическом педагогическом поиске содержания и способов развития этнической идентичности.
Цель исследования выявление особенностей осознания этнической идентичности младшими школьниками и подростками.
Объектом исследования является этническая идентичность как характеристика этнического самосознания.
Предмет исследования осознание этнической идентичности
у младших школьников и подростков.
Для реализации цели исследования нами были поставлены и решались следующие задачи:
1) Осуществить теоретический анализ проблемы этнического самосознания и этнической идентичности;
2) Изучить условия формирования этнической идентичности в ходе возрастного развития;
3) Подобрать методики исследования этнической идентичности;
4) Провести эмпирическое исследование особенности осознания этнической идентичности у младших школьников и подростков;
5) Проанализировать условия (формы, методы и средства) формирования этнической идентичности школьников.
Гипотеза исследования предполагаем, что:
- этническая идентичность
осознаётся подростками в
- в подростковом возрасте в большей степени осознаётся значимость и принадлежность к своей этнической группе.
Методы исследования:
теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
Методики исследования:
- «Методика двадцати утверждений самоотношения Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда;
- «Шкала экспресс-оценки
выраженности этнической
- «Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности» А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой;
- «Модифицированный шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» О.Л. Романовой.
- При анализе и обобщении эмпирических
результатов использовались методы статистической
обработки при помощи («EXLEL», статистический метод U – критерий Манна-Уитни).
Методологической основой исследования явились:
Подходы: системный, субъектно-развивающий, деятельностный. Концепция идентичности Э. Эриксона, взгляды Ж. Пиаже об осознании у ребёнка принадлежности к национальной группе, а также работы по изучению этнической идентичности детей и взрослых Ю. В. Бромлея, Л. М. Дробижевой, Н. М Лебедевой, О. Л. Романовой, С. В. Рыжовой, Г. У. Солдатовой.
Эмперическая база исследования:
Экспериментальное исследование проводилось в 2013-2014 году по заказу средней общеобразовательной школы №150 г. Красноярска в «1», «3», «5» и «7» классах.
Выборка представлена 113 учащимися ( 66 – младших школьников,47– подростков). В составе первого класса 46 человек, третьего класса 20 человек, пятого класса 23 человека, седьмого класса 24 человека.
Этапы исследования.
Первый этап – поисковый. На этом этапе была дана оценка историографии и современного состояния феноменологии этнической идентичности в теории и на практике, осуществлен теоретический анализ философской, социологической, этнологической, психологической и педагогической литературы, определение выборки и базы исследования, подбор методов и методик, адекватных цели и задачам исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный. На данном этапе была уточнена, обогащена и подвергнута эмпирической проверке общая гипотеза исследования. Проводилось эмпирическое исследование этнической идентичности младших школьников подростков. Реализовывался «Фестиваль Народов Красноярского края», целью которого, являлось формирование этнической идентичности у младших школьников подростков в условиях общеобразовательной школы.
Третий этап – заключительный. В этот период проводилась обработка и систематизация полученных данных, исследование особенностей этнической идентичности младших школьников и подростков, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Теоретическая значимость:
В диссертационной работе обобщены и систематизированы основные положения отечественных и зарубежных исследователей о развитии этнической идентичности, об особенностях осознания этнической принадлежности в детском и подростковом возрастах что важно для таких разделов социальной психологии как социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия, психология межгруппового взаимодействия.
Практическая значимость:
Выявленные в работе особенности осознания детьми своей этнической принадлежности создает предпосылки для практического построения системы национального воспитания.
Полученные данные могут быть использованы и в учебном процессе образовательных организаций, так как дополняют и детализируют определенные формы и методы национального воспитания.
Апробация результатов исследования.
Основные выводы по актуализированным в диссертации вопросам, были озвучены в выступлениях на конференции кафедры «Психологии управления» Института психолого-педагогического образования Красноярского государственного университета им. В.П.Астафьева, Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука ХХI века», а также изложены в научной статье, общим объёмом 7 страниц.
Информация о работе Особенности осознания этнической идентичности у младших школьников и подростков