Особенности осознания этнической идентичности у младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:32, автореферат

Описание работы

В связи с постоянно растущим числом мигрантов на территории Российской Федерации перед Российским образованием особенно остро встала проблема взаимодействия и общения детей из разных этнических групп. Различия в языке, воспитании, традициях, нормах и правилах, ценностных ориентациях, способах усвоения информации, характерные для определенной этнической группы – все это, безусловно, оказывает влияние на эффективность общения как внутри группы учащихся, так и между детьми и педагогами. В этих условиях одна из кардинальных задач современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить диалектическое единство и преемственность между этнической и гражданской идентичностью личности школьника. Это в равной степени относится и к школе, где закладывается фундамент всестороннего развития личности, идёт интенсивный процесс становления этнической идентичности младшего школьника.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Положения, выносимые на защиту:

1) Осознание этнической идентичности как «когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания и содержит в себе слой бессознательного и соотнесение Я концепта к данному этносу. Ценностно-смысловыми компонентами осознания этнической идентичности являются самоотнесение себя к данному этносу, с одной стороны и межэтническая дифференциация с другой стороны. На их основе человек осознает свое место в системе внутри этнических и межэтнических отношений и усваивает способы внутригруппового и межгруппового поведения.

2) Развитие этнической идентичности определяется общим уровнем психического развития ребёнка. Знания об этнических стимулах и осознание собственной принадлежности обнаруживает качественную специфику на разных этапах онтогенеза. Осознанное отношение к собственной этничности достаточно полно формируется к подростковому возрасту.

3) Особенности осознания собственной этнической принадлежности во многом зависят от характера активной ориентировки субъекта в системе этнических представлений, норм и ценностей. На формирование этнической идентичности оказывает значительное влияние включенные в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы учебный и внеучебные комплексные мероприятия этнокультурного характера.

Структура и объём диссертации состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, содержит 8 приложений, и списка использованной литературы, включающий в себя 168 источников, из них 100 – на иностранных языках. Основной текст диссертации составляет 135 страниц.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность исследования; определены объект, предмет, цель и задачи работы, сформулирована гипотеза, представлены методологические основания и эмпирические методы исследования; сформулированы положения, выносимые на защиту; показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой  главе  диссертации, «Изучение этнической идентичности в современной психологии», осуществляется  анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме этнического самосознания и этнической идентичности, на основании которого были сформулировано понятие  этнической идентичности и её структура.

В параграфе 1.1., «Основные направления исследования этнического самосознания и этнической идентичности в отечественной и зарубежной науке», осуществляется анализ основных понятий этнического самосознания и этнической идентичности, выделены основные подходы к пониманию проблемы этнического самосознания и этнической идентичности, приводится  обзор отечественных  и  зарубежных  теоретических  исследований,  посвященных  проблеме  этнического самосознания и этнической идентичности. Выделяются   различные подходы  к понятию этнического самосознания и этнической идентичности на  основе научных  работ З. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго», Дж. Мид, Р. Линтон в рамках ролевых теорий личности, Э. Эриксон концепция идентичности, концепция социальной идентичности Г. Теджфела К.А., Дж. Де Вое и Л. Романусси-Росс антропологические исследования, работы этнологов, историков, социологов, психологов (В. И.Клементьев, В. В. Пименов, Б. Ф. Поршнев, В. И. Козлов, Ю. В. Бромлей, Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, В. С. Кондратьев, А. А. Сусоколов, Г. У. Солдатова). В нашей работе мы придерживаемся позиций большинства российских исследователей, которые разграничивают понятия «этническая идентичность» и «этническое самосознание». Этническая идентичность считается «когнитивно-мотивационным ядром этнического самосознания и содержит в себе также слой бессознательного». Этническая идентичность является центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации.

В параграфе 1.2., «Изучение развития этнической идентичности», выделены  основные подходы к пониманию проблемы развития этнической идентичности в онтогенезе, сопоставлялись этапы развития этнической идентичности с этапами возрастного развития самосознания личности.  Осознание своей принадлежности к этнической группе имеет свои особенности на разных возрастных этапах. Этнические знания ребенка 5-6 лет нестабильны и не систематичны: дети не всегда могут назвать собственную национальность, национальность родителей, путают названия национальностей, городов. Слабость этнических знаний в значительной степени определяется отсутствием должного уровня развития познавательных процессов, которые позволили бы ребенку понять всю сложность и многоаспектность явлений этнической жизни. Ребенок-дошкольник с большим трудом представляет себе социальную действительность: он может говорить о различиях языков - но не о различиях культур, исторических путей развития этнических групп; он может заметить различия в одежде - но не в системах национальных обрядов, обычаев, традиций.

Развитие в младшем школьном возрасте когнитивных способностей ребенка во многом определяет расширение и качественные изменения этнических знаний и особенности осознания собственной этничности. Ребенок уже не просто повторяет услышанную от взрослых информацию, но систематизирует свои знания и устанавливает между ними закономерности. Согласно полученным данным, именно в младшем школьном возрасте наблюдается существенный рост этнических знаний.

Однако, этот процесс не останавливается, а продолжается как переосмысление роли этничности в собственной жизни. Существенным трансформациям приобретения ранних возрастов подвергаются в старшем подростковом возрасте. Этнические представления подростков становятся все более дифференцированными что находит выражение, например, в увеличении числа признаков, по которым одна этническая группа отличается от другой. В подростковом возрасте наблюдается не только развитие общей осведомленности ребенка, но и становление гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности. Так, рост и расширение этнических знаний сопровождается снижением спутанности и неточности понятий. С возрастом этнические чувства становятся все более четкими и оформленными. Система этнических взглядов и предпочтений подростков характеризуется многоаспектностью и логической связанностью.

Тем не менее, некоторые факты, например несогласованность установок, позволяют утверждать, что этническая идентичность подростка не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не окончен. Различия ответов респондентов сравниваемых групп позволяют сделать предположение о разных уровнях сформированности этнической идентичности.

В параграфе 1.3., «Условия формирования этнической идентичности школьников», рассматриваются  условия формирования этнической идентичности на основе анализа ряда нормативных документов и законов, выделены модели введения национально-регионального компонента в содержании образования.

В заключение главы сделаны выводы, обобщающие ее содержание.

Во второй главе «Методы и организация исследования» дана характеристика методов эмпирического исследования, представлены методы статистической обработки данных и организация экспериментального исследования. Для проведения экспериментального исследования был составлен комплекс методик: «Методика двадцати утверждений самоотношения Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда; «Шкала экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» Н.М. Лебедевой; «Методика оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности»   А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой; «Модифицированный шкальный опросник для исследования этнической идентичности детей и подростков» О.Л. Романовой. При анализе и обобщении эмпирических результатов использовались методы статистической обработки при помощи («EXLEL»,  статистический метод U – критерий Манна-Уитни).   методика «Мое отношение к своему телу» (Е.Б. Станковская), разработанная с учетом  приема «Метод  самообобщения» (Старовойтенко  Е.Б., 2004); «Опросник  самоотношения» (Столин  В.В.,  Пантилеев  С.Р., 1985),  методика «Опросник  отношения  женщины  к  себе  в  аспекте  телесности» (Е.Б. Станковская).

В исследовании приняли участие 113 школьников средней общеобразовательной школы №150 г. Красноярска в «1», «3», «5» и «7» класс  ( 66  – младших школьников,47– подростков). В составе первого класса 46 человек, третьего класса 20 человек, пятого класса 23 человека, седьмого класса 24 человека.

Глава завершается выводами, обобщающее ее основное содержание.

В третьей главе «Результаты исследования и их обсуждение» представлен анализ результатов эмпирического исследования  этнической идентичности у младших школьников и подростков. Рассмотрим основные полученные результаты. Исследование по методике двадцати утверждений самоотношения Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда экспериментальной  группы  до и после фестиваля. Результаты контрольного эксперимента по методике представлены представлены в таблице 1.

 

                                                                                                                       

 

  Таблица 1. Структура самоописаний младших школьников

1-3класс(66ч) 

 

 

Параметры самоописаний

   

Частота встречаемости

%

Личностно-идентификационные параметры

Качества личности, самооценка

83

1,25

Любимые занятия

61

0,92

Умения

18

0,27

Имя

35

0,53

Человек, землянин

28

0,42

Внешние качества

41

0,62

Социально-идентификационные параметры

Ученик

95

1,43

Мальчик-девочка

60

0,90

Россиянин

24

0,36

Ребенок

17

0,25

Этническая принадлежность

27

0,40

Будущая профессия

37

0,56

Подросток

8

0,12

Дружеские роли

13

0,19

Семейные роли

36

0,54


 

В экспериментальной и контрольной группах младших школьников по- прежнему этническая принадлежность занимает одно из последних мест. Однако наблюдается значительное изменение в экспериментальной группе, статистические значимые различия средних показателей (р=0,05).

 

Далее рассмотрим результаты диагностики подростковой группы, по методике двадцати утверждений самоотношения Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда. Результаты контрольного эксперимента по методике представлены в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        Таблица 2. Структура самоописаний подростков

5-7класс(47ч)

 

 

Параметры самоописаний

   

Частота встречаемости

%

Личностно-идентификационные параметры

Качества личности, самооценка

229

4,87

Любимые занятия

21

0,44

Умения

36

0,76

Имя

17

0,36

Человек, землянин

53

1,12

Внешние качества

40

0,85

Социально-идентификационные параметры

Ученик

36

0,76

Мальчик-девочка

33

0,70

Россиянин

23

0,48

Ребенок

3

0,06

Этническая принадлежность

27

0,57

Будущая профессия

24

0,51

Подросток

16

0,34

Семейные роли

45

0,95

Дружеские роли

13

0,27


 

 

Анализ результатов по методике двадцати утверждений самоотношения Кто Я?» М. Куна и Т. Мак-Партланда показал, что у подростков экспериментальной группы в структуре самоописаний, значительно повысился показатель  этнической идентичности 0, 57, статистические значимые различия средних показателей (р=0,03).

 

Исследование по шкале экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» Н.М. Лебедевой у младших школьников показал, что в экспериментальной группе увеличилось число ответов  «ощущаю почти всегда» статистические значимые различия средних показателей (р=0,03), и «ощущаю в полной мере» (р=0,01),  данные представлены в таблице 3.

 

                                                                                                                        Таблица 3. Выраженность этнической идентичности у младших школьников

                                                                                                                             

1-3класс (66ч)

№1 совсем не ощущаю

№2

ощущаю, но очень слабо

№3

иногда ощущаю, а иногда нет

№4

ощущаю почти всегда

№5

ощущаю в полной мере

(66ч)

7

5

2

17

       35

%

10,6

7,57

3,03

25,75

53,03




 

Анализ результатов по шкале экспресс-оценки выраженности этнической идентичности» Н.М. Лебедевой у подростков показал, что в экспериментальной группе увеличилось число ответов «ощущаю почти всегда» статистические значимые различия средних показателей (р=0,02), и «ощущаю в полной мере» (р=0,05) данные представлены в таблице 4.

                                                                                                                        Таблица 4. Выраженность этнической идентичности у подростков

 

5-7класс

№1 совсем не ощущаю

№2

ощущаю, но очень слабо

№3

иногда ощущаю, а иногда нет

№4

ощущаю почти всегда

№5

ощущаю в полной мере

(47ч)

2

1

5

19

20

%

4,25

2,12

10,63

40,42

42,55

Информация о работе Особенности осознания этнической идентичности у младших школьников и подростков