Особенности осознания этнической идентичности у младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:32, автореферат

Описание работы

В связи с постоянно растущим числом мигрантов на территории Российской Федерации перед Российским образованием особенно остро встала проблема взаимодействия и общения детей из разных этнических групп. Различия в языке, воспитании, традициях, нормах и правилах, ценностных ориентациях, способах усвоения информации, характерные для определенной этнической группы – все это, безусловно, оказывает влияние на эффективность общения как внутри группы учащихся, так и между детьми и педагогами. В этих условиях одна из кардинальных задач современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить диалектическое единство и преемственность между этнической и гражданской идентичностью личности школьника. Это в равной степени относится и к школе, где закладывается фундамент всестороннего развития личности, идёт интенсивный процесс становления этнической идентичности младшего школьника.

Файлы: 1 файл

Автореферат.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ по методике оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности»   А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой показал, что у младших школьников значительно изменились показатели по шкале  позитивности  этнической  идентичности, статистические значимые различия средних показателей (р=0,04), и снизились по шкале  неопределенности этнической идентичности (р=0,001) (См. табл.5).

                                   

 

 

                                                                                                                        Таблица 5. Позитивность и неопределённость этнической идентичности у младших школьников

1-3класс

Шкала  позитивности  этнической  идентичности

Шкала неопределенности этнической идентичности

(66ч)

810баллов

450баллов




 

 

Исследование по методике оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности»   А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой показал, что у подростковой группы испытуемых также как и в группе младших школьников значительно изменились показатели по шкале  позитивности  этнической  идентичности, статистические значимые различия средних показателей (р=0,05), и снизились по шкале  неопределенности этнической идентичности (р=0,001) (См. табл.6).

 

                                                                                                                        Таблица 6. Позитивность и неопределённость этнической идентичности у подростков

5-7класс

Шкала  позитивности  этнической  идентичности

Шкала неопределенности этнической идентичности

(47ч)

645баллов

323баллов


 

 

Анализ по методике шкального опросника для исследования этнической идентичности детей и подростков» О.Л. Романовой показал, что у младших школьников значительно изменились показатели по шкале  чувство принадлежности к своей этнической группе статистические значимые различия средних показателей (р=0,02), и повысились по шкале  значимость национальности (р=0,05) (См. табл.7).

 

                                                                                                                        Таблица 7. Чувство принадлежности и чувство значимости этнической идентичности у младших школьников

 

1-3класс

Чувство принадлежности к своей этнической группе

Значимость национальности

(66ч)

214баллов

198баллов




 

 

Исследование по методике шкального опросника О.Л. Романовой показал, что у подростков значительно изменились показатели по шкале  чувство принадлежности к своей этнической группе, статистические значимые различия средних показателей (р=0,01), и повысились по шкале  значимость национальности (р=0,02) (См. табл.8).

 

                                                                                                                        Таблица 8. Чувство принадлежности и чувство значимости этнической идентичности у подростков

 

5-7класс

Чувство принадлежности к своей этнической группе

Значимость национальности

(47ч)

186баллов

186баллов




Таким образом, в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе младших школьников и подростков произошли значительные изменения, школьники чаще стали указывать свою этническую принадлежность, при ответе на вопрос: «В какой степени вы ощущаете себя представителем своего народа?»,  большинство отвечали «ощущаю почти всегда» или «ощущаю в полной мере», повысились показатели позитивности  этнической  идентичности и снизилась неопределенность этнической идентичности, значительно изменились показатели по шкале  чувство принадлежности к своей этнической группе, и повысились по шкале  значимость национальности.

В завершение главы формулируются выводы по ее содержанию.

В заключении диссертации подводятся итоги, обобщаются полученные результаты.

Осуществленное  теоретико-эмпирическое  исследование  позволило сформулировать следующие выводы:

Этническая идентичность школьников сегодня все более осознается как важнейший объект психолого-педагогических исследований. Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени повлияла на возникновение проблем, связанных с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала.    

Интенсивные миграционные процессы, протекающие на фоне явных и скрытых межэтнических конфликтов, обостряют проблемы формирования этнической идентичности детей. Агрессивное влияние средств массовой информации и рекламы выступает фактором, затрудняющим формирование этнической идентичности. Таким образом, современные дети оказываются в условиях, когда становление и гармоничное развитие личности затруднено.                                                                                                                

В эпоху глобализации актуализируются вопросы, порождаемые временем - поиски своей идентичности; поиски себя в системе сложившихся новых структур в эпоху технологических, социальных и культурных изменений; восприятие «других» и себя другими; формирование своего «Я» и актуализация концепции «мы» и «они». Семантическое поле термина «идентичность» расширяется. Как пишет российский ученый Л.М. Дробижева: «Все человечество столкнулось с проблемой сочетания глобализации, универсализма и актуализации различий, в том числе национальных, этнических, расовых, религиозных. Для обществ, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, она стала особенно болезненной и, естественно, привлекла к себе внимание».

В эпоху глобализации растет интерес и необходимость в толерантном обществе, который невозможен без понятия причин тех или иных процессов, происходящих в нашем обществе, без понятия того, какой потенциал несет в себе современное общество, невозможно предвидеть и ситуацию в целом.

Именно поэтому, крайне важно выявить основные тенденции становления личностной этнической идентичности у детей младшего и подросткового школьного возраста.

В рамках данной темы автор настоящей работы, используя различные научные инструменты и подходы, включая методы и методики, провел ряд исследований, направленных на выявление особенностей осознания этнической идентичности младшими школьниками и подростками.

Подводя итог нашего исследования, можно сделать следующие выводы что:

1. Проблематика этнической идентичности и этнического самосознания имеет солидную традицию изучения в работах этнологов, историков, социологов и психологов.

2.  Рассмотрение основных направлений, парадигм и толкований понятия этничность показало насколько их существование, порой взаимоисключающих друг друга, подчеркивает сложность и многослойность самого феномена этнической идентичности.

3.  В современной отечественной научной мысли принято четкое разграничение понятий этническая идентичность и этническое самосознание. Этническая идентичность - это «когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания и содержит в себе также слой бессознательного. Ценностными компонентами этнической идентичности являются самоотнесение себя к данному этносу. Этническая идентичность, являясь центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации. На их основе человек осознает свое место в системе внутри этнических и межэтнических отношений и усваивает способы внутригруппового и межгруппового поведения.

4.    Развитие в младшем школьном возрасте когнитивных способностей ребенка во многом определяет расширение и качественные изменения этнических знаний и особенности осознания собственной этничности. Ребенок уже не просто повторяет услышанную от взрослых информацию, но систематизирует свои знания и устанавливает между ними закономерности. Согласно полученным данным, именно в младшем школьном возрасте наблюдается существенный рост этнических знаний.

Однако, этот процесс не останавливается, а продолжается как переосмысление роли этничности в собственной жизни. Существенным трансформациям приобретения ранних возрастов подвергаются в старшем подростковом возрасте. Этнические представления подростков становятся все более дифференцированными что находит выражение, например, в увеличении числа признаков, по которым одна этническая группа отличается от другой. В подростковом возрасте наблюдается не только развитие общей осведомленности ребенка, но и становление гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности. Так, рост и расширение этнических знаний сопровождается снижением спутанности и неточности понятий. С возрастом этнические чувства становятся все более четкими и оформленными. Система этнических взглядов и предпочтений подростков характеризуется многоаспектностью и логической связанностью.

Тем не менее, некоторые факты, например несогласованность установок, позволяют утверждать, что этническая идентичность подростка не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не окончен.

5. В комплексе задач, которые призвана решать полиэтническая школа, в вопросе формирования этнического самосознания можно выделить две тесно взаимосвязанных стороны. Первая - это создание организационно-содержательных и педагогических условий для эффективного формирования самосознания в рамках изучения общеобразовательных предметов учебного плана и в процессе внеклассной и внешкольной работы. Вторая сторона представлена созданием благоприятного психологического микроклимата в школьном коллективе, благоприятных взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, который создаётся в ходе совместной деятельности и оказывает непосредственное влияние на окружающий социум. Важно при создании определенных условий, использовать в педагогической деятельности адекватные формы, методы и средства образования.

 

6. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что этническая идентичность осознаётся подростками в большей степени, чем младшими школьниками. Подтвердились наши гипотезы и о том, что в процессе возрастного развития у школьников подросткового возраста этническая идентичность наиболее представлена, чем у учеников младшего возраста. В подростковом возрасте всё более актуальными для учащихся, становятся чувство принадлежности к своей этнической группе, а также значимость национальности. Основываясь на результатах проведённого нами эксперимента, можно сделать вывод о том, что проведенный нами «Фестиваль Народов Красноярского края» особо эффективен для осознания своей этнической идентичности школьниками.

 

 


Информация о работе Особенности осознания этнической идентичности у младших школьников и подростков