Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 13:32, автореферат
В связи с постоянно растущим числом мигрантов на территории Российской Федерации перед Российским образованием особенно остро встала проблема взаимодействия и общения детей из разных этнических групп. Различия в языке, воспитании, традициях, нормах и правилах, ценностных ориентациях, способах усвоения информации, характерные для определенной этнической группы – все это, безусловно, оказывает влияние на эффективность общения как внутри группы учащихся, так и между детьми и педагогами. В этих условиях одна из кардинальных задач современной общеобразовательной школы состоит в том, чтобы обеспечить диалектическое единство и преемственность между этнической и гражданской идентичностью личности школьника. Это в равной степени относится и к школе, где закладывается фундамент всестороннего развития личности, идёт интенсивный процесс становления этнической идентичности младшего школьника.
Анализ по методике оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности» А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой показал, что у младших школьников значительно изменились показатели по шкале позитивности этнической идентичности, статистические значимые различия средних показателей (р=0,04), и снизились по шкале неопределенности этнической идентичности (р=0,001) (См. табл.5).
1-3класс |
Шкала позитивности этнической идентичности |
Шкала неопределенности этнической идентичности |
(66ч) |
810баллов |
450баллов |
Исследование по методике оценки позитивности и неопределенности этнической идентичности» А. Н. Татарко, Н. М. Лебедевой показал, что у подростковой группы испытуемых также как и в группе младших школьников значительно изменились показатели по шкале позитивности этнической идентичности, статистические значимые различия средних показателей (р=0,05), и снизились по шкале неопределенности этнической идентичности (р=0,001) (См. табл.6).
5-7класс |
Шкала позитивности этнической идентичности |
Шкала неопределенности этнической идентичности |
(47ч) |
645баллов |
323баллов |
Анализ по методике шкального опросника для исследования этнической идентичности детей и подростков» О.Л. Романовой показал, что у младших школьников значительно изменились показатели по шкале чувство принадлежности к своей этнической группе статистические значимые различия средних показателей (р=0,02), и повысились по шкале значимость национальности (р=0,05) (См. табл.7).
1-3класс |
Чувство принадлежности к своей этнической группе |
Значимость национальности |
(66ч) |
214баллов |
198баллов |
Исследование по методике шкального опросника О.Л. Романовой показал, что у подростков значительно изменились показатели по шкале чувство принадлежности к своей этнической группе, статистические значимые различия средних показателей (р=0,01), и повысились по шкале значимость национальности (р=0,02) (См. табл.8).
5-7класс |
Чувство принадлежности к своей этнической группе |
Значимость национальности |
(47ч) |
186баллов |
186баллов |
Таким образом, в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе младших школьников и подростков произошли значительные изменения, школьники чаще стали указывать свою этническую принадлежность, при ответе на вопрос: «В какой степени вы ощущаете себя представителем своего народа?», большинство отвечали «ощущаю почти всегда» или «ощущаю в полной мере», повысились показатели позитивности этнической идентичности и снизилась неопределенность этнической идентичности, значительно изменились показатели по шкале чувство принадлежности к своей этнической группе, и повысились по шкале значимость национальности.
В завершение главы формулируются выводы по ее содержанию.
В заключении диссертации подводятся итоги, обобщаются полученные результаты.
Осуществленное теоретико-эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие выводы:
Этническая идентичность школьников сегодня все более осознается как важнейший объект психолого-педагогических исследований. Сложившаяся в последнее десятилетие и развивающаяся сегодня ситуация в стране в значительной степени повлияла на возникновение проблем, связанных с организацией обучения и воспитания школьников. Размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций в значительной степени затрудняют становление личности современного школьника, развитие и актуализацию его личностного потенциала.
Интенсивные миграционные
процессы, протекающие на фоне явных и
скрытых межэтнических конфликтов, обостряют
проблемы формирования этнической идентичности
детей. Агрессивное влияние средств массовой
информации и рекламы выступает фактором,
затрудняющим формирование
этнической идентичности. Таким образом,
современные дети оказываются в условиях,
когда становление и гармоничное развитие
личности затруднено.
В эпоху глобализации актуализируются вопросы, порождаемые временем - поиски своей идентичности; поиски себя в системе сложившихся новых структур в эпоху технологических, социальных и культурных изменений; восприятие «других» и себя другими; формирование своего «Я» и актуализация концепции «мы» и «они». Семантическое поле термина «идентичность» расширяется. Как пишет российский ученый Л.М. Дробижева: «Все человечество столкнулось с проблемой сочетания глобализации, универсализма и актуализации различий, в том числе национальных, этнических, расовых, религиозных. Для обществ, в которых происходят быстрые трансформации одновременно во всех сферах жизни, она стала особенно болезненной и, естественно, привлекла к себе внимание».
В эпоху глобализации растет интерес и необходимость в толерантном обществе, который невозможен без понятия причин тех или иных процессов, происходящих в нашем обществе, без понятия того, какой потенциал несет в себе современное общество, невозможно предвидеть и ситуацию в целом.
Именно поэтому, крайне важно выявить основные тенденции становления личностной этнической идентичности у детей младшего и подросткового школьного возраста.
В рамках данной темы автор настоящей работы, используя различные научные инструменты и подходы, включая методы и методики, провел ряд исследований, направленных на выявление особенностей осознания этнической идентичности младшими школьниками и подростками.
Подводя итог нашего исследования, можно сделать следующие выводы что:
1. Проблематика этнической идентичности и этнического самосознания имеет солидную традицию изучения в работах этнологов, историков, социологов и психологов.
2. Рассмотрение основных направлений, парадигм и толкований понятия этничность показало насколько их существование, порой взаимоисключающих друг друга, подчеркивает сложность и многослойность самого феномена этнической идентичности.
3. В современной отечественной научной мысли принято четкое разграничение понятий этническая идентичность и этническое самосознание. Этническая идентичность - это «когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания и содержит в себе также слой бессознательного. Ценностными компонентами этнической идентичности являются самоотнесение себя к данному этносу. Этническая идентичность, являясь центральным феноменом этнического самосознания, «связывающий» индивида с его этнической группой и рассматривается как результат взаимосвязанных социально-психологических процессов этнической идентификации и межэтнической дифференциации. На их основе человек осознает свое место в системе внутри этнических и межэтнических отношений и усваивает способы внутригруппового и межгруппового поведения.
4. Развитие в младшем школьном возрасте когнитивных способностей ребенка во многом определяет расширение и качественные изменения этнических знаний и особенности осознания собственной этничности. Ребенок уже не просто повторяет услышанную от взрослых информацию, но систематизирует свои знания и устанавливает между ними закономерности. Согласно полученным данным, именно в младшем школьном возрасте наблюдается существенный рост этнических знаний.
Однако, этот процесс не останавливается, а продолжается как переосмысление роли этничности в собственной жизни. Существенным трансформациям приобретения ранних возрастов подвергаются в старшем подростковом возрасте. Этнические представления подростков становятся все более дифференцированными что находит выражение, например, в увеличении числа признаков, по которым одна этническая группа отличается от другой. В подростковом возрасте наблюдается не только развитие общей осведомленности ребенка, но и становление гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности. Так, рост и расширение этнических знаний сопровождается снижением спутанности и неточности понятий. С возрастом этнические чувства становятся все более четкими и оформленными. Система этнических взглядов и предпочтений подростков характеризуется многоаспектностью и логической связанностью.
Тем не менее, некоторые факты, например несогласованность установок, позволяют утверждать, что этническая идентичность подростка не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не окончен.
5. В комплексе задач, которые призвана решать полиэтническая школа, в вопросе формирования этнического самосознания можно выделить две тесно взаимосвязанных стороны. Первая - это создание организационно-содержательных и педагогических условий для эффективного формирования самосознания в рамках изучения общеобразовательных предметов учебного плана и в процессе внеклассной и внешкольной работы. Вторая сторона представлена созданием благоприятного психологического микроклимата в школьном коллективе, благоприятных взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, который создаётся в ходе совместной деятельности и оказывает непосредственное влияние на окружающий социум. Важно при создании определенных условий, использовать в педагогической деятельности адекватные формы, методы и средства образования.
6. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что этническая идентичность осознаётся подростками в большей степени, чем младшими школьниками. Подтвердились наши гипотезы и о том, что в процессе возрастного развития у школьников подросткового возраста этническая идентичность наиболее представлена, чем у учеников младшего возраста. В подростковом возрасте всё более актуальными для учащихся, становятся чувство принадлежности к своей этнической группе, а также значимость национальности. Основываясь на результатах проведённого нами эксперимента, можно сделать вывод о том, что проведенный нами «Фестиваль Народов Красноярского края» особо эффективен для осознания своей этнической идентичности школьниками.
Информация о работе Особенности осознания этнической идентичности у младших школьников и подростков