Особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Специальная психология занимается изучением того, каким образом ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) — это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дети с нарушением слуха. Педагогические и
психологические особенности………….………………………………………..5
Проблема компенсации глухоты...............................................................5
Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха…………....6
Особенности развития речи глухих детей………………………………9
Особенности психического и речевого развития
слабослышащих детей……………………...……………………………….11
Глава 2. Становление устной речи глухих и слабослышащих
детей…………………. ..………………………………………………………...14
2.1 Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха……...14
2.2 Психологические особенности формирования речи глухих детей…17
2.3 Средства коррекционной работы по развитию речи у глухих
и слабослышащих детей….….................................…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик1.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)


Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

 

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.С.ПУШКИНА»

 

 

кафедра: Коррекционной педагогики и коррекционной психологии

 

 

Курсовая работа

 

Особенности овладения  устной речью глухими и слабослышащими детьми

 

 

Работу выполнила:

студентка группы

 

___________________

(подпись)

 

 

Руководитель:

Доктор педагогических наук


 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Дети с нарушением слуха. Педагогические и

психологические особенности………….………………………………………..5

    1. Проблема компенсации глухоты...............................................................5
    2. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха…………....6
    3. Особенности развития речи глухих детей………………………………9
    4. Особенности психического и речевого развития

слабослышащих детей……………………...……………………………….11

Глава 2. Становление устной речи глухих и слабослышащих

детей…………………. ..………………………………………………………...14

       2.1 Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха……...14

       2.2 Психологические особенности формирования речи  глухих детей…17

       2.3 Средства коррекционной работы по развитию речи у глухих

и слабослышащих детей….….................................…………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы ……………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Специальная психология занимается изучением того, каким  образом ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях

Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями  слуха) — это отрасль специальной  психологии, которая анализирует  особенности формирования психики  человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.

Предметом сурдопсихологии  являются изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений  различной сложности.

Примерно 10% всего населения планеты имеют те или иные нарушения слуха. 
По оценкам, 500 миллионов человек во всем мире страдают глухотой или имеют проблемы со слухом 

На 1000 новорожденных 3-4 рождаются  с проблемами слуха. 
Всего в России около 90000 глухонемых.

Проблема овладения  устной речью глухими и слабослышащими детьми актуальна, поскольку их процент в обществе значителен. Зачастую эти дети рождаются в семьях слышащих родителей. И важно своевременно интегрировать их в общество, дать, тем самым, им возможность нормально и гармонично развиваться.   

Практически все типы нарушенного развития включают разнообразные  затруднения в сфере общения, что с одной стороны, является причиной обеднения социального  опыта, а с другой – оказывает  влияние на темпы формирования психических  функций.

Со времен Л.С.Выготского стало  традицией рассматривать отклоняющееся  развитие как развитие, протекающее  иным способом. В процессе компенсации  и коррекционного обучения формируются  «обходные пути» процесса становления  психики. Иначе говоря, лица с отклонениями способны достигать одинаковых результатов с нормально развивающимися, но по-другому.

Тема работы: «Особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми ».

       Объект исследования: овладение устной речью глухими и слабослышащими детьми.

       Предмет исследования: процесс формирования устной речи у глухих и слабослышащих детей.

       Цель исследования: изучить особенности формирования устной речи у глухих и слабослышащих детей.

       Задачи исследования:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования;
    2. Изучить особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми.

Глава 1. Дети с нарушением слуха. Педагогические и психологические особенности.

 

       1.1 Проблема компенсации глухоты

Компенсация психических  функций — это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций  путем использования сохранных  или перестройки частично нарушенных функций.1 При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый — внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия. Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями  слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так  организовать жизнь ребенка с  нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и речь» (Л.С.Выготский).

Высшие формы  компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с  нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Основной смысл специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и воспитание имеют выраженную компенсирующую направленность.

 

1.2. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха

Необходимость дифференциации контингента лиц, имеющих нарушения  органов слуха, тесно связана  с практикой построения медицинских  и педагогических типологий детей  со стойкими нарушениями слуха.

Вопросы исследования и классификации остаточной слуховой функции у детей с дефектами слуха издавна интересовали как врачей-оториноларингологов, так и сурдопедагогов. Созданные ими педагогические классификации адресованы учителю и направлены на обоснование различных подходов к обучению лиц с недостатками слуха, а медицинские классификации имеют своей целью дать оториноларингологам ориентиры для проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нарушениям слуха.

Опираясь на психологическую  концепцию школы Л.С.Выготского, его ученица Р.М.Боскис провела исследование особенностей развития детей с недостатками слуха. Результаты легли в основу созданной ею педагогической классификации детей с нарушениями слуха.

Р.М.Боскис разработала  научное обоснование их классификации, предложив новые критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом:

1) степень поражения слуховой функции;

 2) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;

 3) время возникновения нарушения слуха.

Основой этой классификации являются следующие положения.

1. Деятельность нарушенного  слухового анализатора у ребенка  отличается от деятельности нарушенного  слухового анализатора у взрослого.  Взрослый к моменту наступления  нарушения слуха имеет сформированную словесную речь, словесное мышление, представляет собой сформировавшуюся личность. Нарушение слуха у него - в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.

У ребенка нарушение  слуха влияет на весь ход его психического и речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вторичных нарушений, в том числе к нарушению развития мышления, речи, познавательной деятельности.

2. Большое значение  в понимании развития ребенка  с нарушенным слухом имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможности использования остаточного слуха. Способность опираться на сохранные остатки слуха больше у того, кто владеет речью.

3. Критерием оценки  нарушения слуховой функции у  ребенка является возможность  использования остаточного слуха для развития речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха от глухих детей является возможность использования слуха в общении и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию проводится разграничение тугоухости и глухоты.

Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота - это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым.

Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны состоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной  речи, хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел.

4. Степень и характер  речевого развития при нарушениях  слуха обусловлены рядом причин:

- степенью нарушения  слуха;

- временем возникновения  слухового нарушения;

- педагогическими условиями  развития ребенка после наступления  нарушения слуха;

- индивидуальными особенностями  ребенка. 

Р.М.Боскис выделены две  основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие. К категории глухих относятся те дети, для которых в результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты невозможно самостоятельное овладение словесной речью. К категории слабослышащих относятся дети, у которых снижен слух, но на его основе возможно самостоятельное развитие речи.

Глухие и слабослышащие  различаются по способу восприятия речи. Глухие овладевают зрительным (по чтению с губ и лица собеседника) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в процессе специального обучения. Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушения слуха.

Отдельную группу в отношении формирования речи и ее восприятия составляют позднооглохшие. Эти дети отличаются тем, что к моменту наступления у них нарушения слуха они обладали уже сформировавшейся речью. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи (так как после возникновения нарушения слуха без специальной педагогической поддержки словесная речь начинает распадаться), но все они имеют навыки словесного общения, в той или иной степени сформировавшееся словесно-логическое мышление. Для таких детей при поступлении в специальную школу (школу для слабослышащих детей) важной первоочередной задачей является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия обращенной к ним речи.

На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого развития. Поэтому поздооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи  целесообразно посещать школу для слабослышащих.

 

1.3 Особенности  развития речи глухих детей

И у слышащих и у  глухих детей в одинаковом возрасте появляется гуление (что иногда затрудняет распознавание глухоты). Но, в отличие  живых интонаций и певучего гуления  слышащих, гуление глухих детей монотонно. Так как глухой ребенок не слышит своего гуления, оно, как и всякие неподкрепляемые реакции, быстро сокращается и исчезает.2 К семи-восьми месяцам у нормально развивающегося ребенка появляется лепет, который развивается благодаря тому, что ребенок его слышит. Вначале слышащий ребенок, играя, вторит своему лепету, который служит ему образцом для подражания. Затем он начинает подражать речи взрослых, к которой прислушивается и пытается подравняться, как к мерке. 
У глухого ребенка, в отличие от слышащего, не возникает потребности в общении словесной речью, так как он ее не воспринимает. По имеющимся наблюдениям, у него не появляется лепет и не формируется собственная речь, так как он не располагает образцами для подражания. 
На протяжении первого года жизни у глухого ребенка, несмотря на наличие исторически фиксированных предпосылок, задерживается развитие устной речи. Развитие познавательной деятельности глухого ребенка также задерживается, так как в ее формировании значительная роль принадлежит словесному общению со взрослым, разъяснениям и указаниям, которые он дает ребенку.

Информация о работе Особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми