Особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Специальная психология занимается изучением того, каким образом ведет себя процесс психического развития в различных неблагоприятных для него условиях
Сурдопсихология (психология лиц с нарушениями слуха) — это отрасль специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Дети с нарушением слуха. Педагогические и
психологические особенности………….………………………………………..5
Проблема компенсации глухоты...............................................................5
Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха…………....6
Особенности развития речи глухих детей………………………………9
Особенности психического и речевого развития
слабослышащих детей……………………...……………………………….11
Глава 2. Становление устной речи глухих и слабослышащих
детей…………………. ..………………………………………………………...14
2.1 Специальное обучение детей с частичным нарушением слуха……...14
2.2 Психологические особенности формирования речи глухих детей…17
2.3 Средства коррекционной работы по развитию речи у глухих
и слабослышащих детей….….................................…………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

курсовик1.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Состояние слуха оказывает  решающее влияние на речевое и  психологическое становление. При  нарушениях слухового анализатора  в первую очередь и в наибольшей степени страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т.д. порядка все более искажают и обедняют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.

На основе психолого-педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное обучение детей, имеющих разные степени нарушений слуха и разные уровни речевого развития. При направлении ребенка в тот или иной вид специальной школы учитываются и степень нарушения слуха, и уровень его речевого развития. Так, позднооглохшие часто учатся в школах для слабослышащих детей; глухим детям с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также рекомендуют учиться в школе для слабослышащих.

Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития глухих школьников. Она осуществляется на всех уроках в школе для глухих детей.

Уровень и качество образования, получаемого слабослышащими детьми в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе  и профессиональное самоопределение.

Если уровень образования достаточно высок, выпускники специальных школ для детей с нарушенным слухом могут продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования.

Перспективы получения профессионального образования детьми с нарушенным слухом зависят не только от качества школьного образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток слабослышащих студентов.

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей.

Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре с одной  стороны, и интегрируются в общество – с другой. Публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах, могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества.

Список литературы

 

1. Сорокин В.М. Специальная  психология: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.: «Речь».- 2003г.-216с.

2. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш.пед.  учебн. заведений. Л.И.Аксенова, Б.А. Архипов и др. / Под ред. Н.М. Назаровой.- 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002г.- 400с.

          4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология:  Учеб. пособие для студ. высш. пед.  учеб. заведений. - М.: Академия, 2002 год.

 

5. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология .-1994.- № 4.- С. 3 5. 
        6. Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР: Сб. псих, трудов / Под ред. Б.Г. Ананьева, Г.С. Костюка и др.- М.: АПН РСФСР, 1947.- 163 с.

7. Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки.- М.: Научно-практический центр «Коррекция», 1992. -164 с.

8. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия»,2005. — 464 с.

       9. Ф.А. Рау , Рау Ф.Ф. Первоначальное обучение глухонемых произношению на основе сокращенной системы фонем // Тезисы докладов научной сессии по вопросам дефектологии ( сессия сурдопедагогики), 1955.- С. 126 - 129.

      10. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Собр. соч. в 6 т. / Подред Т. А. Власовой М.: Педагогика, 1963,- Т.5.- С.168-177.

       11. Психологический  словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990;

1 Психолгический словарь. – М., 1990

2 Ф.А. Рау , Ф.Ф. Рау, 1955

3 Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 2. — С. 18


Информация о работе Особенности овладения устной речью глухими и слабослышащими детьми