Особенности поведенческой психотерапии и консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Фундаментальное влияние на поведенческий подход к консультированию в течение длительного времени оказывает экспериментаторская деятельность выдающегося русского физиолога И.П. Павлова. В результате своих экспериментов Павлов построил схему выработки условной реакции. Научение условной реакции по методу Павлова стали называть классическим, или респондентным, обусловливанием. Павлов и его коллеги исследовали природу многих других физиологических явлений, таких как условное торможение и генерализация стимулов.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1 Теория поведенческого консультирования…………………………….4
1.1 Бихевиоризм Уотсона…………………………………………..4
1.2 Бихевиоризм Скиннера…………………………………………5
1.3 Реципрокное торможение Вольпе………………………….....9
2 Методы и техники поведенческого консультирования………………11
Список использованной литературы........................................................22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Тема Особенности повенденческой психотерапии и консультирования.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Процедуры релаксации

Процедуры релаксации могут использоваться сами по себе или же в комплексе тренинговых занятий. Основы тренинга релаксации разработал Эдмунд Джекобсон. Первое издание его главной книги «Прогрессирующая релаксация» (Progressive Relaxation) появилось в 1929 году [6, c.130-133]. Джекобсон отмечал, что состояние, которое он назвал «нервно-мышечной гипертензией», встречается не только у людей с серьезными расстройствами. Применение прогрессирующей релаксации дает возможность отдохнуть (абсолютно или относительно) нервно-мышечной системе, включая мозг. Благодаря Вольпе методы релаксации, предложенные Джекобсоном, стали весьма популярными; данные методы являются основными элементами техники систематической десенсибилизации, разработанной Вольпе. Процедуры релаксации целесообразно использовать при наличии таких проблем, как связанные с напряжением головные боли, бессонница, ощущение общей напряженности.

1. Прогрессирующая мышечная  релаксация имеет много вариантов. Обстановка в кабинетах консультантов  должна способствовать расслаблению, следует устранять раздражающие  шумы, использовать спокойный стиль при оформлении помещения, избегать чрезмерно яркого освещения. Клиентов можно научить расслабляться в откидывающихся креслах, на матрасах или на удобных вертикальных стульях с подголовниками. Обучение релаксации может быть необходимым для достижения одной из поведенческих целей клиента, например ослабления чувств напряженности и раздражительности. Важно, чтобы клиенты четко представляли, какое значение имеют процедуры релаксации для решения их проблем. Клиенты должны понять, что успех при овладении навыком релаксации, точно так же как успех при овладении любым другим навыком, достигается только при постоянной практике, и поэтому необходимо регулярно выполнять специальные упражнения дома. Перед началом первого занятия консультанты могут порекомендовать клиентам надевать широкую удобную одежду, разуться и снять очки при выполнении упражнений.

Бернстайн и Борковец отмечают, что в процессе обучения мышечной релаксации можно выделить ряд последовательных этапов, через которые следует пройти при работе с каждой группой мышц [6, c.136]. В цикле «напряжение - расслабление» выделяются 5 элементов: а) фокусировка внимания на определенной группе мышц; б) напряжение этой группы мышц; в) фиксация, сохранение напряженности в течение 5-7 секунд; г) освобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксация, фокусировка внимания на снижении напряженности и дальнейшая релаксация данной группы мышц. Консультант может продемонстрировать данный цикл на примере работы с собственными правой рукой и предплечьем, начиная со следующих слов: «Я фокусирую все мое внимание на правой руке и на правом предплечье, и я хочу, чтобы вы делали то же самое». Затем он произносит: «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы нижней части руки...», после этого консультант говорит: «Я держу правый кулак сжатым и сохраняю напряжение в мышцах нижней части руки...». Затем следуют слова: «Теперь я как можно быстрее снимаю напряжение в правой кисти и в нижней части руки...». Заключительные слова консультанта могут быть такими: «Я расслабляю правую руку и предплечье, позволяя напряженности уходить дальше и дальше и позволяя мышцам становиться все более расслабленными». Заключительная стадия релаксации может длиться от 30 до 60 секунд. Консультант на этой стадии может помочь клиенту расслабиться, говоря о том, что напряжение исчезает и появляется ощущение все более и более глубокой релаксации. После того как клиент один раз прошел через цикл «напряжение - расслабление», консультант может предложить клиенту пройти через него снова.

Затем консультанты обычно помогают клиентам работать с другими группами мышц. Для большинства клиентов наиболее заметного эффекта (например, подавления чувства тревоги) обычно удается достичь после релаксации мышц лица.

В таблице перечислены 16 групп мышц и даны указания по созданию напряжения в этих мышцах [1, c.259].

Таблица. Указания при обучении мышечной релаксации

 

Группы мышц

Указания по созданию напряжения

Правая рука и предплечье

Сожмите правый кулак и напрягите мышцы нижней части руки

Правый бицепс

Согните правую руку в локте и напрягите мышцы верхней части правой руки

Левая рука и предплечье

Сожмите левый кулак и напрягите мышцы нижней части руки

Левый бицепс

Согните левую руку в локте и напрягите мышцы верхней части левой руки

Лоб

Поднимите брови как можно выше

Глаза, нос и верхняя часть щек

Крепко зажмурьте глаза и наморщите нос

Челюсти и нижняя часть щек

Сожмите зубы и растяните углы рта

Шея и горло

С силой подтяните подбородок вниз к груди, не давая ему коснуться ее

Грудь и плечи

Сведите лопатки вместе и сделайте глубокий вдох

Живот

Напрягите мышцы живота так, будто кто-то собирается вас в него ударить

Правое бедро

Напрягите мышцы верхней части правой ноги, подтягивая верхние мышцы вниз, а нижние мышцы - вверх

Правая икра

Вытяните правую ногу и тяните пальцы ноги по направлению к голове

Правая стопа

Встаньте на кончики пальцев правой стопы и поверните стопу вовнутрь

Левое бедро

Напрягите мышцы верхней части левой ноги, подтягивая верхние мышцы вниз, а нижние мышцы - вверх

Левая икра

Вытяните левую ногу и тяните пальцы ноги по направлению к голове 

Левая стопа

Встаньте на кончики пальцев левой стопы и поверните стопу вовнутрь


Примечание: Если клиент является левшой, то указания по созданию напряжения в мышцах левой стороны тела должны предшествовать указаниям для правой стороны тела.

После того как клиенты научатся напрягать различные группы мышц, консультанту следует предложить им держать глаза закрытыми при выполнении упражнений. По окончании упражнений консультанты спрашивают клиентов, полностью ли они расслабились. Консультанты должны следить за положением тела и дыханием клиентов, чтобы точно определять степень релаксации. Полной релаксации не следует ожидать немедленно.

Если клиентам не удается расслабить какую-либо группу мышц, консультант может изменить стратегию группировки мышц. Например, напрячь мышцы шеи и горла можно посредством пожимания плечами, или путем резкого подтягивания подбородка вниз к груди, но без их соприкосновения. Консультанты должны обращать особое внимание на индивидуальные сложности с напряжением и расслаблением различных групп мышц у клиентов.

По окончании всей процедуры консультант может начать считать от 5 до 1, а на счет «один» попросить клиентов открыть глаза и пробудиться в приятном расслабленном состоянии. Бернстайн и Борковец рекомендуют в конце занятия предлагать клиентам в течение 1 -2 минут сосредоточиться на самом приятном моменте релаксации до начала счета от 5 до 1.

Для контроля выполнения домашнего задания полезно предлагать клиентам вести дневники

2. Краткие процедуры мышечной  релаксации позволяют затрачивать  меньше времени и усилий для  достижения глубокой релаксации. Познакомить с краткими процедурами  мышечной релаксации можно, когда  клиенты научатся правильно выполнять  полные процедуры мышечной релаксации. Бернстайн и Борковец рекомендуют для выполнения кратких процедур напрягать (и затем расслаблять) 7 групп мышц таким образом: мышцы правой руки, мышцы левой руки и лицевые мышцы следует напрягать как отдельные группы; мышцы шеи и горла надо напрягать так, как было указано выше; а мышцы груди, плечевого пояса и живота, мышцы правой ноги и стопы, а также мышцы левой ноги и стопы следует напрягать как отдельные группы. Также можно напрягать и расслаблять не 7, а 4 группы мышц: мышцы рук; мышцы лица, шеи и горла; мышцы груди, плечевого пояса и живота; мышцы ног и стоп. Одновременная мышечная релаксация подразумевает напряжение всех мышц сразу [7].

3. Вербальные процедуры  релаксации могут подразумевать  либо инструктирование клиентов  консультантами, либо инструктирование клиентами самих себя [8]. Последний вариант может быть особенно полезным тогда, когда клиенты оказываются в сложных ситуациях общественных мероприятий, когда напряжение различных групп мышц может оказаться неуместным.

Процедура вербальной релаксации может осуществляться следующим образом. Консультант просит клиента сфокусировать внимание на напряженной группе мышц, а затем, минуя стадию напряжения, приступить к процедуре расслабления и при этом наблюдать за тем, как напряжение уходит и сменяется релаксацией. Так можно работать со всеми или лишь с некоторыми группами мышц. Необходимо помнить, что для многих людей особенно важным является расслабление лицевых мышц.

Другой вариант вербальной процедуры релаксации: консультант считает от 1 до 10 и просит клиентов обратить внимание на то, как напряжение «вытекает из их тел». По мере приобретения опыта клиенты могут включить вербальные процедуры релаксации в комплекс упражнений, выполняемых дома.

4. Ментальная релаксация  обычно подразумевает воображение какой-нибудь спокойной приятной сцены. Например, клиент может представить, что он лежит на лугу в прекрасный летний день и наблюдает за облаками. Консультанты могут выяснить, какие образы являются наиболее приятными для расслабления клиентов. Ментальную релаксация рекомендуют использовать после мышечной релаксации.

5. Условная релаксация  предполагает обусловливание клиентов  таким образом, чтобы они начали  связывать ключевое слово, например  «покой» или «отдых», с состоянием  глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной релаксации. В дальнейшем клиенты могут использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги, возникающего при стрессе.

Метод репетиции поведения и тренинг ассертивности

Репетиция поведения - это один из методов консультирования, используемый в случаях низкого уровня ассертивности клиента, недостаточностью развития навыков межличностного взаимодействия. При проведении репетиции поведения консультант побуждает клиентов проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции. Репетиция поведения делится на стадии: а) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; б) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; в) определение видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; г) предоставление клиентам возможности потренироваться адекватно реагировать на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»); д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкрепляющих символов. В задачи консультанта входит оказание помощи при моделирование поведения.

Тренинг ассертивности. Вольпе определяет ассертивное поведение как «приемлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» [9, c. 81]. Большинство клиентов в какой-то степени «заторможены» из-за беспокоящих их невротических страхов. Тренинг ассертивности снимает обусловленность с неадаптивных привычек реагировать тревогой на поведение других людей. Как правило, снятие этой обусловленности происходит двумя способами: путем ослабления страхов клиентов и изменения манеры их речи и образа действий. Консультанты оказывают клиентам необходимую поддержку для выражения эмоций, которые возникают у них в проблемных ситуациях.

Тренинг ассертивности может быть направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие оппозиционного поведения. В последнее время тренинг ассертивного поведения все чаще включает в себя выражение как отрицательных, так и положительных чувств.

Консультанты и клиенты вместе определяют, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости попросить босса повысить оклад. Клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При проведении тренинга ассертивности консультант должен помогать клиентам формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них.

Репетиция ассертивного поведения предполагает фокусирование внимания клиентов на вербальном компоненте поведения, на особенностях контакта глаз, на характеристиках позы, жестов, на выражении лица, тоне и громкости голоса, интонации, плавности речи.

Для применения приобретенных на занятиях навыков в реальной жизни клиентам следует давать домашнее задание соответствующего уровня сложности. Тренинг ассертивности можно применять как при индивидуальной, так и при групповой работе с клиентами.

Методы подкрепления

Данная группа методов применяется с целью изменения поведения посредством изменения его последствий. В основе методов подкрепления лежит оперантный принцип обусловливания. Как положительное, так и отрицательное подкрепление усиливает вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы - удаление чего-то в данной ситуации.

Консультирование само по себе может выступать как подкрепление. В этом случае роль консультантов видится в управлении собеседованием путем распределения намеренно созданных, а иногда и случайных подкрепляющих стимулов. Консультанты представляются как своего рода социальные механизмы подкрепления, которые формируют поведение клиента или манипулируют им [3]. Консультанты могут подкреплять поведение клиентов с помощью таких переменных, как похвала, внимание, зрительный контакт, эмпатия, сердечность и искренность. Искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них более мощное положительное подкрепляющее воздействие.

Информация о работе Особенности поведенческой психотерапии и консультирования