Особенности поведенческой психотерапии и консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 19:11, контрольная работа

Описание работы

Фундаментальное влияние на поведенческий подход к консультированию в течение длительного времени оказывает экспериментаторская деятельность выдающегося русского физиолога И.П. Павлова. В результате своих экспериментов Павлов построил схему выработки условной реакции. Научение условной реакции по методу Павлова стали называть классическим, или респондентным, обусловливанием. Павлов и его коллеги исследовали природу многих других физиологических явлений, таких как условное торможение и генерализация стимулов.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
1 Теория поведенческого консультирования…………………………….4
1.1 Бихевиоризм Уотсона…………………………………………..4
1.2 Бихевиоризм Скиннера…………………………………………5
1.3 Реципрокное торможение Вольпе………………………….....9
2 Методы и техники поведенческого консультирования………………11
Список использованной литературы........................................................22

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Тема Особенности повенденческой психотерапии и консультирования.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Идентификация подкрепляющих стимулов. С целью введения и усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных видов поведения могут систематически использоваться такие подкрепляющие стимулы, как похвала, проявление привязанности и интереса. Сначала необходимо выяснить, что именно является подкрепляющим для отдельных клиентов. Для этого используются опрос самих клиентов, обсуждение поведения клиентов с другими людьми, наблюдение за речью и поведением клиентов в процессе собеседования, побуждение клиентов наблюдать за собой и контролировать себя в интервалах между занятиями.

Каутела (Cautela, 1967) разработал опросник «План исследования подкрепления» (Reinforcement Survey Schedule), чтобы идентифицировать возможные стимулы подкрепления вместе с соответствующими им подкрепляющими ценностями [3]. При работе с детьми для определения подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки. Например, Дали (Daley, 1969) с целью определения эффективных подкрепляющих стимулов для психически отсталых детей 8-11 лет разработал «меню подкрепления» [3]. Художником были изображены в цвете и собраны в отдельной книге, или «меню» двадцать два вида деятельности, такие как разговор, написание текста, раскрашивание. Детей просят выбирать действия, которые они хотели бы совершать.

Программы подкрепления и жетонная система. Для усиления желательного поведения и для ослабления нежелательного можно использовать программы позитивного подкрепления. Создавать программы позитивного подкрепления могут консультанты, а применять программу вознаграждения целесообразнее значимым другим, а не консультантам.

Подкрепление должно быть достаточно мощным для того, чтобы побуждать клиентов продолжать осуществление желательного поведения. При этом оно должно применяться систематически. Связь между демонстрацией желательного поведения и применением подкрепления должна быть достаточно четкой. Консультанты должны быть способны выявить то поведение, которое они планируют поддерживать. Важно, чтобы при подкрепление поведения осуществлялось немедленно, иначе его эффект может быть ослаблен. Консультанты могут использовать непрерывное подкрепление, чтобы изначально закрепить данное поведение. Впоследствии они могут использовать прерывистое подкрепление, так как сопротивление угасанию тем больше, чем меньшее количество реакций подкрепляется.

Выделяют непосредственную и косвенную формы подкрепления. Непосредственное подкрепление можно осуществлять непосредственно с помощью реальных подкрепляющих стимулов. Косвенное подкрепление можно осуществлять с помощью символов, которые могут позже быть обменены на подкрепляющие стимулы. Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями - людьми, которые получают награду за желательное поведение. Примером прямого подкрепления является использование конфет для подкрепления желательного поведения неуспевающих учеников, посещающих дополнительные занятия.

Жетоны - это вещественные условные подкрепляющие стимулы. Они могут обмениваться на резервные подкрепляющие стимулы: право участия в каких-либо специфических видах деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления включают в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения резервных подкрепляющих стимулов.

Программы жетонного подкрепления применялись при работе со школьниками. Например, жетонные системы при обучении детей, занимающихся в начальных и средних классах, привели к повышению успеваемости учеников при освоении ими навыков чтения, письма и счета. Программы жетонного подкрепления использовались в работе с преступниками и пациентами, находящимися в больнице [3].

Однако, за удалением символического подкрепления обычно следует угасание желательного поведения. Поэтому следует обучать такому поведению, которое будет подкрепляться и после завершения обучения. Можно поступать и по-другому: постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, предлагая при этом некоторую замену подкреплению, например похвалу. Сохранения поведенческих достижений можно также добиться посредством поощрения клиентов использовать самоподкрепление (клиенты выдают самим себе подкрепляющие стимулы, зависящие от степени осуществления желательного поведения).

Программы подкрепления могут включать в себя сотрудничество со значимыми другими. Например, консультанты могут посчитать необходимой работу с преподавателями или родителями с целью создания процедур подкрепления для отдельных детей или для детских групп. Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить. Консультантам следует направлять преподавателей и родителей в нужном направлении, когда те пытаются применять полученные на занятиях навыки в обстановке реальной жизни.

Помощь клиентам в получении подкрепления. Важным аспектом поведенческого консультирования является оказание клиентам помощи в увеличении числа и расширении пределов доступных им подкрепляющих стимулов. Клиенты должны учиться самостоятельно определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить желательное подкрепление. И в этом клиентам должны помогать консультанты. Низкая степень позитивного подкрепления - предпосылка для формирования депрессивного поведения. Состояние клиента улучшается при усилении позитивного подкрепления.

Обучение клиентов использованию самоподкрепления  основывается на утверждении, что клиенты являются активными участниками процесса своего изменения. Обучение клиентов использованию самоподкрепления часто называют формированием стратегии самоконтроля, или саморегулирования. Такое обучение может включать в себя оказание клиентам помощи в наблюдении за собственным поведением, в постановке личных целей, в определении подходящих подкрепляющих стимулов, в планировании постепенных шагов к цели, в определении момента, когда следует использовать последствия.

Контроль стимула. Существуют две основные стратегии самоконтроля: изменение окружающей среды, чтобы управлять целевыми действиями до их совершения; назначение самим себе награды после совершения действия или ряда действий, которые приводят к достижению цели. Например, поведенческие консультанты предлагают людям, занимающимся по программам снижения веса, изменять окружающую среду с целью регулирования потребления пищи следующим образом: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения и до нее было нелегко добраться; оборудовать холодильники замками, которые можно открыть только в определенное время; хранить в доме только такое количество продуктов, которые можно потребить за короткий период времени; по возможности избегать контактов, способствующих перееданию.

Консультанты могут помочь клиентам создать программу самоподкрепления в процессе достижения цели. Внешние подкрепляющие стимулы можно использовать двумя способами: 1) применение к самому себе новых подкрепляющих стимулов, которые выходят за рамки повседневной жизни (например, нового предмета одежды или какого-либо особого события); 2) изначальный отказ от какого-то приятного повседневного опыта и применение его в последующем к самому себе в связи с совершением некого желательного действия [9]. Внутренние подкрепляющие стимулы представляют собой заявления, сделанные индивидом (например, «Это потрясающе», «Я доволен, что сделал это») и свидетельствующие о его удовлетворении в связи с совершением целевых действий.

Заранее необходимо определить подходящие виды вознаграждения. Например, людям, стремящимся похудеть, можно купить одежду, подходящую для более тонкой фигуры. Можно пошагово вознаграждать себя за последовательное достижение все более важных целей.

При разработке программ самоподкрепления, поведенческие консультанты внимательно относятся к тем внешним ресурсам, которые могут использовать клиенты. Например, участие в деятельности социального, образовательного, развлекательного характера может обеспечить благоприятные возможности для развития чувства уверенности и приобретения навыков общения. В программу можно включить чтение соответствующих книг по самосовершенствованию.

Самонаказание. Иногда поведенческие консультанты побуждают клиентов назначать самим себе аверсивные последствия. Например, клиенты, использующие программу снижения веса, могут отдавать на нужды благотворительности определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающие ежедневную норму [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория  и практика консультирования – СПб.: Питер, 2001. С.215-245.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории  личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с. С.343-345.

3. Кочюнас Р. Основы психологического  консультирования и групповой  психотерапии. – 2-е изд., стереотип. - М.: академ. Проект; ОППЛ, 1999. С. 47.

4. Фурман Б., Ахола Т. Психотерапевтическое  консультирование. Беседа, направленная  на решение. – СПб.: «Речь», 2001. – 160 стр.

5. Немов Р.С. Основы психологического  консультирования: Учеб. Для студ. Педвузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 528 с.

6. Флемминг Фанч. Преобразующие  диалоги: Учебник по практическим  техникам для содействия личностным  изменениям/ Пер. с англ.—Киев: Д. А. Ивахненко, 1997. С.130-133.

7. Меновщиков В.Ю. Введение  в психологическое консультирование. М., 2000. - 109 с.

8. Алешина Ю.Е. Индивидуальное  и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М., 1999. - 208 с

9. Лютова-Робертс Е.К. Тренинг  начинающего консультанта: ведение  доверительной беседы. – СПб.: Речь, 2007. – 307 с. С. 81.


Информация о работе Особенности поведенческой психотерапии и консультирования