Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 19:11, контрольная работа
Фундаментальное влияние на поведенческий подход к консультированию в течение длительного времени оказывает экспериментаторская деятельность выдающегося русского физиолога И.П. Павлова. В результате своих экспериментов Павлов построил схему выработки условной реакции. Научение условной реакции по методу Павлова стали называть классическим, или респондентным, обусловливанием. Павлов и его коллеги исследовали природу многих других физиологических явлений, таких как условное торможение и генерализация стимулов.
Введение.........................................................................................................3
1 Теория поведенческого консультирования…………………………….4
1.1 Бихевиоризм Уотсона…………………………………………..4
1.2 Бихевиоризм Скиннера…………………………………………5
1.3 Реципрокное торможение Вольпе………………………….....9
2 Методы и техники поведенческого консультирования………………11
Список использованной литературы........................................................22
Оперантное поведение осуществляется через установление существенных связей с окружающей средой. Сопряженные обстоятельства подкрепления складываются из нескольких элементов: стимул, реакция, подкрепление. Процесс, благодаря которому, в конечном счете, с наибольшей вероятностью проявится реакция на предъявляемый стимул, называется различением. Другими словами можно сформулировать это так: реакция прошла под контролем различительного стимула или, короче, под контролем стимула. Как только оперантное различение обусловливается, вероятность возникновения реакции может быть увеличена или уменьшена посредством представления или удаления различительного стимула. Например, вероятность того, что посетители магазина сделают покупки, повышается при эффективном показе товаров в магазине.
Генерализация стимула- подкрепляющий эффект одного стимула, распространяющийся на другие стимулы. Пример генерализации стимула в повседневной жизни - это реагирование определенным образом на человека, напоминающего какого-то знакомого.
Личность, по Скиннеру, представляет собой репертуар видов поведения, приобретение которого обусловлено подкреплениями со стороны окружающей среды; причем данный репертуар сохраняется или угасает благодаря наличию текущих сопряженных обстоятельств подкрепления.
Самоконтроль. При самоконтроле люди манипулируют событиями в своей окружающей среде, чтобы управлять своим поведением. Самоконтроль включает в себя две взаимозависимые реакции: 1) воздействие на окружающую среду и изменение вероятности возникновения вторичных реакций (например, взрослый может применять контролирующую реакцию ухода таким образом, что он становится способен управлять своей реакцией гнева; или удаление такого различительного стимула, как пища, способствующее отвыканию от привычки к перееданию); 2) использование присутствия некоторых различительных стимулов, которые могут сделать желательное поведение более вероятным (например, конкретный стол может быть стимулом для учебного поведения, а узел, завязанный на носовом платке, может подкреплять отложенное действие).
Психотерапия и консультирование. Многое в поведении, связанном с психической болезнью, является выученным. Главная задача консультанта-бихевиориста - изменить поведение, управляя сопряженными обстоятельствами подкрепления клиента. Цель психотерапии - исправление нежелательных эффектов чрезмерного или непоследовательного внешнего и внутреннего контроля. Среди внешних средств контроля может быть влияние родителей, а также образовательных и др. учреждений. Скиннер полагал, что использование наказания в качестве средства управления обусловливает развитие многих характерных черт психической болезни, а также развитие эмоциональных побочных последствий.
Диагностика в консультировании и психотерапии включает в себя функциональный анализ, нацеленный на обнаружение переменных, которые можно использовать для изменения нежелательного поведения. Одной из важных переменных в психотерапии считается способность терапевтов быть контролирующими лицами или мощными подкрепляющими стимулами. Важно, чтобы терапевт умел реагировать такими способами, которые несовместимы с наказанием. Это может привести к угасанию эффектов наказания и появлению в поведенческом репертуаре клиента поведения, которое раньше подавлялось. В некоторых ситуациях терапевт может видеть необходимость создания новых сопряженных обстоятельств контроля или обучения клиента методам самоконтроля.
1.3 Реципрокное торможение Вольпе
Джозеф Вольпе в конце 1940-х годов провел лабораторный эксперимент, в ходе которого изучалось поведение кошек, и был разработан метод, основанный на реципрокном торможении [1, c.235]. Данный метод был предназначен для разобусловливания невротических реакций страха. Затем Вольпе с большим успехом применил результаты проведенных им экспериментов в клинической практике. В 1958 году эксперименты и их приложение к клинической работе и к консультированию были описаны в книге «Психотерапия реципрокным торможением» (Psychotherapy by Reciprocal Inhibition).
Вольпе заметил, что старые привычки часто угасают, если предоставляется возможность развиваться новым привычкам в той же самой ситуации. Термин «реципрокное торможение» используется при описании ситуаций, в которых проявление новой реакции явно приводит к уменьшению интенсивности прежде возникавшей реакции.
Когда стимулы к возникновению несовместимых реакций присутствуют одновременно, развитие реакции, которая является доминирующей в сложившейся ситуации, подразумевает реципрокное торможение других реакций.
Научение людей невротическим страхам и привычкам. Любая стойкая привычка к неадаптивному поведению, приобретение которой обусловлено научением физиологически нормального организма, понимается Вольпе как невротическое поведение. Невротические привычки включают в себя тревогу, уровень неадаптивности которой считается критерием серьезности невроза. Тревога нарушает нормальное функционирование организма, вызывая сбои в двигательной, эмоциональной, когнитивной сферах.
Два главных источника невротических страхов и привычек - это классическое обусловливание и когнитивная неправильная информация. Для преодоления невротических реакций клиентов необходимо проведение полного анализа поведения, который позволяет определять, какие стимулы вызывают невротические реакции.
Метод, разработанный Вольпе, подразумевает нахождение реакций, которые большей мере подходят для получения реципрокного торможения невротических реакций тревоги. Вольпе выделил восемь несовместимых с тревогой реакций, намеренное использование которых приводит к изменениям поведения клиентов. Это следующие реакции:
1) ассертивные реакции;
2) сексуальные реакции;
3) реакции релаксации;
4) дыхательные реакции;
5) реакции «облегчения тревоги»;
6) соревновательно обусловленные моторные реакции;
7) «приятные» реакции, возникающие
в различных жизненных
8 а) эмоциональные реакции, вызванные интервью;
8 6) абреакция - освобождение от напряжения, вызванного подавленными эмоциями, с помощью устного или ролевого проигрывания конфликтной ситуации [3, c.47].
Релаксация как часть систематической десенсибилизации является основной несовместимой реакцией, используемой Вольпе в практике консультирования. Десенсибилизация подразумевает уменьшение чувствительности клиентов к тому, что вызывает у них страх. Релаксация, достигаемая посредством напряжения и расслабления различных мышц, позволяет вызвать состояние эмоционального спокойствия. При систематической десенсибилизации сцены, вызывающие тревогу, например сцены, связанные со страхом перед экзаменами, постепенно представляются консультантами воображению расслабленных клиентов в определенном порядке. Идея заключается в том, что реакция расслабления постепенно реципрокно тормозит реакцию тревоги. Существует тесная связь между уменьшением выраженности тревоги клиентов в воображении и в реальной жизненной ситуации.
Ассертивный тренинг предполагает и мобилизацию эмоций (например, гнева), которые конкурируют с социальной тревогой и тормозят ее, и обучение соответствующим способам вербального и моторного выражения.
2 Методы и техники
поведенческого
Основные цели поведенческого консультирования могут быть сформулированы в рамках основных теорий бихевиоризма:
• устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
• усиление адаптивного поведения;
• ослабление или устранение неадекватного поведения;
• устранение изнурительных реакций тревоги;
• развитие способности расслабляться;
• развитие эффективных социальных навыков;
• развитие способности к саморегулированию.
Анализ и оценка поведения
Поведенческое консультирование начинается с функционального анализа проблемных зон клиентов [4]. Поведенческая оценка на начальных этапах консультирования имеет два фокуса: во-первых, уточнение проблемных зон клиентов и, во-вторых, определение наиболее подходящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведенческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовавшие реакциям, с которыми им нужно справиться.
Поведенческие консультанты предпринимают попытку анализа, основанного на СРП-оценке (С - стимул ситуационного прошлого, Р - переменные реакции, П - последствия, или переменные результата). Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиентов. Эти переменные могут быть замаскированы: например, агрессия, проявляемая на работе, может отражать плохие брачные отношения. При поведенческом анализе следует стремиться к высокой степени конкретности. Необходимо узнать, каковы продолжительность и сила, частота возникновения беспокоящей реакции. Важна и самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консультанта.
Оценка поведения в рамках интервью предполагает эмпатию консультанта. Это связано с тем, что эмпатия помогает наладить взаимоотношения между консультантом и клиентом и облегчает самораскрытие клиентов; кроме того, наличие эмпатии является гарантией того, что консультант внимательно выслушает клиента. На начальном этапе консультант должен собрать основную информацию, узнать возраст, пол, семейный и профессиональный статус клиентов. Консультант должен позволить клиентам своими словами описать беспокоящие их проблемы и в краткой форме объяснить, каковы цели начальной поведенческой оценки, отмечая при этом, что большинство видов поведения являются приобретенными.
Поведенческие консультанты редко задают вопросы, начинающиеся со слова «почему», например: «Почему вы злитесь, когда она огрызается?». Вопросы, начинающиеся со слов "как", "когда", "где" и "что", более эффективны при определении личных и ситуационных переменных, имеющих отношение к проблемам клиента и помогающих воссоздать эти проблемы в настоящее время [5].
С целью начальной оценки консультанты наблюдают за вербальным и невербальным поведением клиентов. Социально неловкие люди могут демонстрировать часть своих проблем во время интервью. Консультанты обращают внимание на личные качества клиентов и на способы разрешения проблем, либо ухода от них. Кроме того, консультанты оценивают мотивационные факторы, побуждающие клиентов к изменениям, или препятствующие им.
Дополнительными источниками данных, необходимых для оценкимогут служить медицинская информация, отчеты о проводившейся ранее психотерапии, вопросники, предназначенные для самоотчета и т.д.
Медицинское обследование необходимо, если есть подозрение, что проблема имеет физиологические корни. Консультанты могут на разных этапах консультирования обращаться к психотерапевтам или психиатрам.
Наиболее часто используются вопросники, в которых клиентов просят описать ситуации, порождающие у них тревогу. Одним из таких вопросников является «Вопросник страха» (Fear Inventory), предложенный Вольпе [1, c.252-253]. Клиентов просят оценить, насколько встревоженными они почувствовали бы себя в каждой из перечисляемых в вопроснике 87 ситуаций (например, «Общение с людьми, обладающими авторитетом», «Разговор с сердитыми людьми», «Темнота» и т.д.).
Для организации самонаблюдения можно предложить клиентам ежедневно заполнять дневник, а затем проанализировать сделанные записис точки зрения СРП-оценки (С - стимул ситуационного прошлого, Р - переменные реакции, П - последствия, или переменные результата).
Поведенческие консультанты могут отправиться с клиентами в какое-либо общественное место, чтобы посмотреть, как клиенты ведут себя в реальной жизни. Однако в присутствии консультантов клиенты могут вести себя не так, как обычно.
Консультанты могут собирать информацию у значимых для клиентов людей, которые взаимодействуют с клиентами в их повседневной жизни. Консультанты должны попытаться определить, насколько поведение, о котором сообщается, отражает поведение их клиентов в специфических ситуациях.
Прямое наблюдение в моделируемой обстановке может осуществляться при помощи ролевой игры в моделируемой обстановке. Клиентов можно попросить разыграть отдельные фрагменты поведения, которое они обычно демонстрируют. Также можно предложить клиентам сыграть некоторые роли других людей в данной ситуации. Это может помочь, например, школьникам и студентам, испытывающим трудности при разговорах с учителями, родителями, а также брачным партнерам, которым не удается наладить отношения.
Определение целей консультирования. После проведения поведенческого анализа консультант совместно с клиентом определяют, в чем суть проблем, как они возникают, и что способствует их закреплению. Эти заключения представляются в форме гипотез, которые следует проверить в процессе консультирования. Конечным итогом поведенческого анализа является точное определение целей, что облегчает консультантам выбор наиболее подходящих методов для их достижения. У клиентов обычно бывает несколько проблемных областей. В этом случае необходимо действовать в соответствии с определенным порядком приоритетов. Поведенческая оценка и мониторинг необходимы на протяжении всего курса консультирования.
Информация о работе Особенности поведенческой психотерапии и консультирования