Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 19:00, курсовая работа
Цель работы - охарактеризовать деятельность участковой медсестры в отделении детской поликлиники, как фактора повышения качества медсестринской помощи в психолого-педагогическом аспекте.
Объектом исследования являются психология общения в системе «участковая медицинская сестра - пациент»; сестринская педагогическая деятельность.
Безопасность. Означает обеспечение безопасной больничной среды: инфекционной безопасности пациента и персонала, профилактику травматизма и конфликтных ситуаций, контроль соблюдения лечебно-охранительного режима и лечебного питания ,контроль возникновения побочных явлений и осложнений лекарственной терапии, а также своевременное сообщение выявленных фактов лечащему врачу.
Таким образом, безопасность означает сведение к минимуму риска побочных эффектов пребывания в лечебно-профилактическом учреждении, диагностических и лечебных процедур, мероприятий по уходу за пациентом.
Удобство. Под этой характеристикой подразумевают не только комфорт и чистоту, но и условия, обеспечивающие максимально возможную самостоятельность пациента в осуществлении физиологических потребностей: удобная мебель, расположенная в соответствии с требованиями эргономики, возможность осуществления санитарно-гигиенических навыков, обеспечение в случае необходимости цивилизованного вызова медицинской сестры. Наличие холодильника, телевизора, библиотечки только усилит значение этой характеристики качества сестринского ухода.
Внешняя составляющая качества — соответствие потребности и восприятия услуги — характеризуется понятием «удовлетвореность». Организация, содержание и результаты работы сестринской службы должны отвечать ожиданиям и потребностям пациентов и их родственников, медицинских сестер. Удовлетворенность может быть полной или частичной, в ряде случаев возникает неудовлетворенность как сестринскими услугами (со стороны пациентов), так и результатами работы (со стороны медицинского персонала).
Удовлетворенность пациентов. Для пациентов в конкретном медицинском учреждении КСП определяется тем, насколько она отвечает их потребностям, ожиданиям и является своевременной. С целью определения уровня удовлетворенности пациентов и их родственников результатом и процессом сестринской помощи необходимо проводить анкетирование последних с обязательным анализом ответов респондентов. Данные анализа результатов опроса окажут несомненную роль в корректировке работы сестринской службы. Кроме того, важное значение в оценке удовлетворенности пациентов результатами сестринской помощи могут играть публикации в средствах массовой информации, выступления в программах телевидения и радио. Однако необходимо учитывать, что пациенты не всегда в состоянии адекватно оценить оказанную им сестринскую помощь и профессиональную компетентность персонала. Пациент воспринимает сестринское вмешательство как качественное, если оно удовлетворяет или превосходит его ожидания. Ожидания пациента формируются на основе уже имеющегося опыта или получаемой из различных источников информации. Таким образом, потребительское восприятие сестринского вмешательства определяется следующими соответствиями: между ожиданием пациента и их восприятием руководством медицинского учреждения (руководство должно правильно представлять, чего хотят пациенты); между предоставляемыми услугами и внешней информацией об услугах (качество услуги в данном случае зависит от достоверности предоставляемой пациенту и его родственникам информации).
Удовлетворенность медицинских работников определяется теми условиями, в которых организовано сестринское вмешательство, наличием средств организации ухода, эргономических пособий, средств и методов обеспечения инфекционной и психологической
безопасности пациента и персонала, размером и формой оплаты труда, практикой моральных поощрений. Немалое значение имеет возможность профессионального роста, участия в реализации федеральных программ с последующим обменом опытом и общением с коллегами из других ЛПУ или регионов, решения вопросов социальной защищенности.
Таким образом, повышение КСП возможно при эффективном взаимодействии медицинской сестры, профессионально компетентной, и пациента (его родственников) в позитивных социально-психологических, материально-технических и организационно-экономических условиях единого правового пространства при наличии стойкой положительной мотивации пациента (родственников) на выздоровление (сохранение здоровья).
1.2 Основные принципы и модели общения в практике медицинской сестры
Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в виде диалога. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз.
В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества, диалог между медработником и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога [5, C. 71].
Общение медицинского работника и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения.
Строгих правил общения с пациентом нет, хотя во всем мире врачи пользуются общими принципами деонтологии (deon- должное и logos - учение) - профессиональной этики медицинских работников. Состояние душевного комфорта пациента - вот главный критерий деонтологии, тест на ее эффективность.
Специфика коммуникативной деятельности медицинского работника состоит в том, что общение происходит в двух основных его формах - в одном случае это средство организации деятельности, в другом - удовлетворение потребности человека в живом контакте. Категория общения в медицинской практике выглядит как форма деятельности и одновременно как отражение специфической потребности человека в контакте с другими людьми.
Процесс общения в медицине выступает также процессом познания. Скрупулезное изучение психологических особенностей пациентов, может иметь значение в образовании тех или иных симптомов. Медицинский работник во взаимодействии с пациентом осуществляет разные типы общения, а именно: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа, интимно - личностное общение.
На формирование взаимоотношений влияют половые и возрастные различия, уровень образования, социальный статус. Тем не менее, обобщая многообразие видов описанного в литературе ролевого поведения медработника и пациента, можно выделить несколько моделей взаимоотношений в системе «Медработник - пациент» [23, C. 154].
Руководство. Основной, базовой моделью отношений «медработник-больной» в медицине остается руководство - властная, авторитарная модель с жесткой структурой при ведущей роли медицинского работника. Медработник доминирует в этих взаимоотношениях, занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегию и тактику лечения; все решения по ключевым вопросам лечебно-диагностического процесса принимает он сам и берет на себя всю полноту ответственности: как юридическую, так и моральную и психологическую.
В случае модели руководства больной остается подчиненным, сравнительно малоактивным, зависимым, пассивным объектом терапии. Сокращение психологической дистанции с пациентом при этом недопустимо: приятельские, дружеские отношения между медработником и больным рассматриваются как нарушения профессиональной этики со стороны медработника. Модель руководства - ведущая в клинике внутренних болезней, в акушерстве и гинекологии, стоматологии, хирургии, травматологии.
Партнерство. Партнерская модель взаимоотношений «медработник-больной» более демократична. Как модель неавторитарного сотрудничества, терапевтического союза она предполагает активное участие пациента в лечебном процессе. При этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. В основе взаимоотношений лежит эмпатический подход к пациенту. Сопереживание определяет большую степень психологической близости, чем при модели руководства. Однако и здесь личные отношения остаются нежелательными. Партнерская модель используется в медицине в ряде особых ситуаций: при решении вопроса об операции, в особенности, при вероятности летального исхода; в случае, когда в роли пациента оказывается врач или лицо с высоким социальным статусом. Подобная модель взаимоотношений широко используется в психотерапии.
Контрактная модель. В условиях платной медицины сложилась контрактная (договорная) модель взаимоотношений «медработник-больной». Она позволяет структурировать и контролировать лечебный процесс обоим его участникам. В рамках контрактной модели медработник и пациент приступают к лечению на основе соглашения (контракта) относительно общего понимании болезни, ее причин, особенностей течения и прогноза, стратегии лечения. Это соглашение может быть определено уже при первой встрече.
Медработник, с учетом потребностей и возможностей больного, а также задач терапии, прогнозирует с определенной долей вероятности выраженность эмпатической коммуникации, определяет оптимальный уровень власти в отношении пациента, меру его ответственности за ход и результаты лечения.
Юридическую ответственность за результаты лечения в любом случае несет медработник, но психологическая ответственность в определенной степени лежит на больном. Оплачивая медицинские услуги, пациент получает право выбирать врача. Он полагает, что, заключая контракт, располагает гарантиями на квалифицированную помощь и ее доступность (установленное совместно расписание посещений), право на прерывание курса лечения и смену врача, медсестры, обслуживающего персонала. Больной ожидает, что с ним будут согласованы важнейшие этапы лечения. Медработник же предъявляет к пациенту требования сотрудничества в процессе терапии, выполнения соответствующих врачебных рекомендаций и правил, в частности, требования следовать здоровому образу жизни.
1.3 Специфика общения в педиатрии
В педиатрии взаимоотношения медицинского работника и пациента приобретают особую значимость, связанную с психическим развитием ребенка. Ребенок - это, прежде всего развивающийся человек, которому взрослые должны обеспечить условия для нормального развития психики. Взрослые, в частности медики, создают первую безопасную среду для ребенка. Существующие психологические проблемы родителей, медицинских работников препятствуют формированию такой среды для развивающегося человека.
Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между пациентом и медработником - ощущение поддержки. Если больной ребенок осознает, что ему намерены помогать, а не заставлять насильно делать что-то неприятное, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебном процессе [17, C. 381]. Когда медицинская сестра проявляет понимание, и ребенок и его родители уверены, что их жалобы услышаны, зафиксированы в сознании. Сочувствие - ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания - все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.
При общении с детьми целесообразно учитывать следующие психологические особенности детского возраста:
1. Контакт с детьми облегчают их доверчивость, внушаемость, непонимание степени опасности заболевания, манипуляции или хирургического вмешательства, оптимизм, отсутствие психических комплексов;
2. Общение с детьми затрудняют чувство страха, полярность и неадекватность реакций, негативизм, низкие сознательно-волевые качества, склонность к симуляции и диссимуляции, редкие, но опасные психосоматические реакции, когда боязнь манипуляций способна осложниться срывом компенсаторных механизмов.
При контакте с детьми, особенно в ситуациях угрожающих жизни ребенка, необходимо учитывать, что одно и то же заболевание переносится в разном возрасте неодинаково. Чем старше ребенок, тем осознаннее и трагичнее ощущает он свое состояние и тем серьезнее для него психологическая травма.
Различие таких представлений зависит от познавательного уровня ребенка, психосоциального развития, пережитого опыта. Поэтому крайне важно предотвратить психогенную (информационную) ятрогению, которая может возникнуть вследствие необдуманной беседы врача, сообщения им без предварительной подготовки угрожающего жизни диагноза, непонятной медицинской информации или его излишней молчаливости.
Взаимоотношения медицинского работника и больного ребенка в каждом конкретном случае складываются индивидуально, в зависимости от особенностей состояния и личности пациента, от его нозологической принадлежности и от индивидуально-психологических особенностей медработника.
Перечисленные выше модели отношений в системе «медработник-пациент» относятся в большинстве случаев к общению со взрослыми пациентами, с детьми же медработник должен общаться, смешивая все эти модели, в зависимости от ситуации и от того, как медработник настроит ребенка на общение, используя свой психотерапевтический потенциал. При этом нельзя забывать, что ребенок приходит на прием в сопровождении родственников, и порой их реакция на слова медработника может решить в каком ключе (позитивном или негативном) будет протекать дальнейшее сотрудничество между медицинским работником и ребенком.
1.4 Необходимость учета личностных особенностей посредника-матери
В системе «медсестра-ребенок» существует важнейшее промежуточное звено - мать, родители и родственники.
К сожалению, больной малыш часто не может самостоятельно описать свои жалобы, характер и локализацию боли, а также время начала заболевания. В связи с этим педиатр или медицинская сестра, как правило, составляет представление о болезни маленького пациента на основании жалоб, предъявляемых родителями, объективного осмотра ребенка и данных дополнительного обследования.
Таким образом, медицинская деонтология предъявляет особые требования к медработникам, работающим с детьми. Ведь их деятельность основана не только на прямом контакте с детьми, но и на общении с ближайшими родственниками, в первую очередь с матерью ребенка, с ее восприятием состояния здоровья своего ребенка и характерологическими особенностями [24, C. 64].
Информация о работе Особенности профессиональной деятельности медсестры