Особенности произвольного внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение особенностей произвольного внимания.
Задачи: 1. Определить сущность понятия «внимания»
2. Рассмотреть виды и функции внимания
3. Изучить особенности произвольного внимания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности произвольного внимания

Выполнила студентка группы ГП 3-12:                                    Иманканова Ж. Б.

Руководитель:                                                                              Нелюбова А. В.

Бишкек 2012

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Внимание. Особенности  произвольного внимания. 4

1.1.Понятие  внимания в психологической науке. Основные свойства. 4

1.2. Виды и функции внимания 9

1.3. Особенности  произвольного внимания 16

Заключение 23

Выводы 24

Литература 25

 

 

 

      Введение

Актуальность: внимание играет огромную роль в жизни человека и является необходимым условием выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только оно даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Без целенаправленного внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Внимание может многое сказать о складе личности, о социальной направленности человека. Любые умственные процессы нуждаются во внимании. Изучением особенностей внимания занимались такие ученые, как Р.С. Немов (1982-1984), С.Л. Рубинштейн (1970-1974), А.Н. Ленотьев (1940-1943) и др. Не смотря на то, что большое количество известных ученых изучали внимание, не все аспекты внимания раскрыты в полной мере.

Цель: рассмотрение особенностей произвольного внимания.

Объектом исследования является процесс внимания.

Предмет: особенности произвольного внимания

Гипотеза:  психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.

Задачи: 1. Определить сущность понятия «внимания»

                     2. Рассмотреть виды и функции  внимания

              3. Изучить особенности произвольного  внимания.

Метод: библиографический анализ литературы.

 

Глава 1. Внимание. Особенности произвольного внимания.

    1. .Понятие внимания в психологической науке.

Осуществление отбора нужной информации, обеспечение избирательных  программ действий и сохранение постоянного контроля над их протеканием принято называть вниманием.[7, 168]

Изменение внимания выражается в изменении  переживания степени ясности  и отчетливости содержания, являющегося  предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его cознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание представляет собой  психологический феномен, в отношении  которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.[10, 129-131]

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание — это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.[9, 307]

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную  значимость, которая определяется соответствием  свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного  объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

При внимании психическая  деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которая стоит перед нами, не отвлекаемся на побочные раздражения, благодаря чему воспринимаем предметы и явления с большей ясностью. При слуховом восприятии, благодаря вниманию, мы подмечаем малейшие звуки, и именно те, которые необходимо услышать, отвлекаясь при этом от посторонних звуков.[8, 265-266]

К основным функциям внимания относятся: избирательность, целенаправленность и активность.

Выделяют также свойства, или параметры внимания:

  1. концентрация внимания выражается в степени сосредоточенности на  объекте;
  2. устойчивость характеризуется длительностью сосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;
  3. объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых объектов;
  4. распределение - способность одновременного выполнения нескольких действий;
  5. переключение - способность менять направленность внимания, переходить от одного вида работы к другому.[6, 233-234]

Наиболее важны для  работы параметры концентрации и  устойчивости.

Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.[1, 46]

Таким образом, внимание всегда есть сосредоточение психической деятельности на определенных объектах и одновременно отвлечение от других объектов. Можно  сказать, что внимание имеет избирательный  характер: мы выбираем из большого числа  объектов некоторые, на которых и  сосредоточивается наша психическая  деятельность.

 

 

1.2. Виды и функции внимания

В психологии различают два  основных вида внимания — непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

О непроизвольном внимании говорят в тех случаях, когда внимание человека непосредственно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным (соответствующим потребности) раздражителем. Именно с таким видом внимания мы имеем дело, когда помимо желания поворачиваем голову, если в комнате внезапно раздается стук, настораживаемся, когда слышим непонятные шумы или когда наше внимание привлекается каким-либо новым, неожиданным изменением обстановки. Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.[7, 183], [9, 316]

Непроизвольное внимание вызывается внешними причинами теми или другими особенностями действующих на человека в данный момент объектов.

Особенности, благодаря которым  внешние предметы могут привлекать наше внимание, следующие.

Интенсивность раздражения. Более сильный, чем другой, одновременно с ним действующий на организм, объект (более сильный звук, более яркий плакат и т. д.) скорее привлечет к себе внимание. Однако это свое свойство объекты сохраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной степени интенсивности. Даже очень сильные раздражители, если они стали привычными, перестают вызывать наше внимание.

Новизна, необычность  объектов. Иногда даже и не выделяющиеся своей интенсивностью объекты привлекают к себе наше внимание, если только они для нас новы; например, некоторые изменения в привычной обстановке, появление нового лица в классе или спортивной секции и т. д.

Резкая смена, а также динамичность объектов, часто наблюдающиеся при сложных и длящихся долгое время действиях, например при наблюдении за спортивным состязанием, восприятии кинокартины и т. д. В этих случаях нарушение относительно спокойного течения раздражителей вследствие внезапного усиления или ослабления отдельных раздражителей, введения паузы или изменения ритма и темпа движений невольно привлекает наше внимание.[5, 321-322]

Во всех случаях непроизвольное внимание возникает в результате внешних раздражений, которые на основании постоянных врожденных или предварительно выработанных условных связей вызывают оптимальное возбуждение в определенных участках коры головного мозга и соответствующие ориентировочные реакции.

Зная особенности раздражителей, благодаря которым они способны привлечь к себе внимание, можно  легко вызвать непреднамеренное внимание у тех или иных лиц: громкий  голос, четкая команда привлекут  внимание учащихся к требованиям  учителя; яркий красочный плакат заставит со вниманием воспринять его  содержание; введение какого-либо нового приема в методику преподавания обострит внимание учащихся и поможет лучшему  усвоению учебного материала.

Обычно при возникновении  непроизвольного внимания мы имеем  дело с целым комплексом причин. В этот комплекс входят различные  физические, психофизиологические и  психические причины. Они взаимосвязаны  друг с другом, но условно их можно разделить на следующие четыре категории.

Первая группа причин связана с характером внешнего раздражителя. Сюда надо включить прежде всего силу, или интенсивность, раздражителя. Представьте себе, что вы увлечены каким-то делом. В этом случае вы можете и не замечать легкого шума на улице или в соседней комнате. Но вот внезапно рядом раздается громкий стук от упавшей со стола тяжелой вещи. Это невольно привлечет ваше внимание. Таким образом, всякое достаточно сильное раздражение — громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах — невольно привлекает внимание. При этом наиболее значимую роль играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Например, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. Это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет или условия нашей деятельности. В то же время в других условиях, например ночью, когда мы отдыхам, мы можем очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др.

Немаловажное значение имеет  контраст между раздражителями, а  также длительность раздражителя и его величина и форма. К этой же группе причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под новизной понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действия, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве. Таким образом, к первой группе причин относятся характеристики воздействующего на человека раздражителя.

Вторая группа причин, вызывающих непроизвольное внимание, связана с соответствием внешних раздражителей внутреннему состоянию человека, и прежде всего имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут совершенно по-разному реагировать на разговор о пище. Человек, испытывающий чувство голода, невольно обратит внимание на разговор, в котором идет речь о еде. Со стороны физиологии действие этих причин находит свое объяснение в предложенном А. А. Ухтомским принципе доминанты.

Третья группа причин связана с общей направленностью личности. То, что нас интересует больше всего и что составляет сферу наших интересов, в том числе и профессиональных, как правило, обращает па себя внимание, даже если мы столкнулись с этим случайно. Именно поэтому, идя по улице, милиционер обращает внимание на неправильно припаркованную машину, а архитектор или художник — на красоту старинного здания. Редактор легко находит погрешности в тексте книги, которую он просто взял почитать для развлечения, потому что выявление стилистических и прочих ошибок составляет сферу его профессиональных интересов и подкреплено длительной практикой. Следовательно, общая направленность личности и наличие предшествующего опыта непосредственно сказываются на возникновении непроизвольного внимания.

В качестве четвертой самостоятельной группы причин, вызывающих непроизвольное внимание, следует назвать те чувства, которые вызывает у нас воздействующий раздражитель. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания. Например, читая интересную книгу, мы полностью сосредоточены на восприятии ее содержания и не обращаем внимания на то, что происходит вокруг нас. Такое внимание но праву может быть названо преимущественно эмоциональным.[9, 315-317]

Произвольное внимание свойственно лишь человеку. Основной факт, указывающий на наличие у человека особого типа внимания, не свойственного животным, состоит в том, что человек произвольно может сосредоточивать свое внимание то на одном, то на другом объекте, даже в тех случаях, когда в окружающей его обстановке ничего не меняется.[7, 183]

Информация о работе Особенности произвольного внимания