Особенности произвольного внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение особенностей произвольного внимания.
Задачи: 1. Определить сущность понятия «внимания»
2. Рассмотреть виды и функции внимания
3. Изучить особенности произвольного внимания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

Рассматривая внимательно  картину, человек выполняет ряд  действий, направленных на то, чтобы  возможно лучше воспринять ее: подходит к ней ближе, отходит от нее, всматривается, прищуривает глаза, переводит взор с одной ее части на другую, фиксирует  взгляд на чем-либо его заинтересовавшем, как бы «ощупывает глазами» картину, сравнивает ее с тем, что известно из прошлого опыта, осмысливает ее содержание, обдумывает замысел автора, оценивает ее достоинства, отмечает недостатки. Все, что он делает в этом случае, подчинено задаче, которая стоит перед ним, и направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение того, что требуется для осуществления этой задачи. Именно это и характерно для организации деятельности в состоянии внимания.

Нередко такая организация  деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное, как  только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз  достигалась. Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, определенная организация  деятельности. Именно она и характеризует  собой произвольное внимание.[5, 243-245]

Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — не могут быть строго отграничены друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности внимание в силу отсутствия интереса к ней требует сначала волевых усилий, а затем возникает интерес к тому, что делается, и человек продолжает быть внимательным к работе уже без всяких усилий. Начало чтения книги может не вызывать интереса у школьника, и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию книги возрастает, и внимание уже не требует усилий.[7, 188-190]

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется  или вовсе прекращается, между  тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал  быть внимательным. В этих случаях  удерживание внимания на том, что  раньше привлекало его само по себе, осуществляется произвольно.

В школьной практике оба  случая перехода одного вида внимания в другой наблюдаются часто. Нельзя долго удерживать внимание на том, что  никак не привлекает непроизвольного  внимания, а все время требует  волевых усилий. Учитель должен добиваться непосредственного интереса к работе, которая первоначально нуждалась в произвольном внимании. Нельзя также, чтобы учащиеся переставали быть внимательными, если непосредственный интерес к тому, чем они заняты, прекращается. Учащиеся должны быть внимательны и тогда, когда работа сама по себе непосредственно их уже не интересует.

Возникновение произвольного  внимания у человека исторически  связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием  невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс внимания всегда был интересен для изучения, но многие  вопросы еще полностью не рассмотрены. Благодаря вниманию психическая деятельность становится более организованной. Мы воспринимаем только то, что относится к задаче, которую нам предстоит выполнить, не отвлекаясь на окружающие нас раздражители, в связи с чем, мы воспринимаем предметы и явления с большей ясностью.

Непроизвольное внимание вызывается внешними причинами теми или иными особенностями объектов действующих на человека в данный момент. Сознательно поставленная человеком задача определяет, какие предметы или явления, какие их стороны, особенности, качества выделяются при выполнении деятельности, т. е. на что обращается в этом случае внимание. Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.

Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — строго не отграничиваются друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное.

В ходе проделанной работы мы рассмотрели особенности произвольного внимания и доказали, что послепроизвольный вид внимания носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат.

 

 

 

 

 

Выводы

  1. Внимание - это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена.
  2. Выделяют следующие виды внимания: непроизвольное (вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции), произвольное (определяется задачей сознательно выполняемой деятельности) и послепроизвольное (вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания). Функции внимания: избирательность, целенаправленность, активность.
  3. Произвольное внимание может направляться и удерживаться как беспрепятственно, когда ничто постороннее не мешает выполняемой деятельности, так и тогда, когда такие препятствия имеются. Ими могут быть как внешние раздражители (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), так и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию. 

Литература

  1. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по вниманию. М., 1976.
  2. Выготский Л. С. Собр. соч. 3 т. М., 1983.
  3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
  4. Гальперин П. Я. Четыре лекции по общей психологии.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. - М., 1988.
  6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии.- М., 2000
  7. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с: ил.
  8. Лопатин Л М. Психология: Лекции. - М., 1899-1900
  9. Маклаков А. Г., Общая психология.- СПБ.: Питер, 2002
  10. Немов Р. С., Психология. М., 1998.
  11. Общая психология под ред. Петровского А. В. – М.: Просвещение, 1986.
  12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/А. А.  
    Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер,2000
  13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1994.
  14. Страхов И. В., Внимание и структура личности., Саратов, 1969.
  15. http://www.effecton.ru/263.html
  16. http://psyznaiyka.net/view-vnimanie.html?id=proizvolnoe-vnimanie
  17. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

 


Информация о работе Особенности произвольного внимания