Особенности произвольного внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотрение особенностей произвольного внимания.
Задачи: 1. Определить сущность понятия «внимания»
2. Рассмотреть виды и функции внимания
3. Изучить особенности произвольного внимания.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 57.18 Кб (Скачать файл)

В отличие от непроизвольного  внимания главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам не интересно, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного. Можно предположить, что произвольное внимание возникло у человека в процессе сознательной деятельности.

Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми.Как было показано Л. С. Выготским, на ранних  (фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми — взрослым и ребенком. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего ноля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, — в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря на свое качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное внимание также связано с чувствами, интересами, прежним опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не непосредственное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности.

Существует еще один вид  внимания. Этот вид внимания, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным. Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.[9, 317-318]

В отличие от подлинно непроизвольного  внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

Очевидно и то громадное  значение, которое имеет послепроизвольное внимание для педагогического процесса. Конечно, педагог может и должен способствовать приложению учащимися волевых усилий, но этот процесс утомителен. Поэтому хороший педагог должен увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, не тратя попусту свои силы, т. е. чтобы интерес цели, интерес результата работы переходил в непосредственный интерес.

Функции внимания:

  1. избирательность
  2. целенаправленность
  3. активность

Функция избирательности  внимания реализуется через выделение из всей поступающей информации лишь той, которая важна человеку именно в данный момент. Успех в решении текущих задач во многом обусловлен качеством выполнения именно этой функции. Именно она обеспечивает «помехоустойчивость» сознания.

Функция целенаправленности внимания состоит в сосредоточении внимания на предмете деятельности, его удержании и переключении. Ведь любая деятельность обладает характерной рабочей структурой, обусловленной технологией ее выполнения (относительно самостоятельными блоками, технологическими фрагментами, последовательностью выполнения рабочих операций и их иерархией). Если исполнителю во время работы удается своевременно переключать и прочно удерживать внимание на всех этих элементах его ждет успех.

Функция активности направлена на поддержание работоспособности человека через рациональное распределение интенсивности, прочности внимания во время выполнения элементов деятельности Даже при чтении учебника (где, казалось бы, как из песни, слова не выбросишь) студент распределяет внимание неравномерно между отдельными фрагментами текста. При этом иногда ему приходится делать над собой усилие, чтобы данный фрагмент не был обойден вниманием, а в некоторых случаях это осуществляется как бы само собой.

 

Внимание подразделяется на три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой. 

1.3. Особенности  произвольного внимания

Произвольное внимание определяется задачей сознательно выполняемой деятельности. Именно сознательно поставленная человеком- задача определяет, какие предметы или явления, какие их стороны, особенности, качества выделяются при выполнении деятельности, т. е. на что обращается в этом случае внимание. Произвольное внимание относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку.

Когда мы читаем письмо и  поглощены смыслом того, что сообщается в нем, особенности отдельных  букв не замечаются нами. Внимание привлекается к ним только в случае какого-либо особенного своеобразия их, затрудняющего  чтение. Тогда мы обращаем внимание на отдельные буквы невольно, так  как они резко отличаются от обычных. Но если учитель просматривает тетради учащихся, в особенности тогда, когда ученики еще только учатся письму и он должен проверить, насколько они правильно пишут буквы, его внимание направлено на то, как именно написаны буквы. И делается это не в силу какого-либо резко выраженного своеобразия их, т. е. их собственных особенностей, а под влиянием задачи, которая стоит перед учителем — проверить правильность написания букв. Именно такое внимание, направляемое задачей деятельности, и характеризуется как произвольное.[3, 247-248]

Основой произвольного внимания являются связи, которые образовались в прошлом опыте человека между  той или иной задачей, или, точнее, ее словесной формулировкой (поскольку  всякая задача формулируется словесно), и действиями, соответствующими определенной направленности внимания. Каждый раз  как эта задача ставится затем, вновь  актуализируются и связи, необходимые  для выполнения действий, требующихся  задачей. А это значит, что внимание подчиняется задаче деятельности.

Произвольное внимание может  направляться и удерживаться как  беспрепятственно, когда ничто постороннее  не мешает выполняемой деятельности, так и тогда, когда такие препятствия  имеются. Ими могут быть как внешние  раздражители (посторонние звуки, отвлекающие  нас зрительные раздражители), так  и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно  как и посторонние мысли, образы, чувства. Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что может мешать работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.[5, 287-289]

Не всегда, однако, наличие  благоприятных внешних условий  обеспечивает внимание.

Важную роль в качестве условия внимания играет значение задачи, место, которое она занимает в жизни и деятельности человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, желание обязательно осуществить ее. Чем важнее задача, чем яснее понято ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса и  особенно значение устойчивых интересов  личности. Вместе с тем связь с  интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к  чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой  интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Перевод текста с иностранного языка на русский сам по себе может  не вызывать интереса, но овладение  этим языком отвечает интересам учащегося, и, сознавая это, он внимательно выполняет  задачу, которая стоит перед ним, т. е. переводит текст. Изготовление какой-либо детали модели самолета само по себе может быть неинтересно подростку, но оно включено в интересное для  него дело — моделирование самолетов, и он внимательно выполняет эту  часть работы.[4, 344-346]

Таким образом, сознание необходимости  выполнить данную деятельность, понимание  ее значения, желание добиться наилучших  результатов, связь того, что делается, с интересами человека — все это  способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это  вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в  особенности если оно делается в «критические» моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания. Токарь заранее знает, что высокий уровень внимания потребуется от него тогда, когда резец будет подходить к такому-то месту обрабатываемой на станке детали. Этот сигнал, намеченный заранее, и напоминает ему о необходимости усилить внимание в определенный момент.

Значительную поддержку  оказывает постановка вопросов, ответ  на которые требует внимательного  восприятия того, что обусловливает  успех действий. Внимательное рассматривание картины может быть достигнуто тем, что мы ставим перед собой вопросы, относящиеся к ее содержанию, к  ее отдельным деталям, композиции, цветовому  оформлению и т. п. Ученик внимательно  переписывает слова из книги в  тетрадь, если ставит перед собой  вопрос: «А сейчас что надо переписать?», или, если решая «столбики» примеров, где требуется производить различные  арифметические действия, задает вопрос: «А что сейчас надо делать (какое  арифметическое действие выполнить) ?»

Экспериментальные данные показывают, что учащиеся делают меньше орфографических  ошибок на грамматические правила, когда  выполняют упражнение, в котором  имеются пропуски в словах (соответствующие  определенным орфограммам), нежели в  тех случаях, когда те же слова  пишутся ими в диктанте (исследование Петровой). Это объясняется тем, что  пропуск букв побуждает их ставить  вопрос: «Что здесь надо писать?», в  то время как во время диктанта такой вопрос может и не возникать  перед ними. Хорошо известно, что, решая  столбики из примеров на разные арифметические действия, учащиеся иногда выполняют  несколько раз подряд одно и то же действие вопреки тому, что указывается  знаками действий, имеющимися в примерах. Источником этого является опять-таки то, что они не ставят перед собой  каждый раз вопроса: «А здесь что  надо делать?».[2, 231-233]

Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано такое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия  и т. п.). Большую помощь оказывает  осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие. Осознание всего этого  осуществляется в форме словесного отчета о том, что сделано или  что выполняется в данный момент. Следовательно, внимательное выполнение деятельности требует участия второй сигнальной системы, словесного обозначения того, что делается или сделано, и словесного выражения требований, которым должна удовлетворять выполняемая деятельность и ее результаты.

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием. Ребенку, начинающему читать, легче  удерживать внимание на том, что им прочитывается, если он ведет пальцем  по строчке. Лучше можно проследить на карте течение реки, двигая по ней острием карандаша. При выполнении практических действий возможность  отвлечения от того, что является объектом отражения, значительно ослабляется. Отсюда вытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету.

Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации  деятельности. Добиться произвольного  внимания к тому, на что оно должно быть направлено,— это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение  объектов действий, соответствующее  задаче, которая стоит перед нами.[8, 356-359]

Информация о работе Особенности произвольного внимания