Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, влияет ли успеваемость на особенности копинг-стратегий у подростков.
Объект исследования: успевающие и слабоуспевающие подростки.
Предмет исследования: копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы копинг-стратегий
1.1. Характеристика копинг-стратегий ………………………………
1.2. Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков ……………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков…………………………………………………………………
2.1. Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………
2.2 Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Орский
гуманитарно-технологический
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский
государственный университет»
ОСОБЕННОСТИ
ПРОЯВЛЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
У УСПЕВАЮЩИХ И
СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ
ПОДРОСТКОВ
Курсовая
работа
Орск 2010
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Факультет педагогики и методики начального образования
Кафедра
социальной педагогики, педагогики и психологии
начального образования
ОСОБЕННОСТИ
ПРОЯВЛЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
У УСПЕВАЮЩИХ И
СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ
ПОДРОСТКОВ
Курсовая
работа
Исполнитель:
студентка IV курса, 06СП-2,
Специальность: « (050711) Социальная педагогика»
__________________________
(подпись)
Научный руководитель:
кандидат психологических наук, доцент
__________________________
(подпись)
Зав. Кафедрой:
Кандидат педагогических наук, доцент
__________________________
(подпись)
Дата допуска к защите:_____________
1.Защищена с оценкой_______________
«___»__________________2010 г.
Члены
комиссии:
________________________Ф.И.О.
________________________Ф.И.О.
2.Поступила на кафедру:
Рег.№________________
Лаборант (методист)
________________________Ф.И.О.
РЕФЕРАТ
УДК 371.9
ББК 74.6
ОСОБЕННОСТИ
ПРОЯВЛЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ
У УСПЕВАЮЩИХ И
СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ
ПОДРОСТКОВ
В работе исследовались
Табл.
6, библ. 52.
Ъ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
Глава 1. Теоретические основы проблемы копинг-стратегий
1.1. Характеристика копинг-стратегий ………………………………
1.2. Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков ……………………
Глава
2. Опытно-экспериментальная
работа по изучению
копинг-стратегий у
успевающих и слабоуспевающих
подростков……………………………………………………
2.1. Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………
2.2 Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
проблемы состоит в том, что условия,
в которых протекает
Можно говорить об общем снижении чувства безопасности и защищенности современного человека. Ситуация угрозы жизни в современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни. Это связано в первую очередь с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Другими словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности. Угроза небытия становится неспецифической характеристикой не только экзистенциальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяет существование человека. Тем более эта проблема актуальна для подростков, чьи адаптационные ресурсы считаются в этом возрасте еще несколько сниженными.
В процессе исследования проблемы копинг-стратегий у подростков нами было выявлено противоречие между необходимостью изучения факторов, влияющих на их формирование и недостаточной их изученностью в отечественной психологии.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается в преодолении противоречия путем поиска факторов, обеспечивающих формирования копинг-стратегий у подростков в процессе обучения в школе.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, влияет ли успеваемость на особенности копинг-стратегий у подростков.
Объект исследования: успевающие и слабоуспевающие подростки.
Предмет исследования: копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.
Гипотеза исследования: у подростков копинг-стратегии различаются в зависимости от успеваемости: доля неадаптивных копинговых стратегий преобладает у слабоуспевающих подростков, в том числе в сфере взаимоотношений со сверстниками, в сфере взаимоотношений с учителями, а также в кризисных ситуациях учебной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи:
1.
Изучить состояние проблемы
2. Выявить копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.
3.
Сравнить копинг-стратегии у
Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей проблемы копинг-стратегий у подростков Н.В. Тарабрина, М.Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Александровский Ю., Э. Хайм, Л.И. Анцыферова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и другие. Труды таких исследователей и составили методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы.
Для
решения поставленных задач и
проверки гипотезы были использованы
следующие методы исследования: теоретический
анализ и обобщение психолого-
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МОУ CОШ № 50, г.Орска, Оренбургской области. В исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек, 20 мальчиков).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (ноябрь 2009 г.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
Второй этап (январь 2010г. – апрель 2010 г.) – проведение констатирующего эксперимента на выявление копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.
Третий этап (май 2010 г.) – анализ результатов экспериментальной работы, формулировка выводов, оформление курсовой работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что обобщены представления о копинг-стратегиях и выделены различия в копинг-стратегиях у успевающих и слабоуспевающих подростков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе школьного образования. Результаты исследования могут быть использованы для коррекционно-развивающей работы с отстающими в обучении подростками.
Структура
и объем работы: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка, включающего 52 наименования,
приложения. Общий объем работы 32 страницы
компьютерного текста.
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРОБЛЕМЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
1.1
Характеристика копинг-стратегий
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как трудные, нарушающие привычный ход жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего мира, и восприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping» – механизмов или «coping behavior». «Копинг» – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [1, с. 312].
Под
«копингом» подразумеваются постоянно
изменяющиеся когнитивные, эмоциональные
и поведенческие попытки