Особенности проявления копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, влияет ли успеваемость на особенности копинг-стратегий у подростков.
Объект исследования: успевающие и слабоуспевающие подростки.
Предмет исследования: копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы копинг-стратегий
1.1. Характеристика копинг-стратегий ………………………………
1.2. Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков ……………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков…………………………………………………………………
2.1. Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………
2.2 Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2010.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Орский  гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ  У УСПЕВАЮЩИХ И  СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ  ПОДРОСТКОВ 
 
 

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орск 2010

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра социальной педагогики, педагогики и психологии начального образования 
 

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ  У УСПЕВАЮЩИХ И  СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ  ПОДРОСТКОВ 
 

                                   
 

Курсовая  работа 
 
 

              Исполнитель:

              студентка IV курса, 06СП-2,

              Специальность: « (050711) Социальная педагогика»

              __________________________

              (подпись)

              Научный руководитель:

              кандидат  психологических наук, доцент

              __________________________

              (подпись)

              Зав. Кафедрой:

              Кандидат  педагогических наук, доцент

              __________________________

              (подпись) 

              Дата допуска к защите:_____________

              1.Защищена  с оценкой_______________

              «___»__________________2010 г.

              Члены комиссии: 

              ________________________Ф.И.О.

              ________________________Ф.И.О.

              2.Поступила  на кафедру:

              Рег.№________________

              Лаборант (методист)

              ________________________Ф.И.О. 
               
               
               

РЕФЕРАТ 
 
 
 

         УДК   371.9 

         ББК   74.6 
 

       ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ  У УСПЕВАЮЩИХ И  СЛАБОУСПЕВАЮЩИХ  ПОДРОСТКОВ 
 
 
 

       В работе исследовались теоретические  основы проявления копинг-стратегий  и их классификация, особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков. Была проведена опытно-экспериментальная работа  по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков. Экспериментальное исследование по данной проблеме показало, что для слабоуспевающих подростков характерно преобладание неадаптивных копинговых стратегий в кризисных ситуациях в сфере семьи, в сфере взаимоотношений со сверстниками и учителями, в учебной деятельности, что подтвердило гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования. 

       Табл. 6, библ. 52.       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ъ 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3

     Глава 1. Теоретические основы проблемы копинг-стратегий

      1.1. Характеристика копинг-стратегий ………………………………

      1.2. Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков ……………………

     Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков…………………………………………………………………

      2.1. Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………

      2.2 Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………..

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

      ЛИТЕРАТУРА…………………………………......................................

      ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  проблемы состоит в том, что условия, в которых протекает жизнедеятельность  современного человека, часто по праву  называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемые копинг-стратегии-то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.

     Можно говорить об общем снижении чувства  безопасности и защищенности современного человека. Ситуация угрозы жизни в  современном мире все больше становится привычным атрибутом так называемой мирной жизни. Это связано в первую очередь с повышением угрозы физического и иного насилия, террористических актов, техногенных и экологических катастроф. Другими словами, трансординарное существование, по словам М. Магомед-Эминова, все больше вторгается в ординарное существование, наделяя его чертами аномальности, катастрофичности. Угроза небытия становится неспецифической характеристикой не только экзистенциальной ситуации, но и обыденной жизненной ситуации и определяет существование человека. Тем более эта проблема актуальна для подростков, чьи адаптационные ресурсы считаются в этом возрасте еще несколько сниженными.

     В процессе исследования проблемы копинг-стратегий  у подростков нами было выявлено противоречие между необходимостью изучения факторов, влияющих на их формирование и недостаточной их изученностью в отечественной психологии.

     Выявленное  противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая заключается  в преодолении противоречия путем  поиска факторов, обеспечивающих формирования копинг-стратегий у подростков в процессе обучения в школе.

     Актуальность  проблемы обусловила выбор темы исследования: «Копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков».

     Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, влияет ли успеваемость на особенности копинг-стратегий у подростков.

     Объект  исследования: успевающие и слабоуспевающие  подростки.

     Предмет исследования: копинг-стратегии у  успевающих и слабоуспевающих подростков.

     Гипотеза  исследования: у подростков копинг-стратегии различаются в зависимости от успеваемости: доля неадаптивных копинговых стратегий преобладает у слабоуспевающих подростков, в том числе в сфере взаимоотношений со сверстниками, в сфере взаимоотношений с учителями, а также в кризисных ситуациях учебной деятельности.

     В соответствии с целью и гипотезой  исследования были определены его задачи:

     1. Изучить состояние проблемы копинг-стратегий  у успевающих и слабоуспевающих  подростков в психолого-педагогической  литературе.

     2. Выявить копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.

     3. Сравнить копинг-стратегии у успевающих  и слабоуспевающих подростков.

     Методологической  основой исследования являются работы отечественных и зарубежных исследователей проблемы копинг-стратегий у подростков Н.В. Тарабрина, М.Ш. Магомед-Эминов, Н.Н. Пуховский, Ф.Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. Лебедев, М.М. Решетников, Ц.П. Короленко, Александровский Ю., Э. Хайм, Л.И. Анцыферова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и другие. Труды таких исследователей и составили методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы.

     Для решения поставленных задач и  проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический  анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, психологический эксперимент, статистические методы обработки данных.

     Опытно-экспериментальная  база исследования: исследование проводилось  на базе МОУ CОШ № 50, г.Орска, Оренбургской области. В исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек, 20 мальчиков).

     Исследование  проводилось в три этапа.

     Первый  этап (ноябрь 2009 г.) – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы, задач, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.

     Второй  этап (январь 2010г. – апрель 2010 г.) – проведение констатирующего эксперимента на выявление копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.

     Третий  этап (май 2010 г.) – анализ результатов экспериментальной работы, формулировка выводов, оформление курсовой работы.

     Научная новизна исследования состоит в  том, что обобщены представления  о копинг-стратегиях и выделены различия в копинг-стратегиях у успевающих и слабоуспевающих подростков.

     Практическая  значимость исследования заключается  в возможности применять его  результаты в системе школьного  образования. Результаты исследования могут быть использованы для коррекционно-развивающей  работы с отстающими   в обучении  подростками.

     Структура и объем работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 52 наименования, приложения. Общий объем работы 32 страницы компьютерного текста. 

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ 

     1.1 Характеристика копинг-стратегий 

     На  протяжении всей жизни практически  каждый человек сталкивается с ситуациями, субъективно переживаемыми им как  трудные, нарушающие привычный ход  жизни. Переживание таких ситуаций зачастую меняет и восприятие окружающего  мира, и восприятие своего места в нем. Изучение поведения, направленного на преодоление трудностей, в зарубежной психологии проводится в рамках исследований, посвященных анализу «coping» – механизмов или «coping behavior». «Копинг» – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [1, с. 312].

     Под «копингом» подразумеваются постоянно  изменяющиеся когнитивные, эмоциональные  и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которые оцениваются как напряжение или превышают ресурсы человека с ними справиться.

Информация о работе Особенности проявления копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков