Особенности проявления копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить, влияет ли успеваемость на особенности копинг-стратегий у подростков.
Объект исследования: успевающие и слабоуспевающие подростки.
Предмет исследования: копинг-стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы копинг-стратегий
1.1. Характеристика копинг-стратегий ………………………………
1.2. Особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков ……………………
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков…………………………………………………………………
2.1. Организация и методы исследования копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………
2.2 Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2010.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

     – оценка выраженности потенциальной социально-психологической адаптированности современных подростков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Результаты исследования по выявлению  особенностей копинг-стратегий у  успевающих и слабоуспевающих  подростков 

     Анализ  и обобщение полученных данных позволили  констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для  успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4 – 9). Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остается неизменной для всех подростков – 25,8%. Неадаптивные же формы реагирования имеют тенденцию уменьшаться у успевающих подростков, уступая возможность проявления частично адаптивным копинговым стратегиям (см. таблицу 4).

     Наибольшая  доля адаптивных копинговых стратегий  подростков отмечается в сфере семейных взаимоотношений (см. таблицу 5).

     Такая тенденция у слабоуспевающих  сохраняется. Можно в связи с  этим говорить, что наиболее адаптированными подростки оказываются именно к сложным жизненным ситуациям, возникающим в семейных отношениях. Однако, психологическое содержание адаптированности в сфере семейных взаимоотношений у слабоуспевающих подростков претерпевает изменения. Если для слабоуспевающих подростков наиболее частыми стратегиями преодоления кризисной ситуации в семье оказываются альтруизм (33,3% подростков), то у успевающих подростков наиболее популярной стратегией оказывается «сохранение апломба» (50% подростков). То есть, успевающие подростки чаще всего в случае возникновения сложной жизненной ситуации в семье стараются выглядеть и вести себя так, чтобы другие подумали, что у них все в порядке.

     А вот наименьшая представленность адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций наблюдается в сфере проблем здоровья у успевающих подростков (см. таблицу 6). Это связано, по всей видимости, с все более возрастающей ценностью здоровья на этапе решения задач становления личностной самостоятельности и профессионального самоопределения. Ситуация физической травмы или соматического заболевания может казаться подростку из благополучной среды практически не переносимой, забирающей огромное количество психологических сил. Наиболее часто встречающимися копинговыми стратегиями и в той и в другой подгруппах в данной сфере трудностей оказывается уход от реальности при помощи теле-, видео-, аудиотехники и компьютерных игр (23% слабоуспевающих подростков и 45% успевающих подростков).

     Слабоуспевающие подростки по сравнению с успевающими подростками кризисные ситуации в сфере взаимоотношений со сверстниками воспринимают как более тяжелые и требуют больших психологических ресурсов для адаптации (см. таблицу 7). Слабоуспевающие подростки чаще успевающих подростков выбирают стратегию изоляции (19% слабоуспевающих подростков и 10% успевающих подростков) и чувства вины (21% слабоуспевающих подростков и 12% успевающих подростков) в данной сфере трудностей.

     Нельзя  назвать хорошо адаптированными  подростков к кризисным ситуациям  в сфере взаимоотношений с учителями (см. таблицу 8). У слабоуспевающих подростков в данной сфере трудностей наиболее часто встречающимся оказываются стратегии отвлечения (19% слабоуспевающих подростков), отрицания (17%) и агрессивность (13%). А вот относительно успевающих подростков можно говорить уже о сложившихся тенденциях реагирования в ситуациях данного типа сложностей: поиск решения проблемы (35% успевающих подростков), ориентация на мнение значимых других (30%), отрицание (30%), избегание проблемы (27,5%) и агрессивность (27,5%). Можно отметить, что общими довольно часто встречающимися стратегиями как для слабоуспевающих подростков, так и для успевающих подростков оказываются две формы неадаптивных копингов – отрицание и агрессивность. И частота их проявления не падает, а растет. Можно предположить, что для значительной части подростков так и не приобретается положительный опыт разрешения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с учителем, что только закрепляет неадаптивность ранее выбранных стратегий.

     Значимой  для подростка остается и ситуация учебной деятельности, хотя уменьшается число неадаптивных копинговых стратегий в данной области жизненных трудностей. Наиболее часто встречающимися среди слабоуспевающих подростков оказываются стратегии поиска решения проблемы (31% подростков), чувства вины (23%), сохранения апломба (19%), агрессивность (17%). Для успевающих подростков наиболее типичной формой реагирования является стратегия сохранения апломба (42,5% подростков). С одинаковой частотой встречаются стратегии поиска решения проблемы и избегания проблемы (по 27,5%).

     Анализ  использования различных видов  копинг-стратегий в поведении  показывает, что наименее представленными  в поведенческом репертуаре совладения с кризисными ситуациями оказываются  стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в кризисных ситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей кризисной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целом, основываясь на результатах проведенного исследования, можно констатировать бедную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из кризисных ситуаций.

     Полученные результаты позволяют поставить задачи для дальнейшей разработки данной проблемы. В первую очередь это касается создания программы профилактики различных форм копинг-стратегий в подростковом возрасте, ориентированной на расширение представлений подростков о собственных эмоционально-поведенческих возможностях реагирования в кризисной ситуации. 
 

 

      Заключение 

     Так как копинг-стратегии являются результатом  приобретенного опыта, то последовательное и методически грамотное обучение навыкам адаптивного копинг-поведения, включающее коррекционно-развивающую работу, может стать эффективным направлением профилактики поведения подростков. Тогда, на наш взгляд, сущность профилактики поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы должна состоять в превентивной деятельности всех участников образовательного процесса, направленной на продуктивность копинг-стратегий поведения школьников.

     В нашем исследовании мы поэтапно провели  работу, направленную на:

     – изучение состояния проблемы копинг-стратегий успевающих и слабоуспевающих подростков в психолого-педагогической литературе;

     – выявление копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков;

     – сравнение копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.

     В ходе исследования мы определили понятие «успеваемость» в психолого-педагогической литературе, выявили особенности копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков.

     Во  второй главе представлены результаты изучения состояния копинг-стратегий  подростков в ходе проведения специальной психолого-педагогической работы. Экспериментальное исследование по данной проблеме показало, что для слабоуспевающих подростков характерно преобладание неадаптивных копинговых стратегий в кризисных ситуациях в сфере семьи, в сфере взаимоотношений со сверстниками и учителями, в учебной деятельности, что подтвердило гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования.

     Система коррекционно-развивающей работы может  существенно влиять на развитие продуктивных копинг-стратегий поведения подростков.

     Таким образом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков в условиях средней общеобразовательной школы. 
 

 

      Литература 

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни[Текст]/К.А. Абульханова-Славская. – М.:Мысль, 1994.-25 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии  личности [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. -1983. – Т. 4. – №1. – С. 14–28.

3. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности [Текст]/К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. -1985. – Т. 6. – №5. – С. 3–19.

4. Абульханова-Славская, К.А. Типология активности личности в социальной психологии [Текст]/ К.А. Абульханова-Славская // Психология личности и образ мира. – М.:Просвещение, 1987. – С. 10–14.

5. Авдеев, В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций [Текст]/В.В. Авдеев. – М.:Просвещение, 1992. – С. 128.

6. Адлер,  А. Наука жить[Текст]/А. Адлер. – Киев, 1997. -300 с.

7. Амбрумова,  А.Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения [Текст] / А.Г. Амбрумова // Комплексные исследования в суицидологии. Сб. науч. трудов. – М.:Просвещение, 1986. – С. 42–44

8. Ананьев,  Б.Г. Избранные психологические труды[Текст]/Б.Г. Ананьев. – Т. 1. М.: Педагогика, 1980. – С. 232.

9. Ананьев,  Б.Г. Психологи и проблем человекознания[Текст]/Б.Г. Ананьев. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Модек, 1996.-279 с.

10. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст]/ Л.И. Анцыферова // Психол. журн. -1994. – Т. 15. – №1.-С. 3 – 19.

11. Асмолов,  А.Г. Психология личности [Текст]/ А.Г. Асмолов. – М.: Наука, 1990. -460 с.

12. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст]/Р. Бернс. – М.: Наука, 1986. -388 с.

13. Богомаз,  С.А., Филоненко, А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению [Текст]/ С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психол. журн. – 2002. – 10. – С. 122–126.

14. Божович,  Л.И. Психологические особенности развития личности подростка [Текст]/Л.И. Божович. – М.:Просвещение, 1990.-127 с.

15. Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций[Текст]/Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. – М.: Наука, 1998. -412 с.

16. Бурменская, Г.В. Возрастное психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей[Текст]/Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Знание, 1989. -390 с.

17. Василюк,  Ф.Е. Психологии переживания [Текст]/ Ф.Е. Василюк. – М.: Знание, 1984. -388 с.

18. Василюк,  Ф.Е. Психотехника выбора [Текст]/ Ф.Е. Василюк // Гуманистические подходы в практике – М.: МИР, 1999. -500 с.

19. Выготский,  Л.С. Проблема возраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – Т 4. – М., 1984.

20. Гремлинг, С. Практикум но управлению стрессом [Текст]/С. Гремлинг, С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2002. – С. 240.

21. Гришина,  Н.В. Психология конфликта [Текст]/Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2000. – С. 464.

22. Диагностика  и коррекция нарушении социальной адаптации подростков / под ред. С.А. Беличевой. – М.: Наука, 1998. -388 с.

23. Зейгарник,  Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст]/Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь. – М.: Наука, 1980. -450 с.

24. Кон,  И.С. Психология юношеского возраста [Текст]/И.С. Кон. – М: Политиздат, 1979. -340 с.

25. Крайг,  Г. Психология развития [Текст]/Г. Крайг. – СПб.: Алетей, 2000. -560 с.

26. Крюкова,  Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения [Текст]/Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2005. – №2. – С. 5–15.

27. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности [Текст]/Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1993. – С. 126.

28. Маслоу, А. Психология бытия [Текст]/А. Маслоу. – М.: Знание, 2003. -435 с.

29. Морозова, Т.Ю. Оценка эффективности профилактических программ на основе анализа уровня сформированности копинг-стратегий у подростков [Текст]/ Т.Ю. Морозова, М.М. Ступницкая // Материалы Пятой городской научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников». – М.: ИПССО; АНО «Школа «Премьер», 2008.

30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.-455 с.

31. Нартова-Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст]/ С.К. Нартова-Бочавер // Психол. журн. -1997. – Т. 18. – №5. – С. 20–30.

32. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей [Текст]/И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.:Питер, 2000. -600 с.

33. Петухов,  В.В. Психология: Методические указания [Текст]/В.В. Петухов, В.В. Столин. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. – С. 384.

Информация о работе Особенности проявления копинг-стратегий у успевающих и слабоуспевающих подростков