Особенности проявления темперамента дошкольников в общении со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

На данный момент бытует мнение, что личностью человек не рождается, а становится. И с этим утверждением согласилось большинство социологов и психологов. Но их точки зрения на то, каким конкретно законам подчиняется развитие личности, расходятся.
Интересы и ценности личности, установки и идеалы, потребности определяют, его способности, что он может. Но ещё остается вопрос и о том, каковы основные, наиболее важные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о темпераменте. Темперамент человека связан с типом нервной системы, который хоть и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _________________________________________________3
ГЛАВА 1. Детское общение, его развитие_____________________5
1.1. Мотивы и потребности общения__________________9
1.2. Экстраверсия / Интроверсия_____________________11
ГЛАВА 2. Темперамент. Его определение, происхождение_______12
2.1. Развитие темперамента__________________________14
2.2. Характеристика детей с разными типами темперамента________________________________________16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ___________________23

Файлы: 1 файл

diagnosticheskie_metodiki.doc.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова»

 

 

 

Факультет педагогики и психологии детства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        «ОСОБЕННОСТИ  ПРОЯВЛЕНИЯ  ТЕМПЕРАМЕНТА

               ДОШКОЛЬНИКОВ    В  ОБЩЕНИИ  СО СВЕРСТНИКАМИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по возрастной и педагогической

психологии

студента 3 курса

специальность -

дошкольное образование

ФЗО (5 лет), гр. «В»

Шишовой Натальи Николаевны

Научный руководитель:

Кандидат психологических

наук, доцент

Котлярова Э.В.

 

 

 

Могилев

 

2013г. 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ _________________________________________________3                                                                                 

ГЛАВА 1. Детское общение, его развитие_____________________5

1.1. Мотивы и потребности общения__________________9

1.2. Экстраверсия / Интроверсия_____________________11

ГЛАВА 2. Темперамент. Его определение, происхождение_______12

               2.1. Развитие темперамента__________________________14

     2.2. Характеристика детей с разными типами темперамента________________________________________16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ___________________23 

ВВЕДЕНИЕ

 На данный момент бытует мнение, что личностью человек не рождается, а становится. И с этим утверждением согласилось большинство социологов и психологов. Но их точки зрения на то, каким конкретно законам подчиняется развитие личности, расходятся.

 Интересы и ценности личности, установки и идеалы, потребности определяют, его способности, что он может. Но ещё остается вопрос и о том, каковы основные, наиболее важные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о темпераменте. Темперамент человека связан с типом нервной системы, который хоть и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.

 Всем известно и не нужно доказывать тот факт, что межличностное общение – это абсолютно необходимое условие для нормального существования людей, без него невозможно полноценное формирование ни одной психической функции или психического процесса, личности в целом. А детство представляет собой совершенно особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, и это предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности.

  Вообще мир детства – это неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Интерес к детству возникает лишь на определённом этапе индивидуального и социального развития, а любые представления о нём отражают весь пройденный нами жизненный путь, каким он представляется нашему самосознанию.[3]

  Развитие благоприятного общения - это фундамент для нормального формирования личности дошкольника, и он значительно определяет отношение к окружающему миру и к себе, поведение и самочувствие среди сверстников. Изучение отношений внутри группы, общения, образование отношений в детском коллективе, влияния других на формирование личности детей и т.д. важные и актуальные проблемы.

 Путь психического развития ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью и зависит от того места, которое ребёнок занимает в мире человеческих отношений. Приход малыша в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют всю социальную ситуацию его развития, которое до этого определялось связью «ребенок – взрослый». Теперь же добавляется связь «ребенок -сверстник». Вне этих связей нельзя рассмотреть формирование личности ребенка в период детства. [1]

 Целью работы является изучение литературы, касающейся общения детей с разными темпераментами.

Задачи:

  1. Изучить литературу о развитие детского общения.
  2. Изучить литературу о мотивах и потребностях в общении у детей.
  3. Узнать о понятии темперамент и его происхождение и развитие.
  4. Изучить литературу, касающуюся характеристики детей с разными типами темперамента.

 

ГЛАВА 1. Детское  общение, его развитие

Что же такое общение? Это  наиболее широкая категория для  обозначения всех видов коммуникативных, информационных и других контактов. Общение – это центральная категория и проблема социальной психологии как науки и рассматривается: как потребность и условие жизни человека, как своеобразный обмен отношениями и сопереживание, как взаимное познание и деятельность. [5]

В психологической теории деятельности, общение рассматривается как один из её видов. Имеет такую же структуру, как и у других видов деятельности: во-первых, возникает на основе соответствующей потребности; во-вторых, побуждается отвечающим ей мотивом. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно - мотивационной сферы. [4]

В дошкольном возрасте в  жизнь ребенка прочно и уже  навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается  сложная и порой драматичная  картина отношений. Они дружат, обижаются, мирятся, ревнуют, ссорятся, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Всё это остро переживается и несёт массу разнообразных эмоций.[13]

Бывает, что родители и воспитатели не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, не придают какого-то особого значения детским ссорам, дружбам и обидам. А между тем первый опыт отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот опыт во многом определяет характер отношения ребёнка к себе, к другим и к миру в целом. Но не всегда этот опыт складывается удачно.[19]

Первое, что бросается  в глаза, - это яркая эмоциональность в общении дошкольников. Для них это просто невозможно разговаривать спокойно – они всё время кричат, визжат, смеются, бегают, пугают друг друга и от этого они прибывают в абсолютном восторге. Повышенная эмоциональность и раскованность существенно отличает контакты малышей от их взаимодействия со взрослыми. В общении сверстников наблюдается множество ярких экспрессивно-мимических проявлений, которые выражают самые разные эмоциональные состояния: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. [13]

Еще одна важная особенность  контактов – это нестандартность их поведения в отсутствии всяких правил и приличий. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети соблюдают определенные нормы поведения, то при общении со своими сверстниками дети используют самые необычные и непредсказуемые звуки и действия. Они прыгают,  кривляются, передразнивают друг друга, принимают причудливые позы, квакают, трещат и гавкают, придумывают свои необычные звуки, слова, небылицы и т. д. Такие чудачества приносят им необузданную веселость - и чем чуднее, тем веселее [13]

Эта свобода в общении дошкольников позволяет ребенку проявить свою оригинальность, инициативу. Очень важно, что и другие дети с удовольствием подхватывают инициативу ребенка, увеличивают её и возвращают в преобразованном виде. Например, один крикнул, другой крикнул и подпрыгнул - и оба хохочут. Одинаковые и необычные действия приносят малышам уверенность в себе и яркие, радостные эмоции. В таких контактах маленькие дети переживают ни с чем несравнимое ощущение своего сходства с другими. Ведь прыгают и квакают они одинаково и при этом испытывают общую непосредственную радость. Через эту общность, узнавая и умножая себя в ровеснике, дети пробуют и утверждают себя. Если взрослый несет для ребенка культурно-нормированные образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, ненормированных, свободных проявлений. Естественно, что с возрастом контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако особая раскованность, использование непредсказуемых и нестандартных средств остается отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста, а может быть, и позже. [13]

Так же стоит отметить, что  общение с другими детьми первоначально  не влияет на развитие ребёнка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3-4 года ещё не умеют по-настоящему общаться друг с другом. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». [4]

К четырем годам ребенок  начинает все больше в своем поведении ориентироваться не только на значимых взрослых, но и на сверстников, т.е. появляется второе социальное зеркало, которое очень похоже на него самого, но в то же время оно другое. Именно с этого возраста дошкольник нередко попадает в ситуацию, когда хочется быть среди расшалившихся сверстников, вместе с ними делать то, что взрослыми не поощряется или запрещено. Тогда, как уже рассматривалось в предыдущем параграфе, ребенок прибегает к поведению по правилам двойной морали: для взрослых и для сверстников и вместе с ними. [18]

В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом  в отношении к сверстнику. Картина  взаимодействия детей существенно  меняется. После четырех лет общение (в особенности у детей, посещающих детский сад) со сверстником становится привлекательнее общения со взрослым и занимает все большее место в жизни ребенка. Дошкольники уже совершенно сознательно выбирают общество сверстников. Они явно предпочитают играть вместе (а не в одиночку), и другие дети становятся более привлекательными партнерами, нежели взрослые[17].

К шести годам значительно  возрастает эмоциональная вовлеченность  в деятельность и переживания  сверстника. В большинстве случаев  старшие дошкольники внимательно  наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся  помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пяти летние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем "противостоянии" взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. [19]

Данный возраст является периодом расцвета ролевой игры. В  это время игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а  не в одиночку. Главное содержание общения детей в середине дошкольного  возраста заключается теперь в общем  деле или деловом сотрудничестве. Сотрудничество следует отличать от соучастия. Младшие дети, как мы уже  отмечали, действовали одновременно и одинаково, рядом, но не вместе. Малышам  важно было разделить свои эмоции и повторить движения сверстника. При деловом же общении, когда  дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Здесь уже абсолютно недопустим повтор действий или слов другого, потому что у каждого своя роль. Большинство ролевых игр устроены так, что каждая роль предполагает партнера: если я врач, мне нужен больной; если я продавец, то мне необходим покупатель, и т.д. Следовательно, сотрудничество, согласованность действий с партнером - необходимое условие нормальной игры [17].

К 6-7 годам у детей дошкольного  возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность  к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется  уже на всю жизнь. Однако наряду с  этим в общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его  ситуативные проявления: что у  него есть и что он делает, но и  некоторые психологические аспекты  существования партнера: его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями [17].

Работа по формированию у  детей эмоциональной отзывчивости, эмпатии, является, пожалуй, одна из важнейших в развитии социально - перцептивных и коммуникативных способностей. Дети подвержены эмоциональному заражению со стороны окружающих, происходит процесс идентификации, они чувствуют и переживают то состояние, которое переживают другие. Но это состояние надолго не задерживается у ребёнка, поэтому необходимо найти способы погружения в них. Один такой способ "вчувствования" в переживания другого – это имитация, воссоздание детьми экспрессии, воспроизведение ими мимики и позы воспринимаемого человека в том или ином состоянии. [18]

Такова в общих чертах возрастная логика развития общения  и отношения к сверстнику в  дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что  существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка  к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение  среди других и, в конечном счете, особенности становления личности. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Мотивы и  потребности общения

Так же необходимо рассмотреть  мотивы и потребности в общении. Нужно ли общение детям? И зачем?

Потребность в общении  является сугубо человеческой потребностью, которая строится на фундаментальных  основаниях стремления людей к сообществу и сотрудничеству. Мотивы, обслуживающие  её, могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. [5]

Потребность в общении  у ребёнка появляется рано, в младенчестве. Он начинает улыбаться маме и радоваться при её появлении. Это общение  со взрослыми создаёт у ребёнка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для его развития. [4]

Что же происходит, если потребность  в общении не удовлетворяется?

Информация о работе Особенности проявления темперамента дошкольников в общении со сверстниками