Особенности проявления темперамента дошкольников в общении со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

На данный момент бытует мнение, что личностью человек не рождается, а становится. И с этим утверждением согласилось большинство социологов и психологов. Но их точки зрения на то, каким конкретно законам подчиняется развитие личности, расходятся.
Интересы и ценности личности, установки и идеалы, потребности определяют, его способности, что он может. Но ещё остается вопрос и о том, каковы основные, наиболее важные свойства человека, которые определяют его общий облик и его поведение. Это вопрос о темпераменте. Темперамент человека связан с типом нервной системы, который хоть и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ _________________________________________________3
ГЛАВА 1. Детское общение, его развитие_____________________5
1.1. Мотивы и потребности общения__________________9
1.2. Экстраверсия / Интроверсия_____________________11
ГЛАВА 2. Темперамент. Его определение, происхождение_______12
2.1. Развитие темперамента__________________________14
2.2. Характеристика детей с разными типами темперамента________________________________________16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ___________________23

Файлы: 1 файл

diagnosticheskie_metodiki.doc.docx

— 63.44 Кб (Скачать файл)
  1. Дети - меланхолики.

Это дети со слабой нервной  системой, но это не обозначает их неполноценность. Они очень ранимые, надолго запоминают и переживают обиды и переживают их. Этим детям свойственна повышенная чувствительность. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Но таким детям присуще свойство эмпатии. Они чутко улавливаю настроение, отображенное в картинах, музыке. У этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый, как тормозной, так и возбудительный процесс. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в одиночку. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

  1. Дети – холерики.

Имеют сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

  1. Дети – флегматики.

Имеют сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Им свойственна низкая эмоциональность, скудная мимика лица. Эти дети обладают высокой работоспособностью, умеют выполнять работу с тщательностью, могут долго концентрировать внимание на выполнении задания, например, долгое время, следить за интересующим их предметом. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети - "тихони". Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Но в привычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения (но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой, аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнести к положительным.

  1. Дети – сангвиники.

Обладают сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Характерно преобладание хорошего настроения. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям, испытывают и проявляют при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. [17,10,2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данной работе была рассмотрена литература по детскому общению и характеристикам темперамента у детей. И можно сделать выводы по поставленным ранее задачам.

По мнению авторов в детском общении, прежде всего, бросается их яркая эмоциональность. Дети просто не могут вести себя спокойно, им нужно бегать прыгать. Но у детей не сразу возникает желание общаться со сверстниками. Но затем в их жизнь неотрывно входят другие ребята. И, как известно, малыши подвержены эмоциональному заражению со стороны окружающих, происходит процесс идентификации, они чувствуют и переживают то состояние, которое переживают другие. Это важный факт, который необходимо знать.

По мнению Кулагиной И.Ю. и Колюцкого В.Н. потребность в общении у ребёнка появляется рано, в младенчестве. Он начинает улыбаться маме и радоваться при её появлении. Это общение со взрослыми создаёт у ребёнка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для его развития. И, как считает Немов Р.С. Так же потребность в общении у ребёнка вызвана следующим: в общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. В старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения — деловые и личные. Деловые - мотивы, которые побуждают ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи или проблемы. Личными - мотивы, которые связанны с беспокоящими ребенка внутренними проблемами. Затем к этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков.

Учёные выявили, что темперамент  является одним из наиболее значимых свойств личности. Это биологический  фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Он утверждал, что люди различаются соотношением четырёх основных «соков организма» - крови, флегмы, жёлтой желчи и чёрной желчи. И опираясь на его учение Клавдий Гален, знаменитый врач античности, разработал типологию темпераментов, по его предположению тип темперамента зависит от преобладания одного из соков. Он выявил 13 типов темперамента, но в дальнейшем сократил их до четырёх: сангвиник (кровь), флегматик (слизь), холерик (желчь) и меланхолик (чёрная желчь). Эти типы темперамента используются до сих пор. [7]

Опираясь на мнение Столяренко Л.Д. и Самыгина С.И. в дошкольном возрасте свойства темперамента хорошо проявляются во время игры, при общении со сверстниками и со взрослыми. У детей нервная система слабая, ребёнок быстро истощается, у него пониженная работоспособность и повышенная возбудимость и чувствительность, что приводит к неадекватному поведению. О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, на обычное спокойное замечание дети могут расплакаться или выкрикивать обидные слова. Повышенная возбудимость может возникнуть из-за эмоциональной перегрузки, например, на празднике, что приводит к разбалансированности поведения.

Из изученной литературы можно выделить следующее: темперамент  неразрывно связан с психической  деятельностью. Основное проявление темперамента часто ищут в динамических особенностях «реакций» человека - в том, с какой  силой и быстротой он действенно реагирует на раздражения. Темперамент - это динамическая характеристика психической деятельности индивида.

А общение детей - дошкольников зависит от темперамента на прямую. Именно в зависимости от индивидуальных своеобразных свойств психики, определяющих динамику психической деятельности, зависит манера поведения и общения ребёнка.

Выяснилось, что дети –  сангвиники очень общительны и дружелюбны, всегда расположены к контактам, но ввиду своей живости могут  плохо слушать и перебивать. Любят  шумные игры, связанные с двигательной активностью. Что касается детей  – холериков, то их вспыльчивый и  несдержанный нрав, заставляет всех быть осторожными по отношению к ним. Эти дети общительны, но практически  лишены альтруизма и эмпатии. Дети –  меланхолики, наоборот, не общительны, предпочитают находиться в стороне  от других. Или выбирают себе очень  тесный круг общения. Эти дети очень  тихие и ранимые, могут обижаться  на собеседника из-за пустяков или  даже просто из-за хмурого лица могут  заплакать. И, наконец, дети – флегматики. Это дети не общительные, другим детям  очень трудно приспособится к  ним и сами они тяжело сходятся с другими. Предпочитают одиночные  игры.

Взрослым очень важно  знать особенности своих детей, чтобы не возникало проблем с  воспитанием. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом  соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Необходимо знать, что дети с разными типами темперамента общаются по разному и к каждому необходим персональный подход.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Блюмина, Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе / Т.А. Блюмина. - М.: Альфа, 1996 г.
  2. Детская психология: Учеб. пособие Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1988. - с.354-365. 
  3. Кон, И.С. Ребёнок и общество:учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений / И.С. Кон. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.-336с.
  4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.2-е изд. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. -М.: ТЦ сфера 2008. - 464с.
  5. Куницына, В.Н., Казаринова, Н.В., Погольша, В.М. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2003. -544с.; ил.- (Серия "Учебник нового века")
  6. Либин, А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, росийских и американских традиций. 2 изд., переработанное / А.В. Либин. - М.: Смысл, Per Se, 2000-549с
  7. Маклаков, А.Г. Общая психология  / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2002.-592с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")
  8. Немов, Р.С.  Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд / Р.С. Немов.  — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.
  9. Рогов, Е.Н. «Психология человека» / Е.Н. Рогов. — М.: Просвещение 1999
  10. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.Н. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1996
  11. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина - М.: Книголюб, 2003
  12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. (1946г.) / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002 - 720 с. (Серия "Мастера психологии")
  13. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  14. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Владос, 2003. -160 с.
  15. Степанова, Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада / Г. Степанова. // Дошкольное воспитание. - 1999.  - № 5 – С. 45 – 49.
  16. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. «100 экзаменационных ответов по психологии» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. -   Ростов-на-Дону, 2000
  17. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - 5-е изд. / , Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  18. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. –132 с.

Интернет источники:

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301114.shtml

 


Информация о работе Особенности проявления темперамента дошкольников в общении со сверстниками