Особенности проявления тревожности и агрессивности у студентов первого курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: изучение уровня ситуативной и личностной тревожности и уровня агрессивности у студентов первого курса, а так же изучение их взаимосвязи.
Задачи:
Изучить литературу по теме работы.
Разработать программу исследования взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью студентов первого курса.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы изучения тревожности и агрессивности 5
1.1.Тревожность и агрессивность как психические состояния и свойства личности 5
1.1.1. Понятие тревожности и агрессивности 5
1.1.2. Анализ различных подходов к проблеме взаимосвязи тревожности и агрессивности 9
1.2. Методы диагностики тревожности и агрессивности 10
2. Взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью студентов первого курса 14
2.1. Цель и задачи исследования 14
2.2. Методика исследования 15
2.3. Ожидаемые выводы 16
Заключение 17
Список литературы 19
Приложение 21

Файлы: 1 файл

Курсовая по общ.псих. Ходыревой.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

Р.Берон и Д.Ричардсон рассматривали возникновение агрессии при переносе возбуждения. Тревожность, будь то состояние или свойство личности, вызывает данное возбуждение [3].

Ознакомившись с работами данных исследователей, можно выявить наличие взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью, а именно проявление агрессивности в поведении при наличии тревожности.

 

 

1.2. Методы диагностики тревожности и агрессивности

 

Одним из методов диагностики тревожности и агрессивности является наблюдение.

Наблюдение разделяется на полевое и лабораторное. Полевое подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях. Полевое  наблюдение заключается в простом наблюдении за естественно протекающим поведением или же подразумевают большее вмешательство со стороны наблюдателя. Сложность, связанная с наблюдением тревожности и агрессивности заключается в том, что исследователь может потратить много времени, прежде чем столкнется с проявлением тревожности и агрессивности. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения. Также исследователь может вмешиваться, чтобы манипулировать независимыми переменными.

Лабораторное наблюдение заключается  в наблюдении за поведением в контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. Во-первых,  варьирование независимых переменных. Во-вторых, исключается любая возможность причинения вреда испытуемым, и лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с характером действий, которые их попросят предпринять. Лабораторные исследования зачастую оказываются гораздо более эффективными в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные подходы.

Внутри этого метода включены: метод прямого наблюдения, фотографирование, запись, детальный анализ мимического выражения, оценка внешних проявлений эмоций [6].

Экспериментальный метод направлен на получение определенной информации с помощью исследований, в которых предполагаемые факторы агрессии и тревоги изменяются систематически и явным образом. Исследователь  манипулирует одним или несколькими параметрами, которые считаются стимулирующими или подавляющими прямую агрессию, а затем оценивает результаты данной процедуры. Хотя экспериментальный подход позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей, попытка исследовать таким способом агрессивное поведение порождает ряд встречных вопросов. Как можно систематически изучать такую опасную форму поведения, исключив при этом малейшую возможность причинения психологического или физического вреда участникам исследования? При экспериментальном методе используется словесный отчет; выполнение заданий на время, при выполнении которых учитывались эмоциональное состояние, точность, стабильность и активность.

Опрос. Чтобы узнать о наличии тревожности  или  агрессивности в типичных для них обстоятельствах, ученый может опросить множество различных источников, которые охарактеризуют испытуемого. Намереваясь провести такое исследование, можно расспросить самого испытуемого, с помощью слегка замаскированных вопросов. 

Для измерения агрессивности и тревожности психологи разработали множество личностных опросников. Некоторые из них посвящены агрессивности и тревожности, другие же предназначены для изучения данных феноменов в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали, на что направлены опросники. Чтобы получить более достоверную информацию, исследователям часто приходится маскировать направленность вопросов.   

Проективные методы, особенно полезны для изучения агрессии и тревожности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Когда мы применяем проективные методы, то спрашиваем об агрессии косвенным образом: просим испытуемых рассказать о некотором неопределенном стимульном материале. Мы предполагаем, что испытуемые интерпретируют стимулы способом, в котором отразятся их мотивы, потребности и конфликты — что они «спроецируют себя» в своих ответах. Задача психолога, таким образом, интерпретировать эти проекции. Недостаток проективного метода заключается в сложности интерпретации ответов.

Оценивание другими. Еще один вид вербальной информации — оценивание другими — состоит в том, что человека, чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Оценивания обычно делаются людьми, знакомыми с поведением испытуемого. Преимущества такого оценивания заключаются в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

Для исследования тревожности и агрессивности можно использовать  психофизиологические методы. Это измерение активности нервной системы; измерение кожногальванической реакции; измерение ЧСС; показатели величины кровяного давления, электрической активности мышц, температура поверхности тела, параметры дыхания.

 

2. Взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью студентов

первого курса

 

    1. Цель и задачи исследования

 

Цель исследования: изучить взаимосвязь между уровнем тревожности и агрессивности студентов-первокурсников.

Предмет исследования: агрессивность и тревожность как свойства личности.

Объект исследования: студенты первого курса факультета психологии, в количестве 40 человек.

Контрольная группа: студенты четвертого курса факультета психологии, в количестве 40 человек.

Гипотезы исследования:

1. В коллективе студентов-первокурсников наблюдается повышенный уровень тревожности.

2. Агрессивность студентов-первокурсников взаимосвязана с тревожностью.

3.Студенты четвертого курса более адаптированы к обучению, чем студенты первого курса.

Задачи исследования:

1. Провести диагностику уровня тревожности студентов-первокурсников с помощью методики «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Спилбергера.

2. Провести диагностику уровня агрессивности студентов-первокурсников с помощью методики исследования агрессивности личности А.Басса,  А.Дарки.

3.Провести анализ взаимосвязи между уровнем тревожности и агрессивностью студентов-первокурсников факультета психологии.

4. Провести сравнительный анализ уровня тревожности и агрессивности между студентами первого и четвертого курсов.

 

2.2. Методика исследования

 

Выборка составила: 40 человек, студентов первого курса факультета психологии.

Контрольная группа: студенты четвертого курса факультета психологии, в количестве 40 человек.

Для сбора диагностических данных были использованы: «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Спилбергера  и «Методика исследования агрессивности личности» А.Басса,  А.Дарки.

 «Шкала ситуативной и личностной  тревожности» Ч.Спилбергера –  методика, которая является личностным опросником и предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности.

«Методика исследования агрессивности личности» А.Басса, А.Дарки является личностным опросником и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Методы исследования: тестирование, статистические методы анализа.

Этапы исследования:

1. Проведение комплекса исследований «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Спилбергера  и «Методика исследования агрессивности личности» А.Басса,  А.Дарки.

2. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью программы STATISTICA и программы Exсel.

Для анализа результатов использовался коэффициент корреляции Пирсона, который рассчитывается по формуле:

где  — средние значения переменных X и Y.

3. Анализ, обсуждение и интерпретация полученных результатов.

Для изучения взаимосвязи между этими признаками можно использовать непараметрический метод корреляционного анализа Спирмена.

 

 

2.3. Ожидаемые выводы

 

1.Можно предположить, что уровень тревожности студентов-первокурсников при сравнении с тестовыми нормами (методики «Шкала ситуативной и личностной тревожности» Ч.Спилбергера) будет завышен.

2. Можно предположить, что значения по показателю общей агрессивности студентов-первокурсников при сравнении с тестовыми нормами («Методика исследования агрессивности личности» А.Басса, А.Дарки) будет находиться на завышенном уровне.

3.Можно предположить, чем выше  уровень тревожности, тем выше показатель общей агрессивности студентов-первокурсников факультета психологии.

4. Можно предположить, что уровень тревожности и агрессивности у студентов первого курса будет выше, чем уровень тревожности и агрессивности у студентов четвертого курса.

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе нами были рассмотрены основные теории агрессивности и тревожности.

Изучение научно-методической литературы показало, что публикации на эту тему единичны и в основном представляют собой обзор зарубежных исследований.

По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы.

Значения по показателю общей агрессивности, в который попадает большинство в группе студентов-первокурсников при сравнении с тестовыми нормами, находится в диапазоне повышенного уровня. Это свидетельствует о том, что агрессивность, как свойство личности, у студентов первого курса факультета психологии развита и проявляется в поведении. Для данной группы характерна частично повышенная и частично средняя личностная тревожность, и высокая ситуативная тревожность. 

Группа значений по общему показателю агрессивности, в который попадает большинство студентов из контрольной группы при сравнении с тестовыми нормами, частично находится на среднем уровне, остальная часть – ниже среднего. Это говорит о том, что агрессивность данной группы проявляется крайне редко, и по развитию находится на низком уровне. Личностная тревожность находится на среднем уровне, ситуативная тревожность – на низком уровне. 

Для сравнения двух групп (экспериментальная и контрольная) были выбраны признаки общей агрессивности, ситуативной и личностной тревожности.

Таким образом, на данной выборке  были обнаружены статистически значимые различия уровня выраженности критерия общей агрессивности, ситуативной и личностной тревожности у студентов-первокурсников и студентов четвертого курса.  

Одной из задач данной курсовой работы является выявление взаимосвязи уровня агрессивности с уровнем ситуативной и личностной тревожности. 

Таким образом, на выборке студентов первого курса была обнаружена положительная взаимосвязь между уровнями общей агрессивности и ситуативной тревожности и отсутствие взаимосвязи между уровнями общей агрессивности и личностной тревожности.

Можно объяснить эти результаты тем, что агрессивное поведение проявляется при наличии тревожности в определенной ситуации.

Тревожность — это мрачное предчувствие, опасение, вызванное угрозой каким-либо ценностям, которые индивид считает значимыми для собственной личности. Тревожность является беспредметной, потому что она наносит удар по основе психологической структуры, на которой строится восприятие «Я», отличное от внешнего мира. И чем меньше в состоянии тревожности индивид способен различать свое «Я», тем меньше он способен дать ситуации адекватную оценку. В тяжелых клинических случаях тревожность часто переживается как распад «Я».

В рамках представленной работы была разработана программа психологического исследования тревожности студентов-первокурсников и выявления ее взаимосвязи с агрессивностью.

Таким образом, цель и задачи, стоящие перед представленной работой, реализованы в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги: Прикладная психология. 1999 — №1.
  2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. СПб., 1999.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. — (Серия «Мастера психологии»).
  4. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.   
  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология.  СПб., 2000.
  6. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности СПб., 2005.
  7. Левитов Н.Д.  Психическое состояние беспокойства, тревоги: Вопросы психологии. 1969 — №1. 
  8. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2 ч. М.: ВЛАДОС—ПРЕСС, 2003.
  9. Немов Р.С. Психология. Книга 3: Психодиагностика. М.:  ВЛАДОС—ПРЕСС, 2003.
  10. Практикум по психодиагностике под ред. В.Н. Карандашева. СПб., 2004.
  11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва—Воронеж, 2000.
  12. Румянцева Т.Г. Проблемы и поиски в западной философской науке. М.:1991.
  13. Сельчанок К.В. Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия. М., Харвест АСТ., 2001.
  14. Семенова С.Л., Дьяченко Е.В. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург, 2000.
  15. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.,2005.

16. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги, 1983 // Тревога и тревожность/ Под ред. В.М. Астапова. СПб.: Питер, 2001.

17. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.,Наука, 1989.

18. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх// Тревога и тревожность/ Под ред. В.М.Астапова. СПб.: Питер, 2001.

19. Фромм Э.  Анатомия человеческой деструктивности. М.,1990г.

Информация о работе Особенности проявления тревожности и агрессивности у студентов первого курса