Особенности проявления тревожности и агрессивности у студентов первого курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы: изучение уровня ситуативной и личностной тревожности и уровня агрессивности у студентов первого курса, а так же изучение их взаимосвязи.
Задачи:
Изучить литературу по теме работы.
Разработать программу исследования взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью студентов первого курса.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы изучения тревожности и агрессивности 5
1.1.Тревожность и агрессивность как психические состояния и свойства личности 5
1.1.1. Понятие тревожности и агрессивности 5
1.1.2. Анализ различных подходов к проблеме взаимосвязи тревожности и агрессивности 9
1.2. Методы диагностики тревожности и агрессивности 10
2. Взаимосвязь между тревожностью и агрессивностью студентов первого курса 14
2.1. Цель и задачи исследования 14
2.2. Методика исследования 15
2.3. Ожидаемые выводы 16
Заключение 17
Список литературы 19
Приложение 21

Файлы: 1 файл

Курсовая по общ.псих. Ходыревой.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

20. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / Пер. с нем., под ред. Б.М. Величковского —  М.: Педагогика, 1986.

 

Приложение

 

«Методика исследования агрессивности личности»  А.Басса - А.Дарки

Инструкция: Вам предлагаются утверждения. Если вы согласны с утверждениями, то дайте ответ «Да», в противном случае — ответ «Нет». Свои ответы зафиксируйте в бланке ответов, поставив крестик в клеточку, соответствующую номер суждения. Ответы необходимо дать на все вопросы.

Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняются задания. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-либо  лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Не следует долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов кажется Вам ближе.

Текст опросника

  1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если я не одобряю поведение друзей, то им даю это почувствовать.
  8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытывал мучительные угрызения совести.
  9. Мне кажется, я не способен ударить человека.
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
  13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
  15. Я часто не согласен с мнением других людей.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
  20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной усмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие завидуют мне.
  31. Я требую, чтобы люди уважали меня.
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят меня, стоят того, чтобы им стукнуть по носу.
  34. Я никогда не бываю мрачным от злости.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
  36. Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю внимания.
  37. Хотя я не показываю этого, меня иногда гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
  40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41. Я редко сдаю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
  43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
  47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы люди знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей думать что-нибудь приятное обо мне.
  53. Когда на меня кричат, то я тоже начинаю кричать.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
  56. Я могу вспомнить случай, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне вещь и ломал ее.
  57. Иногда я чувствую, что первым готов начать драку.
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
  60. Я ругаюсь только от злости.
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав мне нужно применять физическую силу, я применю ее.
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу  кулаком по столу.
  64. Я бываю резок по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  67. Я часто думаю, что жил не правильно.
  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре я часто повышаю голос.
  74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.
  75. Я лучше соглашусь с кем-либо, чем стану спорить.

 

Бланк ответов

 

Ф.И.О. _____________________________Возраст ____________ Пол ________

Группа  ____________   Дата обследования   _________________________

 

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

   

16

   

31

   

46

   

61

   

2

   

17

   

32

   

47

   

62

   

3

   

18

   

33

   

48

   

63

   

4

   

19

   

34

   

49

   

64

   

5

   

20

   

35

   

50

   

65

   

6

   

21

   

36

   

51

   

66

   

7

   

22

   

37

   

52

   

67

   

8

   

23

   

38

   

53

   

68

   

9

   

24

   

39

   

54

   

69

   

10

   

25

   

40

   

55

   

70

   

11

   

26

   

41

   

56

   

71

   

12

   

27

   

42

   

57

   

72

   

13

   

28

   

43

   

58

   

73

   

14

   

29

   

44

   

59

   

74

   

15

   

30

   

45

   

60

   

75

   

 

 

Ключи и интерпретационный материал методики

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом. 
Физическая агрессия: 
"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68; 
"нет" =1, "да" = 0: 9, 7. 
Косвенная агрессия: 
"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; 
"нет" =1, "да" = 0: 26, 49. 
Раздражение: 
"да" = 1, "нет" = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; 
"нет" =1, "да" = 0: 11, 35, 69. 
Негативизм: 
"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28; 
"нет" =1, "да" = 0: 36. 
Обида: 
"да" = 1, "нет" = 0: 5,13, 21, 29, 37, 44, 51, 58. 
Подозрительность: 
"да" = 1, "нет" = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; 
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75. 
Вербальная агрессия: 
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; 
"нет" =1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75. 
Чувство вины: 
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61, 67.

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

 

Примечание

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия — под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и агрессию, которая ни на кого не направлена: взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами и т. д. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
  3. Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  4. Негативизм — оппозиционная мера поведения, обычно направлена против авторитета; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся законов и обычаев.
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания.
  6. Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намеренны причинить вред.
  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  8. Чувство вины — убеждение обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает злобно, наличие у него угрызений совести.

 

 

«Шкалы ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилбергера

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

 

 

Дата: _____________ Возраст: ___________ Образование: ______________

 

№ п/п

Суждение

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я бываю доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


 

    Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

 

 

№ п/п

Суждение

Ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Информация о работе Особенности проявления тревожности и агрессивности у студентов первого курса