Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:51, реферат
I. Первый год жизни ребенка.
II. Психические особенности детей раннего
возраста.
III. Особенности психического развития в
дошкольном возрасте.
Норильское педагогическое училище
РЕФЕРАТ
ни ж %^1?я w
«Особенности психического развития дошкольника»
Выполнил: Ошаец В.С. студент 151 группы
Проверил: Шушакова Г.И,
Норильск 2003
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Первый год жизни ребенка.
II. Психические особенности
детей раннего
возраста.
III. Особенности психического
развития в
дошкольном возрасте.
Особенности психического развития дошкольника
I. Первый год жизни ребенка.
Первый год жизни ребенка условно можно разделить на два периода - период новорожденное™, который длиться от 4 до 6 недель и период младенчества который закачивается в год.
Этап новорожденности это время адаптации ребенка к новым внеутробным условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирование первых необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения, первых сочетательных или условных рефлексов (положение при кормлении).
Наблюдая новорожденного, можно видеть, что даже сосанию ребенок учиться. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что ребенок может это принять внутриутробную позу ( поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена. Правда у ребенка есть врожденные рефлексы. Однако эти рефлексы не служат основой для формирования человеческих форм поведения.
Таким образом, период времени, когда ребенок отделен-от матери физически, но связан с ней физиологически и составляет период неворожденноети. Этот период характеризуется катастрофическим изменением условий жизни, помноженным на беспомощность ребенка. Все это могло бы привести к гибели ребенка если бы с ним рядом не было взрослых.
То единство, которое существует с самого начала идет со стороны матери, а со стороны ребенка пока еще ничего нет. Ребенок 80% суток спит. 20% времени ребенок бодрствует. Процесс правильного чередования сна и бодрствования начинает совпадать с моментами кормления.
В это же время начинает появляться закономерность, характерная для общего направления развития детей в первые годы жизни, она проявляется в том, что развитие сенсорных процессов зрения, слуха, осязания существенно опережает развитие моторики. Зрительное и слуховое сосредоточение фактически закладывают основу перехода от ощущений к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком.
Эти реакции развиваются по принципу доминанты, т.е. в момент сосредоточения, другие реакции ребенка прекращаются.
На основе этих реакций
появляется комплекс оживления,
который является показателем перехода
к новому этапу развития -
младенчеству. 2
Комплекс оживления, также является доминантой, т.к. в этот момент все другие потребности для ребенка теряют свое значение.
Когда к нему подходит взрослый он замирает, а затем начинает заметно двигать ручками и ножками, улыбаться, гулить, словом делать все, чтобы привлечь к себе внимание взрослых.
Такая реакция доказывает, что близкие люди являются для ребенка не просто необходимым условием развития, но и €го источником. В этом заключается существенное отличие детенышей человека от детенышей животных т.к. взрослые направляют это развитие и обогащают его новым содержанием, которое может существенно изменить направление саморазвития детей.
Реакция на взрослых является не только первой психологической реакцией ребенка, но и первой социальной реакцией.
Л.С. Выготский говорит о необходимости заботы взрослых, т.к. сам ребенок не выживет, именно взрослые помогают ему нормально сформироваться. Взрослый берет на себя необходимые операции по уходу и обслуживанию, давая возможность тем самъщ сформироваться органам, по которым проходит наиболее важная для психического развития информация.
Развитие восприятия все первые годы жизни, фактически Bet» школьный период, является одним из наиболее важных психических процессов.*'
От развития восприятия во многом зависят все другие познавательные процессы, прежде всего мышления.
Однако исследования многих психологов (МЛ Лисина, ЛД1. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, Фрейд и других) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от-близкого взрослого.
Ведущей деятельностью в младенчестве является эмоционально личностное общение со взрослым. Лисина доказалд, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи связанно е общением со взрослым.
Этнопсихологические исследования показали, что дети, которые имеют постоянно тактильный контакт с матерью, быстрей развиваются.
К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей: контрастность, правильность, предметность, системность.
Появление этих свойств связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, следовательно они могут
видеть предмет под различным углом зрения, узнавать его в различных сочетаниях, с различного расстояния. <
Появляются первые сенсорные эталоны - постоянные образы окружающих предметов. »
Основные закономерности и нормативы психического развития младенцев были разработаны и установлены в первые десятилетия XX века благодаря исследованиям Н.Н. Щелованова и А. Гезелла.
Метод, который применялся в лаборатории Щелованова, в 1922 году, заключался в беспрерывном, систематическом наблюдении с регистрацией всех реакций ребенка, возникающих под влиянием внешних и внутренних раздражителей.
Применялся метод рефлексологического эксперимента, который заключался в формировании искусственно сочетательных рефлексов у младенцев (рефлекс на молоко в рожке определенной формы к цвета).
Щеловановым-, Фигурным, Денисовой были установлены важнейшие закономерности развития детей в период новорожденности и младенчества. Ими была зафиксирована динамика переходя от сна к бодрствованию.
Большой вклад в исследование психического развития младенцев внес американский психолог А. Гезелл - создатель Иельской клиники нормального детства в которой изучалось психическое- развитие детей раннего возраста от рождения до трех лет. Гезелл считал, что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть своего психического развития, также темпы его наиболее высоки в первые три года жизни.
Он ввел в психологию новые методы исследования -лонгитюдный (продолжительное изучение одних и тех же детей в течении определенного периода), |близнецовы» (сравнительный анализ психического развития монозиготных близнецов). В течении первого года жизни активно развивается не только восприятие движения, но и память. Именно в это врем* формируются- в,се генетические виды памяти - эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная есть уже у плода и является основной в первые недели жизни. В семь девять недель появляется моторная память- ребенок может запомнить и повторить какое то движение, В четыре месяца появляется образная память - сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в восемь девять месяцев воспроизведение того, что ребенок видел раньше.
Как появление моторной памяти влияет на организацию движений, на локомоции детей, так появление образной
памяти существенно влияет на его общение и формирование мотивационной сферы. С развитием узнавания ребенок начинает дифференцировать окружающих взрослых, узнает приятных и неприятных людей. Дифференцируется и его реакция на них -- оживление и улыбка на приятных сменяется плачем при появлении неприятных лиц. А развитие воспроизведения стимулирует появление первых мотивирующих представлений ребенка, которые способствуют становлению его личности, развития независимости от окружающей ситуации. Если раньше взрослый мог регулировать поведение ребенка, изменяя ситуацию, убирая, например, неприятные объекты и предлагая ребенку приятные, то теперь, с появлением воспроизведения, ребенок меньше зависит от наличной ситуации, так как у него появляются и устойчивые желания, связанные с объектами или ситуациями, которые сохранились в его памяти. Так и появляются постоянные побуждения или мотивы, направляющие деятельность ребенка.
Развивается-и-мышление младенцев. У детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое строится на основе проб и ошибок и связано с развитием первых- самостоятельных движений, локомоции ребенка. Большое значение имеет и развитие ориентировки -реакции на новые предметы, стремление их обследовать. А.В. Запорожец, подчеркивал, что различные психические процессы являются по сути разными видами ориентировки в окружающем мире. Так восприятие, по его мнению, является ориентировкой в свойствах и качествах предметов, мышление -- в отношениях и связях их между собой, а эмоции -- в их личностном смысле. Поэтому время, в течение которого ребенок обследует новый предмет, а также количество анализаторов, которые участвуют в этом процессе, является важным показателем интеллектуального развития младенцев. То есть чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.
Развивается и речь, прежде всего пассивная -- ребенок слушает и; различает звуки. Появляется и собственная, автономная речь детей, при этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а внутренней -- от предложения к слову.
Эрикеон выделил восемь основных этапов в развитии личности детей. Эти этапы представляют собой серию
уровень. С этим связано л возникновение критического периода, в том числе и его негативных составляющих, таких как упрямство, агрессия, негативизм, обидчивость. Как правило, эти проявления не становятся устойчивыми и с окончанием кризиса проходят^ но при полном игнорировании стремления и активности ребенка могут стать основой для формирования устойчивых негативных качеств личности.
IJ. Пе ихические ос обенкости детей раннего возраста.
Ранний возраст это период с года до 3 лет. В это время
происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей.,, -- формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ведущей- деятельностью в этом возрасте является щ)едмет.н$я деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно- из манипулятнвной -и орудийной деятельности младенцев. Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам- -- например ложной едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.
Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом дет» учатся пользоваться предметами так, чтобы он» не были просто продолжением их руки, но использовались по назначению. Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.
Он показал, что на первой стадии -- деленаправленных проб -> ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии -- подстерегания ^-- дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается"" воспроизвести эффективный способ действия c?v орудием и овладеть им. Четвертая стадия -- объективной
регуляции; на этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его приходится выполнять.
Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.
В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных дейс-твий, причем при исследований их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в-то время как предметные в большей степени отражают степень^их обучения, широту контактов, со взрослыми.
Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами^ -- перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения. Таким образом, становление восприятия заключается в выделении наиболее- характерных, для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия, важно определить уровень сформированное™ всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у-которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия.
Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в- каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу -- кукла, машинка, тарелка и т.д. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и-развернутыми .(ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Таким образом, развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения.
Информация о работе Особенности психического развития дошкольника