Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:51, реферат
I. Первый год жизни ребенка.
II. Психические особенности детей раннего
возраста.
III. Особенности психического развития в
дошкольном возрасте.
Важное значение
для Пиаже имели исследования, в которых
доказывалась разница между
образным и логическим планом в
мышлении. Так, он показывал
детям рисунок, на котором мишке надо
было- дойти до стула, находящегося на расстоянии
в четыре красных
кружка, а затем до
стола, который отстоял от стула на расстоянии
в
три белых кружка. Детей спрашивали, каких
кружков больше -- белых
или красных, и они правильно отвечали,
что красных больше. Тогда
их спрашивали, чего больше -- кружков или
красных кружков, и -они
отвечали, что красных
кружков больше. На вопрос
экспериментатора,
до какого предмета мишке дальше идти
-- до
стула или-да стола, дети правильно отвечали,
что до стола дальше,
показывая это, расстояние на рисунке.
Однако на повторный вопрос
о том, чего больше -- кружков или красных
кружков, дети снова
повторяли, что красных.
Эти исследования привели Пиаже ж выводу,
что до 7 лет дети
находятся на предоперационной стадии,
т.е. у них
начинают формироваться внутренние мыслительные
операции, но
они еще несовершенны, необратимы. Только
к 7 годам дети
начинают правильно
решать предложенные задачи, но их логическое
мышление связано
только с конкретными проблемами, в то
время
как формальная логика у них только начинает
развиваться. И лишь к
подростковому возрасту
у детей формируется как конкретное, так;
и
абстрактное логическое мышление. 15
Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением в этом возрасте привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной формы мышления, промежуточной между образным и логическим.
Рисование и особенно конструирование не только развивает образное мышление, но и помогает перейти к более высокому уровню схематического мышления. Если при образном мышлении дети при обобщении или классификации предметов могут опираться не только на основные, но и на второстепенные их качества, то схематическое мышление предполагает умение детей выделить главные параметры ситуации, качества предметов, на основании которых производиться их классификация и обобщение.
В старшем дошкольном возрасте существуют Бее виды в белее или менее развитом виде мышления, что делает особенно сложным его диагностику. В этот период наиболее значимую роль играют*-образное и схематическое мышление. Однако важно выяснить насколько интериоризован ( то есть перешел во внутренний план) процесс мыслительной деятельности у ребенка в этом возрасте.
При диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение следующих параметров: уровня интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности и децентарии мыслительных операций.
Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес общения с которыми постепенно увеличивается. В дошкольном возрасте изобретательность в общении со сверстниками возрастает - если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с Ь-1 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение лидеров и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателямипри диагностике.
В процессе общения
со сверстниками развивается
и,
самооценка детей. Сравнивая себя с окружающими
детьми, ребенок
более точно представляет себе и свои
возможности, которые он
демонстрирует в разных видах деятельности
и по которым его
оценивают окружающие. 16
Однако родители не всегда прислушиваются к своему ребенку^ Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки. Чаше всего это происходит под давлением, взрослых, у которых имеемся свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь к тому, чтобы он её принял и сделал своей собственной самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию.
Однако чаще всего дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь-с их мнением о себе. Эта происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Все это приводит к развитию неуверенности в себе, тревоги или агрессии по отношению к окружающим, к новой деятельности як новым людям.
Одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное, эмоциональное- отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т.е. люди в^дят ребенка таким же, каким он видит себя сам.
Самооценка достаточно устойчива и часто неосознанна. Однако существует и такое качество, как уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности, так как в одних условиях человек может притязать на самую высокую оценку , а в других ни на что не претендует. Уровень притязаний почти всегда осознан и этим он также отличается^ от самооценки.
Говоря об агрессивности
и тревожности, надо помнить о том,
что неправильным является
понимание этих качеств только в
отрицательном плане. Например,
агрессивность помогает человеку
настоять на своем, добиться нужных результатов,
организовать
деятельность и свою и других.
Поэтому это качество является
необходимым компонентом
лидерства. В то же время, агрессивное
поведение оценивается как отрицательное,
которое часто проявляется
в конфликтных ситуациях, в стремлении
силой добиться желаемого, в
жестокости и тревога, которая
является защитной реакцией, но
проявляется точно также в конфликтности,
драках, нарушении
правил поведения. Тревожность также может
стать тревогой,
беспокойством, которые отравляют
жизнь человека и его близких. Но
тревожность может и помогать
человеку, улучшая его реакции,
повышая наблюдательность,
организацию деятельности, способствуя
формированию нужных знаний и умений. 17
При исследовании структуры личности ребенка необходимо помнить о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если- индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят от социального окружения. Поэтому можно говорить об изменении структуры личности, на невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные.
К врожденным чертам характера относиться импульсивность, которая связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи, прежде, чем начать её решать. f Противоположным качеством является рефлексивность, которая выражается в том, что ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он может начать что-то делать.
Важное значение имеет а такое качества, как пластичность, ■* которое связано с быстротой переключения с одной деятельности на другую, с переходом от одного настроения к другому. Противоположное качество - регдднестъ- связано с невозможностью такого быстрого переключения, фиксации на каком то настроении или действии. Регидные люди часто не могут начать новое дело пока не закончили старое.
Эмотивность - качество которое характеризует эмоции человека. Бывают люди, которым достаточно пустяка для того, чтобы расплакаться или рассмеяться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. У некоторых эмоции «написаны на лице», они ясны всем, а другие «закрыты», и никто не догадывается о том, что у них на душе. Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатиен. Эмпатийные люди мгновенно определяют эмоциональное состояние окружающих, а неэмпатийные, наоборот могут строить общение на основе разума и эмоциональное отношение у них возникает после продолжительного знакомства.
Некоторые психологи выделяют и такое индивидуальное качество, как нейротизм. Это качество проявляется в эмоциональной неустойчивости человека. Дети с низким уровнем нейретизма устойчивы в своих симпатиях и антипатиях.
К индивидуальным особенностям относятся и такие качкства, как открытость или закрытость. Это не значит, что люди рождаются
общительными или замкнутыми, эти качества формируются уже в процессе жизни. Замкнутым людям труднее вступать в контакт с незнакомыми, им трудно раерытьея до конца даже с близкими людьми, хотя они могут быть очень общительными, любить компании и интересоваться другими людьми. А открытые люди могут стать конфликтными, озлобленными, необщительными, тго недостаток общения тяготит их.
И последнее качество - экстрапунитивноеть { или интрапунитивность) - связана с оценкой сложных ситуаций. Экетрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай , на внешние обстаятельства. Эти же обстаятельства обвиняются в случае неудач. Интрапутивные люди, наоборот, jbo веем полагаются только на себя и в случае неудач обвиняют тоже себя, а не других.
Таким образом, сочетание этих индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном на котором формируется структура личности.
Большое значение в формировании личности имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни. Стиль жизни тесно евяза» с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру я. Чувство общности служит своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию .стиля жизни, определяет её содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Развитие чувства общности связана с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переноситься на других людей, остающихся для ребенка чужими.
Два других врожденных и бессознательных
чувства - это
неполноценность и стремление к превосходству.
Эти чувства служат
источниками энергии, необходимой для
развития личности. Оба эти
чувства позитивны, это стимулы для личностного
роста, для
самосовершенствования. Если чувство
неполноценности
воздействует на человека, вызывая в
нем желание преодолеть свой
недостаток, то стремление к превосходству
вызывает желание быть
лучше всех, не только преодолеть недостаток,
но и стать самым
умелым и знающим. Существует и специальный
механизм,
помогающий развитию этих чувств, - компенсация. 19
Адлер выделял четыре основных вида компенсации -неполную, полную, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию или уход в болезнь. Соединение определенных бидов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности позволило Адлеру создать одну из первых типологий развития личности детей. Открытие компенсации имело огромное значение и для формирования новых подходов к коррекции психического развития, так как она стала основываться на компенсации недостатков, присущих каждому человеку, за счет развития у ребенка его индивидуальных достоинств.
Адлер также отмечал, что одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперироваться, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком.
Э.Эриксон считал, что в дошкольном возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно лротекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и на сколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учиться соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе. К концу этого периода у детей начинает формироваться либо трудолюбие, либо чувство,,,, неполноценности.
Трудолюбие, внутренняя позиция-, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входят и сенсомоторная координация ( главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, умение подчинять деятельность определенному образцу «&.? или правилуу степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки.
ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Особенности психического развития дошкольника