Особенности психического развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:51, реферат

Описание работы

I. Первый год жизни ребенка.
II. Психические особенности детей раннего
возраста.
III. Особенности психического развития в
дошкольном возрасте.

Файлы: 1 файл

Особенности психического развития дошкольника 2.rtf

— 263.64 Кб (Скачать файл)

Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых 
доказывалась разница между образным и логическим планом в 
мышлении. Так, он показывал детям рисунок, на котором мишке надо 
было- дойти до стула, находящегося на расстоянии в четыре красных 
кружка, а затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в 
три белых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше -- белых 
или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. Тогда 
их спрашивали, чего больше -- кружков или красных кружков, и -они 
отвечали, что красных кружков больше. На вопрос 
экспериментатора, до какого предмета мишке дальше идти -- до 
стула или-да стола, дети правильно отвечали, что до стола дальше, 
показывая это, расстояние на рисунке. Однако на повторный вопрос 
о том, чего больше -- кружков или красных кружков, дети снова 
повторяли, что красных. Эти исследования привели Пиаже ж выводу, 
что до 7 лет дети находятся на предоперационной стадии, т.е. у них 
начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но 
они еще несовершенны, необратимы. Только к 7 годам дети 
начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое 
мышление связано только с конкретными проблемами, в то время 
как формальная логика у них только начинает развиваться. И лишь к 
подростковому возрасту у детей формируется как конкретное, так; и 
абстрактное логическое мышление. 15

 

Исследования развития взаимосвязи между восприятием и мышлением в этом возрасте привели Л.А. Венгера к мысли о существовании модельной формы мышления, промежуточной между образным и логическим.

Рисование и особенно конструирование не только развивает образное мышление, но и помогает перейти к более высокому уровню схематического мышления. Если при образном мышлении дети при обобщении или классификации предметов могут опираться не только на основные, но и на второстепенные их качества, то схематическое мышление предполагает умение детей выделить главные параметры ситуации, качества предметов, на основании которых производиться их классификация и обобщение.

В старшем дошкольном возрасте существуют Бее виды в белее или менее развитом виде мышления, что делает особенно сложным его диагностику. В этот период наиболее значимую роль играют*-образное и схематическое мышление. Однако важно выяснить насколько интериоризован ( то есть перешел во внутренний план) процесс мыслительной деятельности у ребенка в этом возрасте.

При диагностике познавательного развития дошкольников в центре внимания психологов должно быть изучение следующих параметров: уровня интериоризации познавательных процессов и ориентировки, степени обобщения, произвольности и децентарии мыслительных операций.

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес общения с которыми постепенно увеличивается. В дошкольном возрасте изобретательность в общении со сверстниками возрастает - если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с Ь-1 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.

Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии. Выделение лидеров и отверженных детей, также как постоянство статуса ребенка в групповой иерархии, являются важными показателямипри диагностике.

В  процессе   общения   со   сверстниками   развивается   и, 
самооценка детей. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок 
более точно представляет себе и свои возможности, которые он 
демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его 
оценивают окружающие. 16

 

Однако родители не всегда прислушиваются к своему ребенку^ Поэтому уже в раннем и особенно в дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от своей истинной самооценки. Чаше всего это происходит под давлением, взрослых, у которых имеемся свое собственное представление о ребенке, его способностях и предназначении. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь к тому, чтобы он её принял и сделал своей собственной самооценкой. Некоторые дети начинают протестовать вступая в конфликт с окружающими, что рождает негативизм и агрессию.

Однако чаще всего дети и не пытаются противостоять родителям, соглашаясь-с их мнением о себе. Эта происходит потому, что ребенок нуждается в ласке и принятии со стороны взрослого. Все это приводит к развитию неуверенности в себе, тревоги или агрессии по отношению к окружающим, к новой деятельности як новым людям.

Одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное, эмоциональное- отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т.е. люди в^дят ребенка таким же, каким он видит себя сам.

Самооценка достаточно устойчива и часто неосознанна. Однако существует и такое качество, как уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности, так как в одних условиях человек может притязать на самую высокую оценку , а в других ни на что не претендует. Уровень притязаний почти всегда осознан и этим он также отличается^ от самооценки.

Говоря об агрессивности и тревожности, надо помнить о том, 
что неправильным является понимание этих качеств только в 
отрицательном плане. Например, агрессивность помогает человеку 
настоять на своем, добиться нужных результатов, организовать 
деятельность и свою и других. Поэтому это качество является 
необходимым компонентом лидерства. В то же время, агрессивное 
поведение оценивается как отрицательное, которое часто проявляется 
в конфликтных ситуациях, в стремлении силой добиться желаемого, в 
жестокости и тревога, которая является защитной реакцией, но 
проявляется точно также в конфликтности, драках, нарушении 
правил поведения. Тревожность также может стать тревогой, 
беспокойством, которые отравляют жизнь человека и его близких. Но 
тревожность может и помогать человеку, улучшая его реакции, 
повышая наблюдательность, организацию деятельности, способствуя 
формированию нужных знаний и умений. 17

 

При исследовании структуры личности ребенка необходимо помнить о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если- индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят от социального окружения. Поэтому можно говорить об изменении структуры личности, на невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные.

К врожденным чертам характера относиться импульсивность, которая связана с неумением и нежеланием детей подумать, осознать условия и требования задачи, прежде, чем начать её решать. f Противоположным качеством является рефлексивность, которая выражается в том, что ребенку необходимо время для того, чтобы осмотреться, сориентироваться в ситуации и только после этого он может начать что-то делать.

Важное значение имеет а такое качества, как пластичность, ■* которое связано с быстротой переключения с одной деятельности на другую, с переходом от одного настроения к другому. Противоположное качество - регдднестъ- связано с невозможностью такого быстрого переключения, фиксации на каком то настроении или действии. Регидные люди часто не могут начать новое дело пока не закончили старое.

Эмотивность - качество которое характеризует эмоции человека. Бывают люди, которым достаточно пустяка для того, чтобы расплакаться или рассмеяться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. У некоторых эмоции «написаны на лице», они ясны всем, а другие «закрыты», и никто не догадывается о том, что у них на душе. Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатиен. Эмпатийные люди мгновенно определяют эмоциональное состояние окружающих, а неэмпатийные, наоборот могут строить общение на основе разума и эмоциональное отношение у них возникает после продолжительного знакомства.

Некоторые психологи выделяют и такое индивидуальное качество, как нейротизм. Это качество проявляется в эмоциональной неустойчивости человека. Дети с низким уровнем нейретизма устойчивы в своих симпатиях и антипатиях.

К индивидуальным особенностям относятся и такие качкства, как открытость или закрытость. Это не значит, что люди рождаются

 

общительными или замкнутыми, эти качества формируются уже в процессе жизни. Замкнутым людям труднее вступать в контакт с незнакомыми, им трудно раерытьея до конца даже с близкими людьми, хотя они могут быть очень общительными, любить компании и интересоваться другими людьми. А открытые люди могут стать конфликтными, озлобленными, необщительными, тго недостаток общения тяготит их.

И последнее качество - экстрапунитивноеть { или интрапунитивность) - связана с оценкой сложных ситуаций. Экетрапунитивные люди в случаях затруднений решают положиться на случай , на внешние обстаятельства. Эти же обстаятельства обвиняются в случае неудач. Интрапутивные люди, наоборот, jbo веем полагаются только на себя и в случае неудач обвиняют тоже себя, а не других.

Таким образом, сочетание этих индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом определяет его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Однако эти качества являются только фоном на котором формируется структура личности.

Большое значение в формировании личности имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни. Стиль жизни тесно евяза» с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру я. Чувство общности служит своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию .стиля жизни, определяет её содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Развитие чувства общности связана с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переноситься на других людей, остающихся для ребенка чужими.

Два других врожденных и бессознательных чувства - это 
неполноценность и стремление к превосходству. Эти чувства служат 
источниками энергии, необходимой для развития личности. Оба эти 
чувства позитивны, это стимулы для личностного роста, для 
самосовершенствования. Если чувство неполноценности 
воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой 
недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть 
лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым 
умелым и знающим. Существует и специальный механизм, 
помогающий развитию этих чувств, - компенсация. 19

 

Адлер выделял четыре основных вида компенсации -неполную, полную, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию или уход в болезнь. Соединение определенных бидов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности позволило Адлеру создать одну из первых типологий развития личности детей. Открытие компенсации имело огромное значение и для формирования новых подходов к коррекции психического развития, так как она стала основываться на компенсации недостатков, присущих каждому человеку, за счет развития у ребенка его индивидуальных достоинств.

Адлер также отмечал, что одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение кооперироваться, сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие всего человечества. Если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком.

Э.Эриксон считал, что в дошкольном возрасте у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно лротекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и на сколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учиться соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе. К концу этого периода у детей начинает формироваться либо трудолюбие, либо чувство,,,, неполноценности.

Трудолюбие, внутренняя позиция-, адекватная самооценка, являются важными составляющими школьной готовности. В систему готовности входят и сенсомоторная координация ( главным образом зрительно-моторная), помогающая ребенку одновременно слушать, смотреть на образец и рисовать или писать. Важным показателем готовности к школе является и распределение и концентрация внимания, умение подчинять деятельность определенному образцу «&.? или правилуу степень обобщенности и интериоризированности познавательных процессов и ориентировки.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Роберт Кайл Детская психология:    Тайны психики 
    ребенка ( серия Психологическая энциклопедия). - СПб.: прайм 
    Еврознак, 2002. 416с.
  2. Т.Д. Марцинковская Детская практическая психология. - 
    М. Гардарики, 2000. 255с,
  3. Л.Ф. Обухова Детская психология:  теории,  факты, 
    проблемы. М. Тривола, 2000. 300с.
  4. И.Ю.   Кулагина,   В.Н.   Колюцкий Возрастная 
    психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ 
    Сфера, при участии «Юрайт», 2002.-464с.

Информация о работе Особенности психического развития дошкольника