Особенности психики человека. Социальное бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и проанализировать понятия «социальное и коллективное бессознательное».
Задачи:
проанализировать литературные источники по данной проблеме;
разграничить понятия «сознание» и «бессознательное», описанные в психоаналитических теориях;
определить значение понятия «социальное бессознательное»
детально изучить аналитическую теорию К. Г. Юнга и понятие «коллективное бессознательное».

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………………2
Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное…………………………………………………………………...4
1.1 Соотношение сознания и бессознательного………………………………...4
1.2 Понятие «социальное бессознательное»…………………………………….9
1.3 Факторы осознания социального бессознательного………………………11
Глава 2. Коллективное бессознательное и его наследуемые стороны – ахретипы……………………………………………………………………….…13
2.1 Аналитическая психология Юнга. Введение термина «коллективное бессознательное»………………………………………………………………...13
2.2 Понятие и основные виды ахретипов………………………………………15
2.3 Центральный "архетип" личности – самость………………………….…..21
Заключение …………………………………………………………..…………27
Список используемой литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 142.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………..……………………2

Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное…………………………………………………………………...4

1.1 Соотношение сознания и бессознательного………………………………...4

1.2 Понятие «социальное бессознательное»…………………………………….9

1.3 Факторы осознания социального бессознательного………………………11

Глава 2. Коллективное бессознательное и его наследуемые стороны – ахретипы……………………………………………………………………….…13

2.1 Аналитическая психология Юнга. Введение термина «коллективное бессознательное»………………………………………………………………...13

2.2 Понятие и основные виды ахретипов………………………………………15

2.3 Центральный "архетип" личности – самость………………………….…..21

Заключение …………………………………………………………..…………27

Список используемой литературы…………………………………………...29 

Введение.

Человеческая психика  сложна и многообразна. С древних  времен философы

пытались проникнуть в  ее глубины. От простого люди приходили  к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.

Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное, как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательно заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т. д.

Актуальность  темы: современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает  бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии.

Объект исследования: особая сторона психики человека – бессознательное.

Предмет исследования: социальное и коллективное бессознательное.

Цель: изучить и проанализировать понятия «социальное и коллективное бессознательное».

Задачи:

  1. проанализировать литературные источники по данной проблеме;
  2. разграничить понятия «сознание» и «бессознательное», описанные в психоаналитических теориях;
  3. определить значение понятия «социальное бессознательное»
  4. детально изучить аналитическую теорию К. Г. Юнга и понятие «коллективное бессознательное».

 

Гипотеза: помимо нашего непосредственного сознания, которое носит целиком личностный характер, и которое мы считаем единственной эмпирической психикой (даже если рассматривать личностное бессознательное как приложение), существует вторая психическая система коллективного, универсального и безличного характера, идентичная у всех индивидов. Это коллективное и социальное бессознательное.

 

Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное.

1.1 Соотношение сознания и бессознательного.

Наряду с сознательными формами  отражения и деятельности для  человека характерны и такие, которые  находятся как бы за “порогом”  сознания.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции [4].

Существует также бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек  не осознаёт у себя, но которые ему  присущи и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических  явлениях.

Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.

В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.

Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты [6].

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные  речевые действия, связанные с  искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них  проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных  намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью  поведения, которая находится в  противоречии со скрытым мотивом. Когда  подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический  механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше  сказать, противодействию двух различных  намерений». Что в свою очередь  так же указывает на присутствие  диалектики: единство и борьба противоположностей.

Забывание имён представляет собой  другой пример бессознательного. Оно  связано с какими-то неприятными  чувствами забывающего по отношению  к человеку, который носит забытое  имя, или к событиям, ассоциируемым  с этим именем. Такое забывание  обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для  большинства случаев забывания имен [7].

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями  человека, его неудовлетворенными или  не вполне удовлетворенными важными  жизненными потребностями.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных  данных вопрос об отношениях между  сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот  факт, что существуют разные типы бессознательных  психических явлений, которые по-разному  соотносятся с сознанием. Есть бессознательные  психические явления, находящиеся  на подсознательном уровне.

 В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. 

Подсознательный уровень психической деятельности – обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет  многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач [1].

В подсознание вытесняются и  различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (нарциссизма, неполноценности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознанные побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание – это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания – интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) – это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики  человека – глубинная сфера его  психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека.

В сфере внесознательного таятся и  корни такого феномена, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические  явления (ясновидение, телепатия). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие – всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в  различных ситуациях определённым образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится  к проявлениям внесознательной  сферы психики.

Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с  сознанием. В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик – К.Г.Юнг  не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного  бессознательного, на архетипах –  представлениях, сформированных у человечества в далёком прошлом. Где не мысль, не сознание, а чувство, подсознание  говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо. Сознание вооружено понятиями, подсознание – эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании [5].

Непосредственные и опосредованные действия бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии. Но так как человек непрерывно находится в определенном обществе, ему также присуще социальное бессознательное.

1.2 Понятие «социальное бессознательное».

Социальное бессознательное - понятие, введенное американским психоаналитиком Э. Фроммом (1900–1980) для описания вытесненных сфер и элементов, свойственных большинству членов общества. Значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное бессознательное", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания".   

Представления Э. Фромма о социальном бессознательном содержались в  его работе «Из плена иллюзий» (1962). Он исходил из того, что З. Фрейд  обстоятельно рассмотрел природу и  способы функционирования индивидуального  бессознательного, а также раскрыл  такое содержание, которое человек  вытесняет в соответствии с индивидуальными  обстоятельствами личной жизни. Это  нашло отражение как в исследовательской  деятельности основателя психоанализа, так и в клинической практике аналитиков, имеющих дело с индивидуальным бессознательным, но не уделяющих внимания тому, что можно назвать социальным бессознательным. Однако, как считал Э. Фромм, без учета и раскрытия  социального бессознательного теория и практика психоанализа остаются недостаточно эффективными, поскольку в реальной жизни приходится сталкиваться с  такими обстоятельствами, когда общество не позволяет своим членам довести  до осознания тот материл, который  им вытесняется в целях своего дальнейшего успешного функционирования.    

Информация о работе Особенности психики человека. Социальное бессознательное