Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель: изучить и проанализировать понятия «социальное и коллективное бессознательное».
Задачи:
проанализировать литературные источники по данной проблеме;
разграничить понятия «сознание» и «бессознательное», описанные в психоаналитических теориях;
определить значение понятия «социальное бессознательное»
детально изучить аналитическую теорию К. Г. Юнга и понятие «коллективное бессознательное».
Введение……………………………………………………..……………………2
Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное…………………………………………………………………...4
1.1 Соотношение сознания и бессознательного………………………………...4
1.2 Понятие «социальное бессознательное»…………………………………….9
1.3 Факторы осознания социального бессознательного………………………11
Глава 2. Коллективное бессознательное и его наследуемые стороны – ахретипы……………………………………………………………………….…13
2.1 Аналитическая психология Юнга. Введение термина «коллективное бессознательное»………………………………………………………………...13
2.2 Понятие и основные виды ахретипов………………………………………15
2.3 Центральный "архетип" личности – самость………………………….…..21
Заключение …………………………………………………………..…………27
Список используемой литературы…………………………………………...29
Содержание
Введение……………………………………………………..
Глава 1. Особенности психики человека.
Социальное бессознательное………………………………………
1.1 Соотношение сознания и бессознательного………………………………..
1.2 Понятие «социальное бессознательное»……………………………………
1.3 Факторы осознания социального бессознательного………………………11
Глава 2. Коллективное бессознательное
и его наследуемые стороны – ахретипы…………………………………………………………
2.1 Аналитическая психология
Юнга. Введение термина «коллективное
бессознательное»……………………………………
2.2 Понятие и основные виды ахретипов………………………………………15
2.3 Центральный "архетип" личности – самость………………………….…..21
Заключение …………………………………………………………..…………27
Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение.
Человеческая психика сложна и многообразна. С древних времен философы
пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии.
Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное, как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательно заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т. д.
Актуальность темы: современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В бессознательном зачастую прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, объединяясь в каком-либо одном психическом акте (например, в сновидении). Бессознательное находит свое выражение в ранних формах познания ребенком действительности и первобытном мышлении, интуиции, аффектах, панике, гипнозе, сновидениях, привычных действиях, подпороговом восприятии.
Объект исследования: особая сторона психики человека – бессознательное.
Предмет исследования: социальное и коллективное бессознательное.
Цель: изучить и проанализировать понятия «социальное и коллективное бессознательное».
Задачи:
Гипотеза: помимо нашего непосредственного сознания, которое носит целиком личностный характер, и которое мы считаем единственной эмпирической психикой (даже если рассматривать личностное бессознательное как приложение), существует вторая психическая система коллективного, универсального и безличного характера, идентичная у всех индивидов. Это коллективное и социальное бессознательное.
Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное.
1.1 Соотношение сознания и бессознательного.
Наряду с сознательными
Психическая деятельность человека,
его психика функционируют
Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции [4].
Существует также бессознательн
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
Большой вклад в разработку проблематики
личностного бессознательного внес
З.Фрейд. Бессознательное в личности
человека - это те качества, интересы,
потребности и т.п., которые человек
не осознаёт у себя, но которые ему
присущи и проявляются в
Одна из групп - ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов.
В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты [6].
Оговорки представляют собой бессознательно
детерминированные
Забывание имён представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен [7].
Особую категорию
Вместе с тем следует признать,
что в свете имеющихся научных
данных вопрос об отношениях между
сознательными и другими
В советской психологии проблема
бессознательного разрабатывается особенно
в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного,
изучавшиеся И. М. Сеченовым и
Подсознательный уровень психической деятельности – обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения – умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.
Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция – на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач [1].
В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (нарциссизма, неполноценности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознанные побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание – это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).
Высшая сфера подсознания – инт
Внесознательная сфера психики человека – глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека.
В сфере внесознательного таятся и
корни такого феномена, как вера,
надежда и любовь, различные парапсихологические
явления (ясновидение, телепатия). Фобии,
страхи, истерические фантазии, спонтанная
тревожность и радостное
Сферу бессознательного З.Фрейд считал
источником мотивационной энергии,
находящейся в конфликте с
сознанием. В отличие от З.Фрейда
другой психоаналитик – К.Г.Юнг
не только не противопоставлял сознание
и подсознание, но считал, что сознание
основано на глубинных пластах
Непосредственные и
1.2 Понятие «социальное бессознательное».
Социальное бессознательное - понятие, введенное американским психоаналитиком Э. Фроммом (1900–1980) для описания вытесненных сфер и элементов, свойственных большинству членов общества. Значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное бессознательное", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания".
Представления Э. Фромма о социальном
бессознательном содержались в
его работе «Из плена иллюзий»
(1962). Он исходил из того, что З. Фрейд
обстоятельно рассмотрел природу и
способы функционирования индивидуального
бессознательного, а также раскрыл
такое содержание, которое человек
вытесняет в соответствии с индивидуальными
обстоятельствами личной жизни. Это
нашло отражение как в
Информация о работе Особенности психики человека. Социальное бессознательное