Особенности психики человека. Социальное бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и проанализировать понятия «социальное и коллективное бессознательное».
Задачи:
проанализировать литературные источники по данной проблеме;
разграничить понятия «сознание» и «бессознательное», описанные в психоаналитических теориях;
определить значение понятия «социальное бессознательное»
детально изучить аналитическую теорию К. Г. Юнга и понятие «коллективное бессознательное».

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………………2
Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное…………………………………………………………………...4
1.1 Соотношение сознания и бессознательного………………………………...4
1.2 Понятие «социальное бессознательное»…………………………………….9
1.3 Факторы осознания социального бессознательного………………………11
Глава 2. Коллективное бессознательное и его наследуемые стороны – ахретипы……………………………………………………………………….…13
2.1 Аналитическая психология Юнга. Введение термина «коллективное бессознательное»………………………………………………………………...13
2.2 Понятие и основные виды ахретипов………………………………………15
2.3 Центральный "архетип" личности – самость………………………….…..21
Заключение …………………………………………………………..…………27
Список используемой литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 142.63 Кб (Скачать файл)

 

 «Персона» - это своеобразная маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Персона может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы действовали в тех или иных ситуациях. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. Персона оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми [9].

"Тень" - архетип, состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное", однако, как говорит нам Карл Юнг: . «Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача, хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личностное бессознательное.» . Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна. Тень представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Но у нее есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. По мнению Юнга, функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, хотя в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью [9].

Фактически расхождения  между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре  личности, так как Юнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр  личности, делал центром своих  исследований именно ее содержание. В  то же время Юнг не считал возможным  просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она - законная часть  личности и человек без Тени так  же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с его  точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать Тень, в то время  как внимательное отношение к  ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называет техникой обращения с Тенью) помогают преодолеть ее негативное влияние.

"Анима" - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине. "Анимус" - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.

Коллективное бессознательное  неразрывно связано с индивидуальным, образуя вместе с ним и иными  системами психики единую психическую  структуру личности. Согласно Юнгу, все эти различные уровни бессознательного и сознания и создают взаимосвязанные  системы психики: Я, Маску (Персону), Тень, Аниму, Анимуса и т.д. Их призвана объединить Самость [11].

 

 

2.3 Центральный "архетип" личности – самость.

Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Выступая в качестве интегрирующего начала, она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую цельность личности и обеспечить ее реализацию как субъекта. Самость – самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию.

Таким образом, в понимании  Юнга, развитие Самости – это главная цель человеческой жизни. Но гармонизация души – процесс сложный. Истинной уравновешенности структур личности достичь трудно или даже невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее чем в среднем возрасте. Более того, архетип Самости не реализуется до конца, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души – и сознательных, и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – полная реализация Я, т.е. формирование единого, неповторимого и целостного человека [6].

Становление личности (самости) по Юнгу, является индивидуацией, т.е. выделением из коллективных основ собственной психики. Духовное рождение человека, возникновение психически самостоятельного, способного к развитию человека является сутью индивидуации. К сожалению, сознание современного человека развито, но не используется, по мысли Юнга, для развития, индивидуации. Индивидуация происходит в сознании, а результатом является возрастание уровня сознания.

Становление Самости реализуется  лишь во второй половине жизни, когда  индивид совсем освобождается от родительских уз и обретает новое  единство сознания и бессознательного. Движение каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни, включая и процесс индивидуации, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, полное развитие и выражение всех личностных элементов. По мнению Юнга, Самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным [8].

Поэтому она объединяет четыре системы психики:

♦ Ich (Я);

♦ Persona (Маска);

♦ Schatten (Тень);

♦ Anima и Animus (образы женщины и мужчины).

Взаимосвязь четырех систем психики в модели психической  структуры, обоснованной Юнгом

 

Как видно из рисунка, Юнг, в отличие от Фрейда, выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и «придают определенную форму содержаниям психики». Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

Обретение Самости – это результат стремления различных компонентов личности к единству. Архетип Самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в ее состав. Итог индивидуации – самореализация, но на эту конечную стадию развития могут подняться высокообразованные и способные люди, располагающие к тому же досугом. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей [13].

К.Г. Юнг, говоря о развитии личности, касается условий  воспитания и возникновения целостности, индивидуальности человека. В данном контексте говорится не о персоне, а о той целостности, которая  является ценностью. «Личность –  это не зародыш, который развивается  постепенно, благодаря жизни или  в ее ходе. Без определенности, целостности  и созревания личность не проявится. Эти три свойства не могут и  не должны быть присущи ребенку, потому что с ними он был бы лишен детства.

Никто не в состоянии  воспитать личность, если он сам  не является личностью. ...Личность как  полная реализация целостности нашего существа – недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом  против идеала, потому что идеалы –  не что иное, как указатели пути, но никак не цели...».

Идеи о необходимости  сохранения целостности и индивидуализации при развитии личности развивались  Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием новых тенденций в понимании  личности, в том числе в русле  гуманистической психологии. К этому  же времени относятся его положения  о роли сознания в духовном росте  и организации поведения. Такая  трансформация некоторых положений  психоанализа, принимавшихся и Юнгом  в начале века, была для него особенно важна, так как он постоянно подчеркивал  открытость своей концепции для  всего нового, в отличие от ортодоксальности теории Фрейда. Концепция К.Г. Юнга представлена в таблице.

Таблица

Концепция К.Г. Юнга

Понимание личности

Личность (душа человека) состоит  из трех взаимодействующих структур: сознания (Эго), индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Развитие личности – это динамический процесс, эволюция на протяжении всей жизни как результат стремления различных компонентов личности к единству, интеграции, гармонии, целостности, обретению Самости. Индивидуация –  развитие личности, динамичный процесс  интеграции многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, в результате чего достигается полное развитие и выражение всех элементов  личности – самореализация.

Отношение к телу

Тело не самостоятельное  начало, а выражение психических  переживаний, т.е. телесное и духовное находятся в единстве. Значимость телесных переживаний полностью  соответствует тому, как они представлены в психике.

Социальные отношения

Социальные отношения  – материал для заполнения архетипов. Форму этому материалу задают архетипы, т.е. социальные отношения  не являются доминирующими. Развитие личности – это индивидуация, т.е. путь к  Самости, но одновременно это связано  с углублением в коллективное бессознательное.

Воля

Проявление волевой энергии  как приобщение к культуре. Воля может оказывать воздействие  на бессознательное, хотя и не прямо.

Эмоции

Значимость эмоций определяется их связью с архетипами. Эмоции –  проявление бессознательного. Это своеобразный посредник между психикой и телесной жизнью. Они выступают как энергетическая сила, позволяющая определить успешность процесса индивидуации. Сильные эмоции – источник развития личности.

Интеллект

Интеллект – сознательная функция, поэтому он имеет ограничения. Интеллектуальные объяснения никогда  не могут быть полными. Интеллект  дополняется интуицией (интуитивная  функция основана на бессознательном  материале).

Самость

Самость – центральное  образование в психике человека. Это – динамическое равновесие взаимоисключающих  сил: экстра- и интроверсии, сознательного  и бессознательного; мужского и женского начал. Такое равновесие предполагает полноту переживаний своего бессознательного. Путь к Самости никогда не бывает завершен, так как личность неподвластна описанию, полному осознанию. Развитие Самости – главная цель жизни  человека

Отношение к психотерапевти-ческой помощи

Психотерапия Юнга – одна из наиболее популярных в мире. Она  предполагает два этапа: 
1. Аналитический включает две фазы: 
♦начальная фаза – признание анализируемого материала; 
♦вторая – толкование, интерпретация материала (пациент зависит от терапевта). 
2. Синтетический (пациент становится независимым от терапевта) включает: 
♦фазу обучения (материал прошлого применяется к сегодняшнему дню); 
♦фазу трансформации – мини-индивидуации (достигается новое понимание проблем своей личности).


 

Хотя главным содержанием  души Юнг считал ее бессознательные  структуры, он не только не отрицал  возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для  личностного роста человека. К  одному из вариантов такого осознания  себя относится психотерапия, в которой  врач является помощником пациента, помогая  ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг осознавал сложность символической  интерпретации и доказывал необходимость  отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом  при их интерпретации. Его анализ символов и их возможной интерпретации - одно из значительных достижений теории Юнга. В отличие от большинства  психоаналитиков Юнг сознательно  выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и  в этом - еще одно достоинство  его теории.

Новаторские идеи Юнга получают свое дальнейшее развитие и подтверждение  в современных исследованиях  трансперсональной психологии [14].

 

Заключение.

Итак, бессознательное – это совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Разные ученые, изучая это понятие, заостряли свое внимание на разных аспектах. Так Фромм выявил понятие социального бессознательного, а Юнг – коллективного.  

В понимании  Фромма социальный фильтр состоит из таких частей, как язык, логика и социальные табу, которые не позволяют определенным переживаниям достичь сознания. То, что человек считает правильным и здравым, является не чем иным, как принятым в данном обществе клише. Все, что не подпадает под эти клише, исключается из сознания и остается бессознательным. Таким образом, действенным в жизни человека оказывается социальное бессознательное, присущее не отдельному индивиду, а большинству членов общества. 

По Юнгу определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого, т.е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.

Информация о работе Особенности психики человека. Социальное бессознательное