Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа
Цель: изучить и проанализировать понятия «социальное и коллективное бессознательное».
Задачи:
проанализировать литературные источники по данной проблеме;
разграничить понятия «сознание» и «бессознательное», описанные в психоаналитических теориях;
определить значение понятия «социальное бессознательное»
детально изучить аналитическую теорию К. Г. Юнга и понятие «коллективное бессознательное».
Введение……………………………………………………..……………………2
Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное…………………………………………………………………...4
1.1 Соотношение сознания и бессознательного………………………………...4
1.2 Понятие «социальное бессознательное»…………………………………….9
1.3 Факторы осознания социального бессознательного………………………11
Глава 2. Коллективное бессознательное и его наследуемые стороны – ахретипы……………………………………………………………………….…13
2.1 Аналитическая психология Юнга. Введение термина «коллективное бессознательное»………………………………………………………………...13
2.2 Понятие и основные виды ахретипов………………………………………15
2.3 Центральный "архетип" личности – самость………………………….…..21
Заключение …………………………………………………………..…………27
Список используемой литературы…………………………………………...29
«Персона» - это своеобразная маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Персона может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы действовали в тех или иных ситуациях. Персона включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одежду, способы выражения. Персона оказывает и позитивное, и негативное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может подавить индивидуальность человека, развивать в нем конформизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает человеку среда. В то же время Персона защищает нас от давления среды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу человека, помогает в общении, особенно с незнакомыми людьми [9].
"Тень" - архетип, состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное", однако, как говорит нам Карл Юнг: . «Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача, хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личностное бессознательное.» . Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы. Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она - источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна. Тень представляет собой подавленную, теневую, дурную и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Таким образом, содержанием тени являются те стремления, которые отрицаются человеком как не совместимые с его персоной, с нормами общества. При этом, чем больше доминирует Персона в структуре личности, тем больше содержание Тени, так как индивиду необходимо вытеснять в бессознательное все большее количество желаний. Но у нее есть и положительные свойства. Юнг рассматривает Тень как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека. По мнению Юнга, функция сознания (Эго) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, хотя в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью [9].
Фактически расхождения между Юнгом и Фрейдом во многом касались именно роли Тени в структуре личности, так как Юнг считал ее лишь одной из составляющих этой структуры, а Фрейд ставил Тень в центр личности, делал центром своих исследований именно ее содержание. В то же время Юнг не считал возможным просто избавиться от Тени, не признавать ее, так как она - законная часть личности и человек без Тени так же неполноценен, как и без других частей души. Самое вредное, с его точки зрения, это как раз не замечать, игнорировать Тень, в то время как внимательное отношение к ней, стремление к анализу ее содержания (то, что Юнг называет техникой обращения с Тенью) помогают преодолеть ее негативное влияние.
"Анима" - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине. "Анимус" - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. На их развитие большое влияние оказывают родители (мать у мальчика и отец у девочки). Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, так как является источником проекций, новых образов в душе человека.
Коллективное бессознательное неразрывно связано с индивидуальным, образуя вместе с ним и иными системами психики единую психическую структуру личности. Согласно Юнгу, все эти различные уровни бессознательного и сознания и создают взаимосвязанные системы психики: Я, Маску (Персону), Тень, Аниму, Анимуса и т.д. Их призвана объединить Самость [11].
2.3 Центральный "архетип" личности – самость.
Самость, с точки зрения Юнга, представляет собой центральный архетип всей личности, а не только ее сознательной или бессознательной части, это «архетип порядка и целостности личности». Выступая в качестве интегрирующего начала, она призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую цельность личности и обеспечить ее реализацию как субъекта. Самость – самый важный архетип в теории Юнга, он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию.
Таким образом, в понимании Юнга, развитие Самости – это главная цель человеческой жизни. Но гармонизация души – процесс сложный. Истинной уравновешенности структур личности достичь трудно или даже невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее чем в среднем возрасте. Более того, архетип Самости не реализуется до конца, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души – и сознательных, и бессознательных. Поэтому достижение зрелого Я требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – полная реализация Я, т.е. формирование единого, неповторимого и целостного человека [6].
Становление личности (самости) по Юнгу, является индивидуацией, т.е. выделением из коллективных основ собственной психики. Духовное рождение человека, возникновение психически самостоятельного, способного к развитию человека является сутью индивидуации. К сожалению, сознание современного человека развито, но не используется, по мысли Юнга, для развития, индивидуации. Индивидуация происходит в сознании, а результатом является возрастание уровня сознания.
Становление Самости реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид совсем освобождается от родительских уз и обретает новое единство сознания и бессознательного. Движение каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни, включая и процесс индивидуации, в ходе которого происходит интеграция многих противодействующих внутри личности сил и тенденций, полное развитие и выражение всех личностных элементов. По мнению Юнга, Самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным [8].
Поэтому она объединяет четыре системы психики:
♦ Ich (Я);
♦ Persona (Маска);
♦ Schatten (Тень);
♦ Anima и Animus (образы женщины и мужчины).
Взаимосвязь четырех систем психики в модели психической структуры, обоснованной Юнгом
Как видно из рисунка, Юнг, в отличие от Фрейда, выводит сознание из бессознательных психических процессов, которые и «придают определенную форму содержаниям психики». Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.
Обретение Самости – это результат стремления различных компонентов личности к единству. Архетип Самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в ее состав. Итог индивидуации – самореализация, но на эту конечную стадию развития могут подняться высокообразованные и способные люди, располагающие к тому же досугом. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей [13].
К.Г. Юнг, говоря о развитии личности, касается условий воспитания и возникновения целостности, индивидуальности человека. В данном контексте говорится не о персоне, а о той целостности, которая является ценностью. «Личность – это не зародыш, который развивается постепенно, благодаря жизни или в ее ходе. Без определенности, целостности и созревания личность не проявится. Эти три свойства не могут и не должны быть присущи ребенку, потому что с ними он был бы лишен детства.
Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. ...Личность как полная реализация целостности нашего существа – недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы – не что иное, как указатели пути, но никак не цели...».
Идеи о необходимости
сохранения целостности и индивидуализации
при развитии личности развивались
Юнгом уже в 50-60-е годы под влиянием
новых тенденций в понимании
личности, в том числе в русле
гуманистической психологии. К этому
же времени относятся его
Таблица
Концепция К.Г. Юнга
Понимание личности |
Личность (душа человека) состоит
из трех взаимодействующих структур:
сознания (Эго), индивидуального |
Отношение к телу |
Тело не самостоятельное начало, а выражение психических переживаний, т.е. телесное и духовное находятся в единстве. Значимость телесных переживаний полностью соответствует тому, как они представлены в психике. |
Социальные отношения |
Социальные отношения – материал для заполнения архетипов. Форму этому материалу задают архетипы, т.е. социальные отношения не являются доминирующими. Развитие личности – это индивидуация, т.е. путь к Самости, но одновременно это связано с углублением в коллективное бессознательное. |
Воля |
Проявление волевой энергии как приобщение к культуре. Воля может оказывать воздействие на бессознательное, хотя и не прямо. |
Эмоции |
Значимость эмоций определяется
их связью с архетипами. Эмоции –
проявление бессознательного. Это своеобразный
посредник между психикой и телесной
жизнью. Они выступают как |
Интеллект |
Интеллект – сознательная функция, поэтому он имеет ограничения. Интеллектуальные объяснения никогда не могут быть полными. Интеллект дополняется интуицией (интуитивная функция основана на бессознательном материале). |
Самость |
Самость – центральное
образование в психике |
Отношение к психотерапевти-ческой помощи |
Психотерапия Юнга – одна
из наиболее популярных в мире. Она
предполагает два этапа: |
Хотя главным содержанием
души Юнг считал ее бессознательные
структуры, он не только не отрицал
возможность их осознания, но и считал
этот процесс очень важным для
личностного роста человека. К
одному из вариантов такого осознания
себя относится психотерапия, в которой
врач является помощником пациента, помогая
ему понять себя, вернуть себе целостность.
Юнг осознавал сложность
Новаторские идеи Юнга получают свое дальнейшее развитие и подтверждение в современных исследованиях трансперсональной психологии [14].
Заключение.
Итак, бессознательное – это совокупность психических проце
В понимании Фромма социальный фильтр состоит из таких частей, как язык, логика и социальные табу, которые не позволяют определенным переживаниям достичь сознания. То, что человек считает правильным и здравым, является не чем иным, как принятым в данном обществе клише. Все, что не подпадает под эти клише, исключается из сознания и остается бессознательным. Таким образом, действенным в жизни человека оказывается социальное бессознательное, присущее не отдельному индивиду, а большинству членов общества.
По Юнгу определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. В свою очередь, коллективное бессознательное тоже состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием. Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого, т.е. из опыта животных предков человека. Таким образом, по определению Юнга, коллективное бессознательное — это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа.
Информация о работе Особенности психики человека. Социальное бессознательное