Особенности психики человека. Социальное бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить и проанализировать понятия «социальное и коллективное бессознательное».
Задачи:
проанализировать литературные источники по данной проблеме;
разграничить понятия «сознание» и «бессознательное», описанные в психоаналитических теориях;
определить значение понятия «социальное бессознательное»
детально изучить аналитическую теорию К. Г. Юнга и понятие «коллективное бессознательное».

Содержание работы

Введение……………………………………………………..……………………2
Глава 1. Особенности психики человека. Социальное бессознательное…………………………………………………………………...4
1.1 Соотношение сознания и бессознательного………………………………...4
1.2 Понятие «социальное бессознательное»…………………………………….9
1.3 Факторы осознания социального бессознательного………………………11
Глава 2. Коллективное бессознательное и его наследуемые стороны – ахретипы……………………………………………………………………….…13
2.1 Аналитическая психология Юнга. Введение термина «коллективное бессознательное»………………………………………………………………...13
2.2 Понятие и основные виды ахретипов………………………………………15
2.3 Центральный "архетип" личности – самость………………………….…..21
Заключение …………………………………………………………..…………27
Список используемой литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 142.63 Кб (Скачать файл)

С точки зрения Э. Фромма, было бы ошибкой  полагать, что представления З. Фрейда о вытеснении относятся исключительно  к индивиду. Цель психоанализа –  выявить, раскрыть содержание вытесненного бессознательного и помочь человеку осознать действующие за его спиной силы, вызванные к жизни его  собственными переживаниями. Однако переживания  могут быть осознанны лишь при  условии, что их можно постичь  и упорядочить в рамках концептуальной системы, которая сама по себе является результатом общественного развития и работает, по словам Э. Фромма, как «социально обусловленный фильтр». Переживания не могут стать осознанными до тех пор, пока не пройдут сквозь этот фильтр. Поэтому важно понять, как работает социальный фильтр и почему он позволяет одним переживаниям беспрепятственно проходить сквозь него, в то время как другие переживания не допускаются до сознания.   

В понимании Э. Фромма социальный фильтр состоит из таких частей, как язык, логика и социальные табу, которые  не позволяют определенным переживаниям достичь сознания. То, что человек  считает правильным и здравым, является не чем иным, как принятым в данном обществе клише. Все, что не подпадает  под эти клише, исключается из сознания и остается бессознательным. Таким образом, действенным в  жизни человека оказывается социальное бессознательное, присущее не отдельному индивиду, а большинству членов общества. Другое дело, что «социальное и  индивидуальное бессознательное взаимосвязаны  и находятся в постоянном взаимодействии» [6].   

З. Фрейд понимал, что именно общество принуждает человека к вытеснению его  инстинктивных влечений и естественных желаний. Но он не обратил внимания, по мнению Э. Фромма, на социальное вытеснение, которое означает «недопущение осознания  социальных противоречий, вызванных  обществом страданий, падения авторитета, чувства недомогания и неудовлетворенности  и т. д.». Психоаналитическое видение природы вытеснения способствовало пониманию того, что индивидуальное бессознательное можно сделать осознанным в определенной степени, даже не прибегая к каким-либо социальным изменениям в обществе. Тем не менее любая попытка устранить вытеснение неизбежно оказывается ограниченной, если она основывается на исключении из рассмотрения социальной сферы.   

Полное осознание вытесненного возможно только в том случае, если оно «выходит за пределы индивидуальной сферы и включает в себя анализ социального бессознательного». Что  касается обнаружения социального  бессознательного, то оно предполагает, по убеждению Э. Фромма, понимание социальной динамики и критическую оценку собственного общества с точки зрения универсальных человеческих ценностей. Это означает, что внутренняя интенция психоанализа, отчетливо выраженная в максиме З. Фрейда «Там, где было Оно, должно стать Я», подразумевает «гуманистический социальный критицизм» как предварительное условие реализации данной максимы в ее терапевтическом значении [6].

Социальное и индивидуальное бессознательное тесно связаны  друг с другом и находятся в  постоянном взаимодействии. Их проявления мы замечаем в жизни достаточно часто, что не каждый понимает, как и почему это происходит.

 

1.3 Факторы осознания социального бессознательного.

Какие факторы приводят к  большему или меньшему осознанию  социального бессознательного? Прежде всего, надо учитывать различный  индивидуальный опыт. Сын авторитарного  отца, восставший против родительской власти, но не подавленный ею, лучше  подготовлен к тому, чтобы видеть, что стоит за логическими обоснованиями  общества, и осознать социальную реальность, которая для большинства является бессознательной. Сходным образом  зачастую более чем вероятно, что  представители расовых, религиозных  или социальных меньшинств, подвергающиеся дискриминации со стороны большинства, часто не доверяют социальным клише; то же справедливо по отношению к  представителям эксплуатируемого и  угнетенного класса. Но это положение  своего класса ни в коей мере не делает индивида обязательно более критичным  и независимым. Очень часто его  социальный статус делает его неуверенным, страстно желающим соответствия с клише  большинства, чтобы стать приемлемым и чувствовать себя в безопасности. В течение минуты можно проанализировать многие личные и социальные факторы, определяющие, почему одни члены меньшинств или эксплуатируемого большинства  реагирует со все возрастающей критикой на господствующие эталоны мышления, а другие - со все возрастающей покорностью.

Общества или социальные классы, нацеленные на лучшее будущее, создают условия, которые делают осознание реальности более легким, особенно если это осознание может обеспечить вероятность успеха. Хорошим примером здесь является класс буржуазии. Даже до завоевания политической гегемонии над аристократией буржуазия развенчала многие мифы прошлого и создала новое понимание социальных реалий прошлого и настоящего. Писатели, вышедшие из среднего класса, могли проникать сквозь мифы феодализма потому, что они не нуждались в этих мифах - напротив, их поддерживала истина. Когда класс буржуазии укрепился и начал борьбу против атак рабочего класса, а позднее против колониальных народов, ситуация повторилась; представители среднего класса отказывались видеть социальную реальность, представители передовых новых классов были склонны освободиться от многих иллюзий. Однако очень часто индивиды, развивавшие новый взгляд на мифы в поддержку групп, борющихся за свое освобождение, были выходцами из тех самых классов, против которых они боролись. Во всех этих случаях надо проверить личные причины, которые заставляли человека критиковать свою социальную группу и заставляли его стать на сторону группы, к которой он не принадлежал по рождении [14].

У каждого человека, независимо от расы, пола, вероисповедания, есть свое социальное бессознательное, которое  впитывает в совокупность социальных норм, понятий, взглядов, установок, форм поведения, мировоззрения. Но помимо социального в его жизни присутствует также коллективное бессознательное.

 

 

 

 

 

Глава 2. Коллективное бессознательное и его наследуемые стороны – ахретипы

2.1 Аналитическая психология Юнга. Введение термина «коллективное бессознательное».

Согласно сложной концепции  Юнга, структура человеческой психики  состоит из четырех универсальных  элементов:

  1. личного сознания,
  2. коллективного сознания,
  3. личного бессознательного,
  4. коллективного бессознательного.

Структура психики по Юнгу

Он говорил, что бессознательное отнюдь не является урной, куда сознание просто выбрасывает все то, что не позволяет принять его цензура. Напротив, он ассоциировал бессознательное с морем, которое плещется в низшем слое нашей психике и в котором таятся удивительные вещи, которые иногда просто легкомысленно объяснять только сексуальными влечениями и вытесненными желаниями. К. Юнг считал, что существует другой класс, в котором находятся содержания мифологического характера неизвестного происхождения [10].

Такие бессознательные содержания не принадлежат одной личности, одному индивиду, но они принадлежат всему человечеству, передаются из поколения в поколение, являются общими и имеют коллективную природу. Это открытие позволило К. Юнгу вывести совершенно новый в психологии термин – коллективное бессознательное.

Коллективное бессознательное  – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных направлениях и проявляется, то есть выходит на поверхность у современных людей через сновидения. "Коллективное бессознательное" представляет собой некое отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествующих поколений. Коллективное бессознательное включает в себя семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества и личности [12].

Коллективное бессознательное  представляет собой хранилище латентных  следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В  нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ  и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как  говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все  духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом [7].

Юнг связывает коллективное бессознательное не только с социумом, его носителем может являться и земля – так сказать, genius loci: «американец по причине того, что живет на земле аборигенов, несет в себе краснокожего индейца». Также он выделял из общего, мирового коллективного бессознательного коллективное бессознательное наций (за это он неоднократно подвергался критике, в том числе данное утверждение было использовано в качестве аргумента его привязанности к национал-социалистическому режиму и потворствованию его идеологии), объясняя этим мелкие различия в мифологии, самобытность культуры и национальных «типажей» [11].

            Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека, имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов – общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

 

2.2 Понятие и основные виды ахретипов

Содержание коллективного  бессознательного состоит из совокупности архетипов - форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида.

В общих чертах, "архетипы" образуют "наиболее древние и  универсальные формы мышления", проявляющиеся в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и т.д.). Эти образы и символы представляют собой своеобразно закодированные, формализованные образцы и программы поведения человека.

 Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Архетипы, по определению Юнга, – это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями». Они передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, являются ее психическим аспектом, С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой – оказываются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души – ту, через которую душа связана с природой или, по крайней мере, в которой такая связь с Землей и миром наиболее заметна. Как замечает Юнг, влияние Земли и ее законов на душу проявляется в первообразах, пожалуй, особенно отчетливо [15].

Архетип активизируется, когда  возникает ситуация, ему соответствующая. Тогда, подобно инстинктивному влечению, вопреки всякому разуму и воле, он прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется  символически – через архетипический образ в психике индивида.

Он считал, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его самосознание, выражают «дух эпохи»). Через актуализацию определенных архетипов культура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики человека. Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам (это религиозные, научные, философские, моральные системы).

«Коллективное бессознательное  является огромным духовным наследием, возрожденным в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно  сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящих душу в движение, а  формы или категории, которые  все это регулируют, – архетипы», – пишет Юнг. Количество архетипов, находящихся в коллективном бессознательном, может быть неограниченным. Однако основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, которые с трудом рефлексируются самим человеком [12].

Эго является центральным элементом личного сознания, оно как бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угрожает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Юнг отмечает, что архетип  усваивается личностью, но он существует и вне ее. Часть архетипа, усвоенная  и направленная вовне, образует Персону (Маску). Сторона архетипа, обращенная внутрь индивида, – это Тень.

Таблица

Примеры архетипов, описанных Юнгом 

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская  сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская  сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон  Жуан

Персона

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Маска

Тень

Бессознательная противоположность  того, что индивид настойчиво утверждать в сознании

Сатана, Гитлер, Хуссейн

Самость

Воплощение целостности  и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала

Мудрец

Персонификация жизненной  мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечная реализация психической  реальности, спроецированный на внешний  мир.

Солнечное око

Информация о работе Особенности психики человека. Социальное бессознательное