Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:20, реферат
В данной работе речь идет о работе с проявлениями нормального старения, то есть о консультировании психически здоровых, культурно продуктивных, способных к личностному росту пожилых людей. По мнению А.Г. Лидерса [8], основаниями для психологической помощи им в форме консультирования может быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи. Последняя означает психологическую помощь по социальным показаниям; к примеру, когда психолог оказывает помощь клиенту по запросу специалиста в области социальной защиты пожилых.
Введение
1. Возрастно-психологическое направление консультирования
2. Семейное консультирование
3. Профориентационное психологическое консультирование
4. Индивидуальное психологическое консуль¬тирование
Заключение
Список использованных источников
Содержание:
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
В данной работе речь идет о работе с проявлениями нормального старения, то есть о консультировании психически здоровых, культурно продуктивных, способных к личностному росту пожилых людей. По мнению А.Г. Лидерса [8], основаниями для психологической помощи им в форме консультирования может быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи. Последняя означает психологическую помощь по социальным показаниям; к примеру, когда психолог оказывает помощь клиенту по запросу специалиста в области социальной защиты пожилых.
В работе с пожилыми людьми важными и эффективными являются все основные направления психологического консультирования: возрастно-психологическое консультирование, семейное психологическое консультирование, профориентационное психологическое консультирование и индивидуальное психологическое консультирование, включая психологическое консультирование в особых ситуациях.
Предметом возрастно-психологического консультирования в старости, как и в любом возрасте, являются варианты прохождения субъектом нормальных возрастных кризисов [8]. Понятие нормативного психологического кризиса было разработано Л.С.Выготским для анализа детских возрастов. В пожилом возрасте более или менее общепризнанным нормативным возрастным кризисом является период выхода на пенсию. Именно здесь создается ситуация, характерная для любого кризиса, — противоречие между обстоятельствами жизни (изменение социального статуса) и потребностями человека (потребность продолжать социально значимую деятельность, потребность в сохранении своего положения в семье и обществе). Содержание этого главного кризиса позднего возраста заключается в изменении внутренней позиции по отношению жизни, принятии нового этапа своего жизненного пути, переоценке ценностей. В процессе возрастно-психологического консультирования пожилой человек должен обрести знания о содержании, задачах и индивидуальных вариантах прохождения этого нормативного возрастного кризиса (другие кризисы старости можно считать индивидуальными) и оказаться готовым к изменению образа жизни и внутренней позиции по отношению к жизни. Рассмотрим две эти основные проблемы консультирования: помощь в подготовке к принятию «статуса пенсионера» и помощь в принятии своего жизненного пути и старости как таковой с неизбежными изменениями образа жизни, физической ненужностью, потерей многих социальных связей и т.п.
Субъективное отношение к выходу на пенсию — событию, кардинально меняющему образ жизни, — может служить примером отсутствия общего и единоличного способа реагирования на старение. Так, уход на пенсию переживается одними людьми как трагическая изоляция от общества, а другими — как возможность заняться наконец тем, к чему всегда лежала душа.
Известное «поражение в социальных правах», связанное с выходом на пенсию, тоже может рассматриваться как благо — оно освобождает от обязательного ранее общения с нужными, но не всегда приятными и близкими по духу людьми, освобождает от обязанности «казаться» и дает неоспоримое право «быть самим собой». В целом свободный, хотя и трудный выбор позволяет характеризовать старость как возраст развития, возраст потенциальных возможностей и дает шанс противостояния тотальному угасанию. Итоговый выбор определяется решением задачи на смысл — смысл оставшейся жизни. Это пример также и того, как отношение к событиям, происходящим в старости, определяется всем предшествующим ходом жизни, а также личностными особенностями индивидуума. Трудовая деятельность человека в течение жизни определяет и знаменует многое. Это сознание
занимаемого места в обществе, степень престижности, уровень благосостояния, удовлетворенность или неудовлетворенность своей деятельностью и, наконец, привычка к постоянной занятости. Личное отношение к каждой из этих категорий в сопоставлении с тем новым, что приобретается или теряется, и определяет характер реакции на сам факт прекращения работы и выхода на пенсию. Степень удовлетворенности новым положением и весь образ последующей жизни находятся в прямой зависимости от этого отношения [10].
Как отмечал Н.Ф. Шахматов, период принятия решения завершить общественную и трудовую деятельность и сам выход на пенсию оказывается наиболее трудным периодом для стареющего человека. Тревожность в большей или меньшей степени типична для всех пожилых людей в этой ситуации. Однако вероятность динамики подобных переживаний и перехода их в невротические состояния или другие нервно-психические расстройства обычно преувеличивается. Невротические нарушения возникают лишь в том случае, когда выход на пенсию имеет принудительный для пожилого человека характер и происходит вопреки его личным установкам. Обычно неожиданная отставка вызывает тяжелую негативную реакцию у пожилого человека с последующим нарушением социопсихологической адаптации. Пенсионные неврозы — состояния, возникающие в виде реакции в ответ на нежелательный или принудительный перевод на пенсию или же неприемлемые условия для пенсионного обеспечения [10].
Н.Ф. Шахматов подчеркивал, что обычно основными мотивами задержки с выходом на пенсию является не материальная сторона новой жизни, а боязнь потерять прежнее социальное положение, нежелание расстаться с привычным, а зачастую и любимым делом. При этом удачные варианты жизненного устройства по выходе на пенсию определяются не только положительными внешними условиями, но и в большей степени зависят от личных установок пожилого человека, его «умения строить свою жизнь» [10]. В связи с этим основная задача консультанта в работе с человеком предпенсионного возраста или только вышедшим на пенсию заключается в ориентации его на занятость определенным делом, которое, с одной стороны, увлекало бы его, а с другой стороны, было социально значимо.
Приступая к решению этой важнейшей задачи возрастно-психологического консультирования пожилых, психолог должен иметь в виду следующее. Чем раньше человек задумался над тем, чем он будет заниматься в старости, тем легче осуществится его личностное самоопределение в пенсионном возрасте. Начинать готовиться к старости человек должен заранее, задолго до выхода на пенсию, тогда ему легче создать материальный «плацдарм» его будущих усилий: внести свою лепту в хорошее образование внуков, создать свою «школу», чтобы через деятельность учеников вносить свой
вклад в производство и науку, наконец, приобрести дачный участок, если продолжение профессиональной деятельности даже в частичной форме невозможно. Психолог должен показать, что любая форма деятельности пенсионера может стать значимой для него. Например, воспитание внуков и работа на садовом участке чрезвычайно полезны для психологического благополучия пожилого человека тем, что создают временную перспективу: ему захочется заглянуть в будущее, узнать, как взрослеет и развивается ребенок, как растет посаженный им сад.
Психологическое консультирование по вопросам адаптации и статусу пенсионера зависит от индивидуальных особенностей пожилых: лица с многогранными интересами легче находят себя в новой жизни, в то время как узкие специалисты стараются всеми возможными способами отдалить выход на пенсию и бывают не способны к принятию старости как возраста.
Пожилой человек, имеющий конкретные планы использовать свободное время, легче принимает решение отказаться от прежней работы, чем лица, таких планов не имеющие. Не откладывая время выхода на пенсию, он увеличивает процент еще не старых, физически здоровых пенсионеров. Первично настороженное отношение к пенсионному образу жизни после работы с психологом уступает место согласию с новым положением, в котором пожилые люди находят положительные стороны. Как указывал Н.Ф.Шахматов, в том случае, когда жизнь в старости заполнена делами и интересами, значимыми для данного человека, т.е. «жизнь наполнена жизнью», утрата прошлого привычного стереотипа не представляется тягостной. Кроме того, жизнь в старости не является бездеятельной при условии, что сам человек сделает ее таковой [10].
Конкретно задача консультанта заключается в том, чтобы помочь пожилому человеку обозреть и оценить свои интересы и жизненные ресурсы, самому выбрать для себя подходящее, увлекающее его дело, оценить его на жизненный для него самого и социальный смысл. Эта работа требует не одной встречи пожилого человека с психологом. Дело в том, что иногда этот выбор пожилой человек осуществляет методом проб и ошибок; тогда результаты каждой пробы требуют психологически профессионального обсуждения и оценки, и общение с психологом может выполнять роль «обратной связи» для самоутверждения человека в верности выбранного пути.
Проблема подготовки человека к выходу на пенсию достаточно хорошо разработана в американской практической психологии. Как отмечалось ранее, человек может пройти три этапа подготовки к пенсии: «сбрасывание оборотов», планирование будущей жизни на пенсии и «жизнь в ожидании пенсии». Консультант, помогая клиенту пройти эти этапы, учитывает следующие специфические факторы: располагает ли человек предпенсионного возраста достаточным доходом и сбережениями; есть ли у него место жительства; планирует ли он продолжить работать или чем-то заниматься после выхода на пенсию. Консультанты называют совокупность ответов на эти вопросы индексом пенсионной зрелости — показателем того, насколько человек готов к выходу на пенсию. Доказано, что люди с более высоким индексом пенсионной зрелости более позитивно смотрят на будущее и легче адаптируются к статусу пенсионера [7].
Вторая важная задача возрастно-психологического консультирования — это помощь в совладании человека со старостью как заключительным этапом жизни, помощь в принятии старости и всей прошедшей жизни в целом, в поиске новых смысло-жизненных ориентиров. Психолог в ходе консультирования пожилого человека должен побуждать процесс его размышления над вопросами, связанными со смыслом жизни. Как уже отмечалось, Б.Г. Ананьев указывал на исключительную важность этих размышлений, их принципиальное влияние на благополучие протекания старости. Направленность на поиски смысла жизни выступает для пожилого человека как шанс обеспечить себе нормальное, достойное существование в старости. Пожилой человек может и не воспользоваться этим шансом, отклониться от признания своего нового психофизиологического и социального статуса и от размышлений о смысле своей новой жизни. В связи с этим Г.А.Вайзер указывает, что у стариков часто происходит сужение, угасание смысла жизни, который сводится к идее выживания; при этом они либо вообще стараются не думать о смысле жизни, либо осознают сам факт сужения смысла, что проявляется в репликах типа «Выжить бы...», «День прошел и ладно» [4]. Однако, отмечает автор, есть и другая группа старых людей, эмоционально-потребностная сфера которых характеризуется расширением, обогащением новыми смыслами, углублением главного смысла.
В структуре смыслов жизни этих людей выделяются следующие главные смыслы: «служение Отечеству», «борьба за социальную справедливость», «забота о детях, их воспитание и развитие» и другие [4]. Эти жизненные смыслы могут найти свою реализацию в самых простых делах, но при этом они делают эти дела значимыми с точки зрения сохранения связей с обществом, реализации своего жизненного опыта, сопротивления постепенному угасанию. По мнению В. Франкла, активность сопротивления объективным условиям и обстоятельствам жизни при реализации смысла жизни является необходимым условием психического здоровья и сохранности личности [9]. Важно подчеркнуть, что осознание нового жизненного статуса в преддверии или самом старческом возрасте, понимание смысла своей новой жизни как важного условия, обеспечивающего сохранность временной перспективы (когда будущее признается моментом настоящего, а настоящее — моментом прошлого и когда в связи с этим настоящее и
будущее перестают казаться смутными и пугающими), определяют целенаправленность и свободу выбора стратегии адаптации к старости. Открытие смысла в новом своем состоянии во многом обусловливает структуру эмоциональных переживаний пожилых людей, характеризующихся сохранением социальных связей в этом возрасте, поскольку смысл жизни именно переживается как «причастность жизни», и эти переживания относительно независимы от внешних и внутренних обстоятельств жизни [9].
Процедура возрастно-психологического консультирования была разработана для потребностей психологического контроля за нормальным психологическим развитием детей [3]. Особенностью здесь становится родитель (именно он обращается за помощью к психологу), а консультирование идет по поводу возрастно-психологических проблем ребенка. Возрастно-психологическое консультирование пожилых предполагает возможность обращения членов семьи за помощью к психологу, но предметом консультирования становятся проблемы пожилого человека[8].
Общение с членами семьи помогает консультанту воссоздать жизненный путь пожилого человека, что является необходимой процедурой возрастно-психологического консультирования. При этом собираются следующие сведения:
В целом вопросы, касающиеся здоровья, желательно задавать клиенту в обобщенной форме (каково ваше самочувствие сегодня?) — пожилой человек вправе рассказать
Информация о работе Особенности психологического консультирования пожилых людей