Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:20, реферат
В данной работе речь идет о работе с проявлениями нормального старения, то есть о консультировании психически здоровых, культурно продуктивных, способных к личностному росту пожилых людей. По мнению А.Г. Лидерса [8], основаниями для психологической помощи им в форме консультирования может быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи. Последняя означает психологическую помощь по социальным показаниям; к примеру, когда психолог оказывает помощь клиенту по запросу специалиста в области социальной защиты пожилых.
Введение
1. Возрастно-психологическое направление консультирования
2. Семейное консультирование
3. Профориентационное психологическое консультирование
4. Индивидуальное психологическое консуль¬тирование
Заключение
Список использованных источников
детьми-инвалидами [7]. Следует обратить особое внимание на сам процесс обучения после выхода на пенсию. В США можно встретить в колледжах и университетах пожилых людей на студенческой скамье. Для них обучение — это не только переподготовка для обретения новой профессии, но и средство занять время и тренировать познавательные способности в целях отдаления периода интеллектуального угасания. В целом у старого человека меняется мотивация трудовой деятельности. У него стремление к труду имеет не столько материальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна неутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном ее оценки [1].
Индивидуальное
В ходе индивидуального
Активное, «успешное» старение делает пожилого человека более стрессоустойчивым, а стрессы очень опасны для старости. Дело в том, что в каждодневной жизни пожилые люди достаточно долго не ощущают снижения своих интеллектуальных и физических возможностей. Эффект старения не проявляется в выполнении привычных действий, но влияет на уменьшение резервных возможностей человека, поэтому возраст-
ные ограничения проявляют себя особенно очевидно в стрессовой ситуации и в условиях жестких требований. Это относится как к интеллектуальным, так и к физическим способностям . Активность, готовность к преодолению немощности поддерживают потенциал развития в поздних возрастах и означают, что старые люди способны к развитию и личностному росту, а психологическое консультирование и психотерапия могут опереться на процессы компенсации и даже развития в старости, а следовательно, могут быть достаточно эффективными. Психологическое индивидуальное консультирование в критических ситуациях должно учитывать особенности эмоциональных переживаний в старости в случае утраты, в ожидании смерти (эти особенности описаны выше). Консультирование пожилых людей, перенесших утрату близкого, — это не такое тяжелое испытание для психолога, как работа с молодыми и зрелыми людьми в подобной ситуации, поскольку старики не так бурно проявляют свое горе и быстрее смиряются с ним. «Работа скорби» у стариков проходит более естественно и закономерно, и консультант может помочь этой работе в плане поиска новой идентичности. Старый человек в потере супруги (супруга) обретает новый смысл жизни в сохранении памяти о ней (нем). Далее он может жить мыслью о том, что, пока длится его жизнь, жив и ушедший, но оставшийся в его душе и памяти близкий и любимый человек. Работа консультанта может помочь
пожилому человеку облегчить чувство вины перед умершим, фиксируя его воспоминания на том хорошем, счастливом, что они пережили вместе. Здесь может оказаться эффективной работа с семьей пожилого человека, перенесшего утрату: члены семьи должны знать, что его не следует оставлять одного, но и не надо «перегружать» опекой. Горюющему человеку нужны постоянные, но ненавязчивые слушатели. Роль такого слушателя очень эффективно может выполнять сам консультант, при этом он должен искренно сопереживать горю и адекватно выражать сопереживание. Не следует поверхностно успокаивать скорбящего, главные задачи консультанта — предоставить возможность клиенту выражать свои чувства и помочь близким скорбящего правильно реагировать на его скорбь [6].
Психологическое консультирование пожилого человека, переживающего тяжелую депрессию, всегда сочетается с активной психотерапевтической работой. Об этом пойдет речь в следующей главе. Здесь лишь следует отметить, что при работе с пожилым, погруженным в это состояние, консультанту постоянно следует подчеркивать, что ответственность за состояние клиента он взять на себя не может, он может лишь помочь его самоопределению. Задачи консультанта в работе с депрессивными пожилыми клиентами заключаются в том, чтобы показать, что их пессимистический взгляд на мир — это результат депрессивного состояния (его можно облегчить, и картина
мира улучшится), а также чтобы поддержать клиента и помочь ему в психологическом объяснении его трудностей. При этом консультант должен активно расспрашивать пожилого человека о его переживаниях и обстоятельствах его жизни. В этом случае встречи должны быть частыми (2—3 раза в неделю), с постепенным уменьшением частоты встреч в зависимости от состояния клиента. В процессе консультирования необходимо добиваться преодоления зависимости клиента и побуждать его к более активной роли с каждой последующей встречей [6].
Беседа с умирающим старым человеком в полном смысле слова не является психологическим консультированием. Как уже говорилось, в конце жизни человек обращается мыслями к вечному, к Богу. Подводя итог своей жизни, он ищет закон человеческого существования и находит его в вере. У старого человека вера может быть глубокой и искренней, и поэтому присутствие священника у постели умирающего сейчас не является редкостью. Церковный ритуал подготовки к смерти выверен многими сотнями лет, он облегчает человеку переход в иной мир. Однако если потребности в общении со священником у умирающего человека нет, то он остается один перед лицом смерти. Близкие, занятые своим горем, не могут оказать серьезную помощь умирающему. Это может сделать профессионал, но в настоящее время им редко становится психолог, скорее такую функцию может взять
на себя врач. Современной психологии известны общие принципы общения с умирающим, некоторые из них могут быть использованы в общении с умирающим старым человеком [6]. Так, консультанту следует внимательно выслушать умирающего и помочь ему поделиться мыслями о смерти и о том, что он оставляет в этой жизни. При этом внимание умирающего следует осторожно направить на важные дела, завершенные им при жизни, и на его духовное и экзистенциальное наследие, которое обеспечит ему существование в этом мире после смерти (в памяти, мотивах, чувствах, делах других людей). Далее следует внимательно выслушать жалобы, чаяния и последние распоряжения умирающего, по возможности удовлетворить их или пообещать сделать все возможное. У умирающего старого человека нередко появляется потребность вспомнить свои ошибки, простить своих врагов, выразить сожаления о нанесенных им самим обидах. Консультанту следует всем своим поведением и манерой активного слушания выразить важность этого момента. Не следует чрезмерно выражать сочувствие умирающему, но и несправедливо было бы недооценивать или отрицать значение умирания. Смерть — это торжественный момент жизни, такой же важный и неотъемлемый от нее, как и рождение. Поэтому, оставаясь в сознании, умирающий человек нуждается в сохранении достоинства и права распоряжаться собой на последнем этапе жизненного пути. Консультант-психолог в этом может ему помочь.
Заключение
Работая с пожилыми людьми, консультанты часто становятся учениками жизни, а старые люди становятся их учителями. Когда будет создана установка на открытость, клиенты, скорее всего, займутся решением наиболее важных вопросов в своей жизни, а консультанты будут более склонны узнавать различные стороны жизни и смогут лучше оказывать помощь в процессе консультирования.
В работе с пожилыми людьми важными и эффективными являются все основные направления психологического консультирования: возрастно-психологическое консультирование, семейное психологическое консультирование, профориентационное психологическое консультирование и индивидуальное психологическое консультирование, включая психологическое консультирование в особых ситуациях.
Список использованных источников:
пекты проблемы смысла жизни. М.: ПИРАО, 1997, с. 91—109.
Информация о работе Особенности психологического консультирования пожилых людей