Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:20, реферат
В данной работе речь идет о работе с проявлениями нормального старения, то есть о консультировании психически здоровых, культурно продуктивных, способных к личностному росту пожилых людей. По мнению А.Г. Лидерса [8], основаниями для психологической помощи им в форме консультирования может быть добровольное обращение к психологу и потребность в психосоциальной помощи. Последняя означает психологическую помощь по социальным показаниям; к примеру, когда психолог оказывает помощь клиенту по запросу специалиста в области социальной защиты пожилых.
Введение
1. Возрастно-психологическое направление консультирования
2. Семейное консультирование
3. Профориентационное психологическое консультирование
4. Индивидуальное психологическое консуль¬тирование
Заключение
Список использованных источников
психологу о своем здоровье ровно столько, сколько считает нужным. Так, некоторые пожилые люди из гордости стремятся скрыть свои тяжелые болезни, некоторые, напротив, движимые ипохондрической фиксацией, готовы преувеличить тяжесть и объем своих недугов. Последним надо дать время высказаться (возможность обсудить с психологом свои телесные ощущения подчас бывает первым подводом для обращения к нему). В общении с пожилыми людьми, характеризующимися ипохондрической фиксацией, нельзя показывать неверие в тяжесть их недугов, это сразу повлечет потерю контакта с ними. Фразы типа «Да вы еще нас всех переживете!» (если пациент жалуется на неизлечимую болезнь) или «Так ли уж плохо в себя чувствуете, если прекрасно выглядите?» являются грубой ошибкой при работе с пожилыми людьми [6]. Психолог должен внимательно выслушать жалобы и в дальнейшей беседе подчеркнуть, что он понимает страдания пациента, но полагается на его внутреннюю силу и способность преодолеть недужность. Процедура возрастно-психологического консультирования должна быть построена с учетом особенности личности клиента и индивидуальных стратегий адаптации к возрастному фактору. Так, очень часто встречаются пожилые люди молчаливые, замкнутые, подчеркивающие свое недоверие к посторонней помощи в решении их проблем и работе психолога в частности. Скрытность для них является своего рода ширмой, за которой они прячут свою неуверенность и низкую самооценку. В работе с такими людьми следует быть предельно лаконичными, использовать простые и четкие тезисы, реальные, конкретные факты. Таким людям нравятся сильные личности, хотя они это скрывают. С ними пожилые люди бессознательно надеются разделить ответственность за свою дальнейшую судьбу. Эти люди охотно следуют советам и инструкциям, произнесенным уверенным тоном, но не выходящим за рамки уважительного отношения к старости. Такая форма работы эффективна и с пациентами, для которых характерна старческая болтливость.
Большая сложность может возникнуть при работе с амбициозными пожилыми людьми, отличающимися неуравновешенным характером, склонными к импульсивным, аффективным реакциям. Между вспышками гнева они могут быть излишне предупредительны, уступчивы. В работе с такими пожилыми пациентами надо уметь переключить их внимание, отвлечь от предмета возбуждения и вернуться к его рациональному обсуждению только после нормализации состояния.
Среди пожилых пациентов нередко можно встретить тревожно-мнительных людей. Многие из них не понимают значения работы с психологом (обращение к консультанту в таких случаях происходит по настоянию родственников) и не придают серьезного значения психологическому консультированию, поскольку в опыте их прежней жизни никто о профессиональной помощи не знал. В работе с такими людьми консультанту важно показать себя человеком волевым, уверенным в себе, своих словах и поступках, способным передать эту уверенность другим. Мнительные пожилые люди очень хорошо воспринимают слова, сказанные в спокойной авторитетной манере.
Консультанту, работающему с пожилыми людьми, важно помнить, что в структуре потребностей последних большое значение получают потребность в независимости и потребность в проецировании на других своих психических проявлений. Старики крайне негативно относятся к попытке руководить ими, давать им советы, к попытке конструировать их жизнь. Они часто бывают амбициозны, обидчивы, поэтому императивный тон общения с ними неприемлем. В связи с этим консультант при работе с пожилыми людьми должен постоянно демонстрировать безусловное уважение к ним, апеллировать к их жизненному опыту, следить за созданием и поддержанием необходимого психологического климата, способствующего обоюдному доверию и обсуждению значимых проблем, подчеркивать искренний интерес к пожилым людям и подлинное желание помочь им, предоставлять максимальную возможность высказаться.
Речь консультанта должна быть простой и доступной для понимания, не следует увлекаться психологической терминологией. В процессе консультирования должны быть
переданы необходимые психологические знания пожилому человеку, но сообщения консультанта должны быть прозаичными и краткими. Следует помнить, что старому человеку трудно выдержать пятидесятиминутный по времени контакт с консультантом, его следует сократить до 25—30 минут. В процессе работы часто следует использовать приемы одобрения и успокаивания, отражения содержания, поскольку пожилой человек часто говорит длинно и запутанно, перескакивает с одной темы на другую [6]. И, наконец, самое главное в консультировании пожилого — создание корпоративной формы психологической работы, отведение пожилому клиенту равноценной роли в консультативном процессе наряду с консультантом, подчеркивание веры в богатый жизненный опыт, мудрость и внутреннюю способность самому определять свой жизненный путь и нести ответственность за принятые решения.
Эффективным направлением в работе с пожилыми людьми является семейное психологическое консультирование. Существует мнение, что это может быть системная семейная терапия, в которой разработаны представления о стадиях развития семьи [8]. Одной из них является стадия «пустого гнезда» — момент, когда семью покидают последние дети, и двое супругов остаются одни перед лицом надвигающейся старости. Другое направление работы с пожилыми в системе семейного психологического консультирования основано на целостном под-
ходе к семье. Если в семью входят люди пожилого возраста — бабушки и дедушки, — то системному семейному консультанту понятна их роль в стабилизации патологических паттернов семейного взаимодействия, и эти знания он передает другим членам семьи [8].
Конкретный опыт показывает, что в работе с пожилыми людьми наиболее востребованным является психологическое консультирование семей, в которых совместно проживают представители разных возрастов, в том числе и поздних. В последнее время возможности удовлетворения потребностей престарелых людей на основе внутрисемейного общения все более суживаются в связи с высокой занятостью трудоспособного населения, а также развивающимся процессом ослабления внутрисемейных связей, обособления младшего поколения от старшего.
Проблемы во взаимоотношениях со взрослыми детьми определяются характерологическими особенностями самих старых людей, стремлением некоторых к сохранению своего лидерства, к сохранению «детских» форм контроля над взрослыми детьми, желанием поучать, своеобразным отношением и нажитому за время трудовой деятельности [11]. Даже в ряде случаев нормального старения общение в семье со стариками порой отягощено уже упомянутыми особенностями личности последних, такими, как тенденция к резонерству, шаблонизации, эгоцентризму, обидчивости и мнительности. Старые люди испытывают чувство вины за свою бесполезность в семье, ощущают свою ненужность и замыкаются в себе, становятся малоконтактными. Общение их с родственниками часто обретает формальный характер.
Как отмечает P.M. Грановская, когда в качестве основной стратегии достижения источника радости старый человек целиком погружается в свое прошлое, то он теряет будущее, перестает развиваться как личность, одновременно ослабляются его связи с современностью и современниками. Все труднее становится ему находить с ними общий язык, а это в свою очередь способствует дальнейшей утрате контактов с детьми, молодежью, жизнью. Тем самым старый человек обрекает себя на одиночество в период, когда ему совершенно необходимы дружеские и родственные связи. В том случае, когда он связывает свои радости с будущим своих детей, учеников или своего труда, он сохраняет перспективу своего развития как личности, а вместе с тем и духовную молодость. Поддерживая и укрепляя контакты с молодежью, сопереживая их поражениям и победам, он завоевывает их уважение и любовь и вместе с тем завоевывает для себя активную жизнь [5].
Для того чтобы лучше понимать стариков, а следовательно, предвосхищать и предотвращать возможные конфликты с ними, взрослые и молодые члены семьи должны представлять себе диалектику старости. Так, на ранних этапах старости (сразу после выхода на пенсию) общение стариков с окружающими (в частности, с членами семьи) полноценно, целью его является достижение эмпатии, сопереживания, в нем реализуются социальные качества личности. Если в дальнейшем отношения складываются неблагоприятно, то деятельность общения стариков детерминируется желанием утвердить свою индивидуальность, а достигаемая эмпатия превращается в средство утверждения. Далее, при ухудшении отношений в семье происходит отчуждение стариков от интересов семьи, а их общение с близкими побуждается эгоцентрическими установками [2]. В таких случаях в семье возможно активное отторжение, игнорирование старого человека. Также мучительными для стариков становятся ситуации, когда даже в случае корректного отношения их воспринимают как объекты, а не субъекты семейных отношений: с ними не советуются по поводу семейных проблем, их мнением не интересуются. Последствием такого отношения для стариков является переживание своей ненужности, беспомощности, что иногда выражается в грубых и нелепых попытках обратить на себя внимание[11].
Семейное психологическое
Взрослые члены семей, проживающие совместно со стариками, должны помнить, что своим отношением к старым родителям они демонстрируют своим детям такой образец поведения, который будет присвоен их детьми и в будущем применен к ним самим. Таким образом, своим добрым и заботливым обращением со стариками их взрослые дети обеспечивают свое во многих отношениях благополучное будущее в поздних возрастах.
Психологическое семейное консультирование предполагает и работу с самими стариками. Им следует передать знание о закономерных психологических задачах и новообразованиях разных возрастов, в том числе и старости. Осторожная, деликатная форма общения консультанта со старым человеком должна помочь последнему уяснить его роль в семье, его значение для стабилизации семьи. Эта форма работы с пожилым человеком также должна начинаться в предпенсионный период (до появления характерных для старости возрастных изменений, установок и личностных черт) и включаться в общую систему психологической фасилитации адаптации к старости. В ходе консультативной работы должен быть выявлен и осознан тот факт, что характер взаимоотношений в семье складывается задолго до того, когда старые люди становятся немощными и нуждающимися в уходе. Если раньше эти взаимоотношения не отличались близостью, то с приходом старости они ухудшатся. В то же время при наличии уважения и терпимости у членов семьи, элементарной психологической компетентности присутствие пожилых людей в семье может стать стабилизирующим и благотворным фактором. Проживая вместе, старые родители и взрослые дети оказывают взаимную помощь. Для родителей эта взаимопомощь имеет эмоциональное значение как выражение любви и уважения, подчас как единственный вид социальных контактов.
Но, главное, семейное общение дает старикам ощущение нужности, значимости, сопричастности жизни. Очень часто помощь семье осмысливается стариками как социально значимый вид деятельности. В дальнейшем налаженная, ставшая привычной семейная привязанность поколений во многом облегчит период совместной жизни, когда старики станут совсем беспомощными и неспособными к самообслуживанию.
Семейное психологическое
активном участии самих членов семьи на основе конкретного анализа психологического климата и уклада семьи и специфической стратегии адаптации к старости пожилых ее членов.
Малоразработанным в нашей стране является профориентационное психологическое консультирование пожилых — консультирование по вопросам профессионального самоопределения после выхода на пенсию. В то же время в США проблема психологического сопровождения профессиональной карьеры человека в любом возрасте является актуальной [7]. Считается, что выходящие на пенсию люди предпенсионного возраста необязательно должны полностью прекращать работать. Профориентационное консультирование пожилых основано на достаточно прагматических положениях о том, что в будущем катастрофически стареющее общество может столкнуться с нехваткой рабочей силы, и поэтому нерационально терять талантливых и продуктивных работников. В то же время пенсионные программы постоянно дорожают из-за увеличения числа неработающих пенсионеров. В связи с этим профориентационное консультирование предлагает программы обучения пенсионеров, программы неполной занятости или легкого труда для пожилых. Ряд таких программ имеет успех. Так, находящиеся на пенсии бизнесмены успешно занимались обучением своих менее опытных коллег. Еще одна успешная программа была посвящена обучению пожилых людей работе с
Информация о работе Особенности психологического консультирования пожилых людей