Особенности развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования определить психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
Задачи исследования
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
- выделить особенности развития наглядно-образного мышления старших дошкольников;
- рассмотреть психолого-педагогические этапы и условия развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Теоретические основы наглядно-образного мышления
1.2 Характеристика старшего дошкольного возраста
1.3 Наглядно-образное мышление – основа когнитивной деятельности старших дошкольников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников
2.2 Условия развития наглядно-образного мышления у детей
2.3 Исследование особенностей развития наглядно-образного мышления у дошкольников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, организуя наблюдения, экспериментирование, ознакомление с художественной литературой. Когда дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач. И тут взрослому важно проявить терпимость и понимание необычных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно - следственные связи, узнать скрытые свойства.

Подчеркнем, что развитие связной речи у ребенка способствует развитию мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Если не научить ребенка устанавливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уровне чувственно воспринимаемых фактов.

Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно решать интеллектуальные проблемы. [40, с 205] Принципы отбора таких знаний и их содержание подробно изучены в дошкольной педагогике. Подчеркнем лишь то, что усвоение следует рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления. Механическое запоминание разнообразной информации, отрывочной и хаотичной, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления дошкольника. В.А. Сухомлинский писал: «…Не обрушивайте на ребенка лавину знаний… - под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Познавательная активность характеризуется тем, что решение конкретной познавательной задачи представляет собой постановку следующей, возможно, более общей задачей, а ее решение, в свою очередь, ведет к постановке другой задаче и т.д. Познавательная активность человека обуславливает его саморазвитие.

Для создания у детей положительного отношения к познавательной деятельности рекомендуется применять «стратегию формирования успеха». Надо учитывать предпочтения ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен, следует отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо, это повысит его самооценку (следует давать посильные задания и помогать в необходимых случаях), улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Содержание учебного материала должно быть интересным, эмоциональным, использовать различные формы коллективной деятельности. Словом поощрять ребенка, малейший его успех. Должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, а также адекватно реагировать на ошибки, считать их нормальным явлением - на ошибках учатся.

В.А. Сухомлинский писал, что положительные эмоции, связанные с переживанием успеха - это вера ребенка в себя. [9, 246 с.]

Открытие нового мира серьезной человеческой деятельности побуждает у ребенка активное желание участвовать в этой жизни. В связи с этим жизнь ребенка дошкольного возраста характеризуется, во-первых, относительным отделением его деятельности от взрослых, во-вторых, расширением условий жизни, в-третьих, открытием общественных функций людей и их отношений друг к другу, в-четвертых активным желанием ребенка участвовать в жизни взрослых.

Наиболее ярко развивается и образное мышление при восприятии сказок, рассказов и т.д. яркость представлений, живость, непосредственность, возможность эмоционального содействия и сопереживания с героем литературного произведения, но не в плане реального участия в его деятельности, а в плане представлений. [9, с 104] Все это помогает развитию наглядно - образного мышления.

2.3 Исследование особенностей развития наглядно-образного мышления у дошкольников

Наше исследование проводилось на базе детского сада №63 «Звездочка», среди воспитанников в возрасте 5-6 лет. В экспериментальную группу входит 20 человек: 11 девочек, 9 мальчиков.

(Список группы представлен  в приложении № 1).

Исследование состояло из 3-х этапов:

первый этап - констатирующий;

второй этап - формирующий;

третий этап - контрольный;

Для подтверждения гипотезы мы определили следующие цели нашего эксперимента. В выявлении условий развивающей работы, если она будет учитывать индивидуальные особенности старших дошкольников и опираться на ведущую деятельность.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа и состояло из констатирующего эксперимента, формирующего эксперимента и контрольного эксперимента. Все дошкольники, участвующие в исследовании были поделены на две группы: контрольную и экспериментальную, в каждой из которой было по 10 человек.

Констатирующий эксперимент

Для определения уровня развития наглядно - образного мышления в практической психологии существует много методик, которые позволяют установить индивидуальные особенности скорости протекания мышления, особенности категориального мышления, проанализировать операции сравнения, выявить особенности мышления, способности отделять существенные признаки от несущественных. Такие методики как: «Сравнение понятий» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В), «Пропущенные буквы» (Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я), «Слова» (Л. Рубинштейн), «Последовательности событий» (Н.А Бернштейн, Д. Векслер), «Копирка» (Д. Векслер), а также всевозможные анкеты и тесты для родителей с целью уточнить знания о ребенке.

Для нашего исследования мы выбрали методики «Сравнение понятий» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В), «Пропущенные буквы» (Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я), «Слова» (Л. Рубинштейн).

Для исследования категориального мышления, выявления уровня обобщения старших дошкольников мы воспользовались методикой «Слова» (Л. Рубинштейна)

Анализ детских работ представлен в протоколах

На основании полученных результатов нами была составлена таблица,

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод: 5 баллов - высокий уровень, 3-4 балла - средний, 1-2 балла низкий. Развитие мышления у детей распределилось следующим образом:

высокий уровень - 2 человека (10%).

средний уровень - 15 человек (75%).

низкий уровень - 3 человека (15%).

Процентное соотношение представлено на рисунке диаграммы,

Таким образом, более половины детей имеют средний уровень категориального мышления: контрольная группа (80%), экспериментальная (70%), высокий уровень: контрольная и экспериментальная группы (10%), низкий уровень: контрольная группа (10%), экспериментальная (20%). Дети с высоким и средним уровнем в достаточной мере применяют концептуальные понятия, владеют функциональным, конкретным обобщением.

Для установления индивидуальных особенностей скорости протекания мышления мы выбрали методику «Пропущенные буквы» (Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я)

Анализ детских работ представлен в протоколах

На основании полученных результатов нами была составлена таблица,

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод: высокий уровень - 7-8 баллов, средний - 5-6 баллов, низкий - 3-4 балла. Развитие мышления у детей распределилось следующим образом:

высокий уровень - 8 человек (40%).

средний уровень - 6 человек (30%).

низкий уровень - 6человек (30%).

Процентное соотношение представлено на рисунке диаграммы

Таким образом, у большинства детей высокий уровень скорости протекания мышления: контрольная и экспериментальная группы (40%), средний уровень: контрольная группа (40%), экспериментальная группа (20%), низкий уровень: контрольная (20%), экспериментальная группа (40%). Качество мыслительного процесса каждого ребенка индивидуально: время, затраченное на образование слов (Т), количество правильно образованных слов (А). Это позволяет судить о скорости протекания мыслительного процесса: у одних детей быстрее, у других медленнее.

Для анализа развития операции сравнения мы выбрали методику «Сравнение понятий» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В)

Анализ детских работ представлен в протоколах

На основании полученных результатов нами была составлена таблица, Анализируя данные таблицы можно сделать вывод: высокий уровень - (17-21 балл), средний уровень - (11-17 баллов), низкий уровень - (3-10 баллов). Развитие мышления у детей распределилось следующим образом:

высокий уровень - 4 человека (20%).

средний уровень - 9 человек (45%).

низкий уровень - 7 человек (35%).

Процентное соотношение представлено на рисунке диаграммы

Таким образом, у большинства детей выявлен средний уровень: контрольная группа (30%), экспериментальная группа (60%), высокий уровень: контрольная группа (30%), экспериментальная группа (10%), низкий уровень: контрольная группа (40%), экспериментальная группа (30%). Дети с высоким уровнем имеют результаты более 17 черт, средний до 17 черт, низкий менее 11 черт.

Отсюда можно сделать вывод о том, что дети с высоким и средним уровнем развития мышления будут успешно заниматься в школе. Для детей с низким уровнем необходимо проводить специальные занятия, направленные на повышение уровня мышления.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, нами была составлена таблица, в которой мы представили выявленные уровни мышления. Процентное соотношение представлено на рисунке диаграммы,

Таким образом, дети, имеющие низкий уровень выявленных нами показателей, требуют дополнительной развивающей работы.

Формирующий эксперимент

Для детей, которым требуется дополнительная работа, мы провели ряд занятий, в содержание которых вошли различные упражнения и игры, развивающие наглядно -- образное мышление старших дошкольников. В процессе занятий нами использовались следующие методы и приемы: импровизации, подражания, анализирования, наблюдения, сравнения, иллюстрирования.

Характер специальных занятий направленных на развитие операций мышления: анализа, синтеза, классификации, логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, речи, должен зависеть от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Воспитатель должен выполнять роль организатора и участника игр: следить за соблюдением правил, оценивать действия детей.

На занятиях, направленных на развитие наглядно -- образного мышления важно создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки.

Благодаря разработанным занятиям у старших дошкольников в процессе обучения формируются все психические процессы, в том числе и наглядно -- образное мышление. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые ребенку, способствующие развитию личности ребенка.

При проведении занятия нам очень важно было во время занятий держаться свободно, эмоционально. В процессе занятий мы доносили до ребенка основное содержание материала, закрепляли его с помощью игр и упражнений. Главным условием проведения занятий мы считаем добровольное участие детей, поэтому мы старались заинтересовать детей с помощью игр, упражнений, наглядного материала.

Первое занятие проводилось на знакомство и сплочение коллектива. В процессе проведения данного занятия мы выявили общность интересов детей, эмоциональный подъем. Остальные занятия проводились для повышения активности, групповой сплоченности, а также своей целью ставили повышение уровня наглядно-образного мышления, развитие всех психических процессов (памяти, внимания, воображения, речи).

На первых занятиях мы немного волновались, дети были недостаточно активны, но потом при проведении последующих занятий мы вели себя спокойно, сосредоточенно, эмоционально, дети нас узнали, привыкли. Последние занятия проходили успешно, дети вели себя активно, выполняли все задания, упражнения, охотно участвовали в играх.

В конце каждого занятия учащиеся закрепляют полученные знания, умения и навыки, это дает возможность подготовиться к восприятию следующего занятия.

Структура и содержание занятий представлено

Контрольный эксперимент

Чтобы убедиться в эффективности наших занятий мы провели те же 3 методики, направленные на развитие мышления, но с другим, усложненным содержанием:

«Слова»

« Пропущенные буквы»

«Сравнение понятий»

Для исследования категориального мышления, выявления уровня обобщения старших дошкольников мы воспользовались методикой «Слова» (Л. Рубинштейна)

Анализ детских работ представлен в протоколах

На основании полученных результатов нами была составлена таблица,

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод: 7-8 баллов - высокий уровень, 4-6 баллов - средний, 1-3 балла низкий. Развитие мышления у детей распределилось следующим образом:

высокий уровень - 4 человека (40%).

средний уровень - 5 человек (50%).

низкий уровень - 1 человек (10%).

Процентное соотношение представлено на рисунке диаграммы,

Таким образом, более половины детей имеют высокий (40%) и средний уровень (50%) категориального мышления, низкий уровень (10%). Дети с высоким и средним уровнем в достаточной мере применяют концептуальные понятия, владеют функциональным, конкретным обобщением.

Для установления индивидуальных особенностей скорости протекания мышления мы выбрали методику « Пропущенные буквы» (Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я)

Анализ детских работ представлен в протоколах

На основании полученных результатов нами была составлена таблица, Анализируя данные таблицы можно сделать вывод: высокий уровень - 9-11 баллов, средний - 5-8 баллов, низкий ниже 5 баллов. Развитие мышления у детей распределилось следующим образом:

высокий уровень - 4 человека (40%).

средний уровень - 4 человека (40%).

низкий уровень - 2 человека (20%).

Процентное соотношение представлено на рисунке диаграммы

Таким образом, у большинства детей высокий (40%) и средний уровень (40%) скорости протекания мышления, низкий (20%). Качество мыслительного процесса каждого ребенка индивидуально: время, затраченное на образование слов (Т), количество правильно образованных слов (А). Это позволяет судить о скорости протекания мыслительного процесса: у одних детей быстрее, у других медленнее.

Для анализа развития операции сравнения мы выбрали методику «Сравнение понятий» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В)

Информация о работе Особенности развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста