Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 19:49, контрольная работа
Цель исследования определить психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников в процессе познавательной деятельности.
Задачи исследования
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой теме;
- выделить особенности развития наглядно-образного мышления старших дошкольников;
- рассмотреть психолого-педагогические этапы и условия развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста;
Введение
Глава 1. Общая характеристика развития мышления у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Теоретические основы наглядно-образного мышления
1.2 Характеристика старшего дошкольного возраста
1.3 Наглядно-образное мышление – основа когнитивной деятельности старших дошкольников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Особенности развитие наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Этапы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников
2.2 Условия развития наглядно-образного мышления у детей
2.3 Исследование особенностей развития наглядно-образного мышления у дошкольников
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
На основании полученных результатов нами была составлена таблица.
Анализируя данные таблицы можно сделать вывод: высокий уровень - (17-21 балл), средний уровень - (11-17 баллов), низкий уровень - (3-10 баллов). Развитие мышления у детей распределилось следующим образом:
высокий уровень - 4 человека (40%).
средний уровень - 5 человек (50%).
низкий уровень - 1 человек (10%).
Процентное соотношение представлено на рисунке диаграммы
Таким образом, у большинства детей преобладает высокий (40%) и средний уровень (50%), низкий (10%). Дети с высоким уровнем имеют результаты более 17 черт, средний до 17 черт, низкий менее 11 черт.
Отсюда можно сделать вывод о том,
Анализируя результаты контрольного эксперимента, нами была составлена таблица, в которой мы представили выявленные уровни мышления.
В результате того, что нами были проведены занятия, направленные на развитие психических процессов: памяти, воображения, внимания, речи, развивающая работа была направлена на развитие наглядно-образного мышления, в ходе которой учитывались индивидуальные особенности старших дошкольников и эта развивающая работа опиралась на ведущую деятельность, использовались такие методы и приемы, как беседа, рассказ, иллюстрирование, импровизация, подражание, анализирование, наблюдение, сравнение, также был использован наглядный материал, оборудование. В результате этого, процент детей с высоким и средним уровнем значительно повысился, с низким уровнем развития наглядно-образного мышления понизился, эти результаты можно проследить по сравнительным диаграммам: констатирующего и контрольного эксперимента.
Диаграмма констатирующего этапа показывает процент детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления - 20%, со средним уровнем - 50%, с низким - 30%. По диаграмме контрольного этапа можно проследить, что 40% детей с высоким уровнем наглядно - образного мышления, 40% - со средним уровнем, 20% - с низким.
Таким образом, высокий уровень развития наглядно - образного мышления повысился на 20%, низкий уровень - понизился на 10%, это свидетельствует об эффективности проведенных нами занятий, использовании разнообразных методов и приемов работы с детьми: импровизации, подражания, анализирования, наблюдения, сравнения, иллюстрирования.
Выводы по 2 главе
Таким образом, наглядно-образное мышление является основным видом мышления старшего дошкольника, занимает важное значение для самых разнообразных видов деятельности человека. Представления являются важной основой, которая в значительной мере определяет успешность формирования наглядно - образного мышления детей.
Наглядно-образное мышление представляет собою пять пересекающихся подструктур: топологическая, проективная, порядковая, метрическая, композиционная (алгебраическая). Наличие доминантных подструктур в образном мышлении необходимо учитывать в процессе познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Формирование подструктур дает возможность старшим дошкольникам сознательно и глубоко познать окружающий мир и его закономерности.
Доминантные подструктуры в образном мышлении необходимо учитывать в процессе обучения, так как они порождают индивидуальные способы деятельности детей. Наличие в мышлении детей всех пяти указанных подструктур является важнейшим показателем их интеллектуальной готовности к школе.
Игры и задания, направленные на развитие подструктур, способствуют развитию самостоятельного образного мышления детей, формированию готовности к школьному обучению.
Главным условием развития мышления у ребенка является руководство взрослого. Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях.
В результате познавательного общения со взрослым появляются многочисленные детские вопросы, которые касаются разнообразных сфер деятельности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления.
Для детей необходимо наличие спокойной эмоциональности. Наиболее ярко развивается образное мышление при восприятии художественной литературы (эмоциональное содействие и сопереживание ребенка с литературным героем), а также при помощи игр, упражнений, заданий.
Все это помогает развитию наглядно-образному мышлению. Перед ребенком открывается мир взрослых, который побуждает у него желание участвовать в жизни взрослых.
Заключение
Мышление является высшим познавательным процессом. Отличие мышления от других познавательных процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.
Мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: восприятии, памяти, внимании, воображении, речи.
Нами были проведены занятия, направленные на развитие психических процессов: памяти, воображения, внимания, речи, развивающая работа была направлена на развитие наглядно-образного мышления, в ходе которой учитывались индивидуальные особенности старших дошкольников и эта развивающая работа опиралась на ведущую деятельность, использовались такие методы и приемы, как беседа, рассказ, иллюстрирование, импровизация, подражание, анализирование, наблюдение, сравнение, также был использован наглядный материал, оборудование. В результате этого, процент детей с высоким и средним уровнем значительно повысился, с низким уровнем развития наглядно-образного мышления понизился, эти результаты можно проследить по сравнительным диаграммам: констатирующего и контрольного эксперимента.
Диаграмма констатирующего этапа показывает процент детей с высоким уровнем развития наглядно-образного мышления - 20%, со средним уровнем - 50%, с низким - 30%. По диаграмме контрольного этапа можно проследить, что 40% детей с высоким уровнем наглядно-образного мышления, 40% - со средним уровнем, 20% - с низким.
Таким образом, высокий уровень развития наглядно - образного мышления повысился на 20%, низкий уровень - понизился на 10%, это свидетельствует об эффективности проведенных нами занятий, использовании разнообразных методов и приемов работы с детьми: импровизации, подражания, анализирования, наблюдения, сравнения, иллюстрирования.
Условия развивающей работы с детьми были направлены на развитие наглядно-образного мышления. Система развивающей работы учитывала индивидуальные особенности старших дошкольников и опираться на их ведущую деятельность.
Таким образом, гипотеза, которая предполагалась нами в ходе исследования наглядно-образного мышления доказана.
Список литературы
Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - 3 - е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 240 с.
Большая энциклопедия тестов. - М.: Изд - во Эксмо, 2005 - 416 с.
Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. - 144с.
Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология: Учебн. пособ. - М.: Просвещение, 1988 г - 336 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд - во Смысл, Изд - во Эксмо, 2005. - 512 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 - 6 лет. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с.
Горбатенко А.С «Общая прикладная психология». Курс лекций. Серия «Учебники, учебные пособия», - Ростов - н. Д: Изд - во «Феникс», 2002. «Детская психология: Учебн. пособие». Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др; - Минск: Университетское изд.,1998.
Детская психология: учебн. для студ. Сред. Учеб. заведений /Г.А Урунтаева. - 6 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
Детская психология: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б Эльконин; ред. - сост. Б.Д Эльконин. - 3 - е изд., стер. - М.: Издательский центр « Акаде-емия», 2006. - 384 с.
Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1986 г. - 415с.
Иванова Г.М., Голубь О.В , Чех Н.Я. Диагностика познавательных процессов. Мышление. - Волгоград: Перемена, 1998. - 32 с.
Козлова С.А Дошкольная педагогика: - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 416 с.
Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД Т. Д 1997. - 144 с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: - М.: Просвещение, 1988 - 190 с.
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. - 207 с.
Мирошниченко В.В. «Популярная психология, христоматия, - М.:»Просвещение, 1990.
Мухина В.С. «психология дошкольников» Под редактированием Л.А. Венгера,- М.: Просвещение, 1995.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 5 - е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2006. - 687 с.
Немов Р.С Психология: - М.: просвещение, 1990. - 301 с.
«Общая психология»: Учеб. для студентов пед. ин - ов, А.В. Петровский, А.В. Брумлинский, В.П. Зинченко и др. Под ред. А.В. Петровского.- 3-е, изд., перераб. и доп., - М.:Просвещение,1997
Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - 4 - е изд. М.: Академический проект, 2004. - 192 с.
Особенности психического развития детей 6 - 7 летнего возраста / под. Ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера; - М.: Педагогика,1988 - 136 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология»: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд. стереотип., - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Петровский А.В. Психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 512 с.
Поддъяков Н.Н Мышление дошкольника. М., «Педагогика», 1997 - 272 с.
Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. Е.Е. Данилова; Под. Ред. И.В. Дубровиной. - 2 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр « Академия», 2000. - 160 с.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом « БаХРАХ - М», 2004. - 672 с.
«Практическая психология образования». Под ред. И.В. Дубровиной,-М.: ТЦ Сфера,2000.
Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. Члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: « прайм- Еврознак». 2005. - 416 с.
Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. Урунтаева - М.: Изд. Центр. «Академия», 1997 - 384 с.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н /Д.: изд - во «Феникс», 1998. - 544 с.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под. ред. Л.А Венгера; - М.: Педагогика, 1986. - 224 с.
Роберт Л. «Когнитивная психология»,- М.: Изд-во Приволга - Либерия»,2002.
Словарь «Психология». Москва АСТ, 2001.
Смирнова Е.О «Детская психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений - М.: ВЛАДОС, 2003. - 366 с.
Старовойтенко Е.В. «Современная психология», - М.: Академический проект, 2001.
«Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упр-й». Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. СПб: Дельта, 1998.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997 - 240 с.
Урунтаева Г.А Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1996 - 336 с.
Филатов Ф.Р. «Общая психология». Серия «Высший балл». Ростов - на - Дону: Фенкс, 2003.
Шапарь В.П. «Практическая психология: Инструментарий». Ростов - на - Дону. Издательство Феникс, 2001.
Эльконин Д.Б Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д. И Фельдштейна - М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416 с.
Эльконин Д. Б Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989 г.