Особенности развития детей с задержкой психологического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.

Содержание работы

ведение
1. Задержка психического развития : понятие, типология
1.1 Этиология, взгляд на проблему различных авторов
1.2 Классификации ЗПР
2. Особенности развития детей с задержкой психологического развития
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
2.2 Особенности психики детей с ЗПР
2.3 Психолого-педагогические особенности коррекционно- развивающего обучения детей с ЗПР
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 1.63 Мб (Скачать файл)


ведение

1. Задержка  психического   развития : понятие, типология

1.1 Этиология, взгляд на проблему различных авторов

1.2 Классификации  ЗПР 

2.  Особенности   развития   детей  с задержкой психологического  развития 

2.1 Психолого-педагогическая  характеристика  детей   с   ЗПР 

2.2  Особенности  психики  детей   с   ЗПР 

2.3 Психолого-педагогические  особенности  коррекционно- развивающего обучения  детей   с   ЗПР 

Список использованной литературы

Введение

Проблема  трудностей адаптации  детей  к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.

В массовой школе  учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой  психического   развития . Проблема трудностей обучения этих детей выступает как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Поступающим в  школу детям с задержкой психического развития присущ ряд специфических  особенностей. В целом у них  не сформированы нужные для усвоения программного материала умения, навыки и знания, которыми нормально развивающиеся дети обычно овладевают в дошкольный период. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы: учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда просто перестают выполнять начатую деятельность.

В настоящее время  специальная психология и педагогика располагает исследованиями, раскрывающими  особенности  памяти, личности, речи, мышления, игровой деятельности  детей  с задержкой  психического   развития , и уже накоплен определенный опыт по организации коррективно-развивающей помощи дошкольникам и младшим школьникам, испытывающим трудности в усвоении образовательной программы. По заключению психолого-медико-педагогической консультации  дети  с таким нарушением направляются в специальные (коррекционные) школы или в коррекционные классы общеобразовательных школ, где обучение ведется в соответствии с их особыми образовательными потребностями по специальным программам.

Цель данной работы - изучение, обобщение и характеристика  особенностей   развития   детей  с задержкой  психического   развития .

Работа  состоит из введения, основной части  и списка литературы. Общий объем  работы 16 страниц.

1.Задержка  психического   развития : понятие, типология

1.1Этиология, взгляд на проблему различных авторов

Задержка  психического   развития  ( ЗПР ) - понятие, которое говорит не о стойком и необратимом  психическом  недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от  детей , страдающих олигофренией, эти  дети  достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка  развития  эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление  развития  интеллектуальной сферы.

Первоначально проблему задержки  психического   развития  в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка  психического   развития » предложен Г.Е.Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом  психического   развития , личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию .

Важным этапом в изучении  детей   с   ЗПР  стали исследования К.С.Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки  психического   развития , которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям  в специальных учреждениях. В клинико-психологической структуре каждого из предложенных вариантов задержки  психического   развития  имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

В специальных исследованиях  используется понятие  психического  инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного  развития , проявляющегося в несвойственной возрасту незрелости физического и  психического  статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.

Большинство работ направлено на изучение различных симптоматических картин, обнаруживаемых у  детей  с мозговыми нарушениями. Это категория  детей  с широкой гаммой различных психопатологических синдромов, которые приводят к отставанию в  психическом   развитии  (В.Круйшан). Сюда входят дети с поражением центральной нервной системы (ЦНС) (специфического или диффузного характера), речевыми нарушениями, трудностями в обучении, перцептивными нарушениями, гиперкинезиями. Кроме того, в эту группу входят  дети , у которых не обнаруживается никаких нейрофизиологических нарушений, но тем не менее проявляются те же самые психологические симптомы, что и у  детей  с нарушением ЦНС.

Анализ зарубежных работ обнаруживает разные подходы к изучению  ЗПР  и к выработке адекватных диагностических методов. Поиск дифференцированных средств для определения форм  ЗПР , осуществляемый Р.Заззо и его сотрудниками, направлен, в основном, на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп  детей   с   ЗПР . По мнению Р.Заззо, до сих пор вопрос о  ЗПР  решался на основе либо только биологических, либо социальных факторов. Однако использование психологических критериев позволяет выделить специфические  особенности  дефекта у pразличных форм  ЗПР . Р.Заззо выдвигает идею гетерохронии  развития , согласно которой  психические  функции у  детей  с нарушением  психического   развития  формируются не в едином темпе. И чем больше выражен дефект психического   развития , тем больше расхождение между  психическими  функциями и психобиологическими возрастными показателями  развития . Гетерохрония, согласно Р.Заззо, не приводит к грубой дисгармоничности  развития   ребенка , так как благодаря компенсаторным механизмам осуществляется своеобразное согласование личности и среды. Для определения характера  ЗПР  он указывает на необходимость сбора наиболее полной информации: данные о беременности матери, характеристика семейной обстановки, социально-экономический уровень семьи, моральное поведение родителей и отношения между ними.

А.Валлон указывал, что «нормальный  ребенок  открывается через больного». В характеристике  развития , которая актуальна и сегодня, А.Валлон основную роль отводил эмоциям, аффективности. По его мнению, понимающий  ребенок  идет за чувствующим  ребенком , познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе развития . Диагностировать по А.Валлону -- значит не сравнивать  ребенка  с нарушением  психического   развития  с нормально развивающимися  детьми , а выделить нарушение нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации функциональных систем.

С возникновением генетической концепции  психического   развития   ребенка  психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая возникающие функции в новые неделимые функциональные системы, зависимые во многом от созревания центральной нервной системы (А.Валлон, Р.Заззо).

А.Валлоном выделены периоды  психического   развития  с доминантой «определенных функциональных систем» и определенного типа взаимодействия  ребенка  с окружающей средой. Выдвинутые принципы зависимости актуальны в клинической диагностике при определении уровня нарушения, выявлении недостаточности интеграции и взаимоотношения функциональных физиологических систем на определенной стадии  развития .

Психологическая адаптация  детей  с задержкой  психического   развития  представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико-социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности данного статуса, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.

1.2Классификации  ЗПР 

Задержка  психического   развития   у  детей  является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной. Таким образом, задержка  психического   развития  проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Г.Е.Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения  интеллектуальной деятельности у  детей  с задержанным темпом развития , которые следует отделить от понятия «олигофрения»:

1)Интеллектуальные  нарушения в связи с неблагоприятными  условиями социальной среды.

2)Интеллектуальные  расстройства при длительных  астенических состояниях, обусловленных  соматическими заболеваниями.

3) Нарушения  интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма.

4) Вторичная  интеллектуальная недостаточность  в связи с сенсорными нарушениями:  с поражением слуха, зрения, дефектами  речи, чтения и письма.

М.С.Певзнер  в группе  детей   с   ЗПР  описывает разные варианты психофизического инфантилизма, интеллектуального нарушения при цереброастенических состояниях.

Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1967) выделили среди  детей   с   ЗПР  две наиболее многочисленные группы:

1)  Дети  с нарушенным темпом физического и умственного  развития .

Причины: медленный  темп созревания коры головного мозга. 
Дети данной группы уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии.

2)Дети с функциональными  расстройствами  психической  деятельности.

Причины: минимальное органическое повреждение головного мозга. 
Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

В исследованиях  В.В.Ковалева предлагается классификация  пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа  психического развитая, где ведущая роль в патогенезе отводится какому-либо одному фактору; в происхождении интеллектуальной недостаточности обычно участвуют и другие патогенетические факторы. Внутри каждой из групп выделяются варианты клинико-психопатологического критерия.

Классификация с выделением нескольких групп задержки темпа  психического   развития  на основании соотношения «эндогенных и экзогенных факторов», предложена М.В.Коркиной, Н.Д.Лакосиной, А.В.Личко:

1)дизонтогенные формы,  обусловленные задержанным или  искаженным  психическим   развитием  (варианты  психического  инфантилизма);

2) формы, обусловленные  органическим поражением мозга  на ранних стадиях онтогенеза;

3)интеллектуальная недостаточность,  зависящая от дефицита информации  в раннем возрасте;

4)интеллектуальная недостаточность,  связанная с нарушением сенсорной  системы.

В отечественной  и зарубежной литературе психологическая  характеристика  детей   с   ЗПР  подтверждается данными неврологического и нейрофизиоло-гического исследования. В неврологическом состоянии часто встречаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, явления стертого синдрома, выраженной вегетативно-сосудистой дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика остаточного характера констатируется у 50-92% таких  детей  (П. Шильдер, X. Лютер, И. Ф. Марковская)

К.С.Лебединская предложила медицинскую классификацию  детей   с   ЗПР . Ею были выделены четыре основных варианта  ЗПР :

1.Задержка  психического   развития  конституционального происхождения. Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа. Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.

Информация о работе Особенности развития детей с задержкой психологического развития