ведение
1. Задержка психического развития : понятие, типология
1.1 Этиология, взгляд на проблему
различных авторов
1.2 Классификации ЗПР
2. Особенности развития детей с задержкой психологического развития
2.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР
2.2 Особенности психики детей с ЗПР
2.3 Психолого-педагогические особенности коррекционно- развивающего
обучения детей с ЗПР
Список использованной
литературы
Введение
Проблема
трудностей адаптации детей к условиям начальной
школы в настоящее время имеет высокую
актуальность. По оценкам исследователей,
в зависимости от типа школы, от 20 до 60
% младших школьников имеют серьезные
трудности в адаптации к условиям школьного
обучения.
В массовой школе
учится значительное число детей, которые
уже в начальных классах не справляются
с программой обучения и имеют трудности
в общении. Особенно остро названная проблема
стоит перед детьми с задержкой психического развития . Проблема трудностей
обучения этих детей выступает как одна
из наиболее актуальных психолого-педагогических
проблем.
Поступающим в
школу детям с задержкой психического
развития присущ ряд специфических
особенностей. В целом у них
не сформированы нужные для усвоения программного
материала умения, навыки и знания, которыми
нормально развивающиеся дети обычно
овладевают в дошкольный период. В связи
с этим дети оказываются не в состоянии
(без специальной помощи) овладеть счетом,
чтением и письмом. Им трудно соблюдать
принятые в школе нормы поведения. Они
испытывают трудности в произвольной
организации деятельности: они не умеют
последовательно выполнять инструкции
учителя, переключаться по его указанию
с одного задания на другое. Испытываемые
ими трудности усугубляются ослабленностью
их нервной системы: учащиеся быстро утомляются,
работоспособность их падает, а иногда
просто перестают выполнять начатую деятельность.
В настоящее время
специальная психология и педагогика
располагает исследованиями, раскрывающими особенности памяти, личности,
речи, мышления, игровой деятельности детей с задержкой психического развития , и уже накоплен
определенный опыт по организации коррективно-развивающей
помощи дошкольникам и младшим школьникам,
испытывающим трудности в усвоении образовательной
программы. По заключению психолого-медико-педагогической
консультации дети с таким нарушением
направляются в специальные (коррекционные)
школы или в коррекционные классы общеобразовательных
школ, где обучение ведется в соответствии
с их особыми образовательными потребностями
по специальным программам.
Цель данной работы
- изучение, обобщение и характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития .
Работа
состоит из введения, основной части
и списка литературы. Общий объем
работы 16 страниц.
1.Задержка психического развития : понятие, типология
1.1Этиология, взгляд на проблему
различных авторов
Задержка психического развития ( ЗПР ) - понятие, которое говорит не
о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении
его темпа, которое чаще обнаруживается
при поступлении в школу и выражается
в недостаточности общего запаса знаний,
ограниченности представлений, незрелости
мышления, малой интеллектуальной целенаправленности,
преобладании игровых интересов, быстрой
пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
В отличие от детей , страдающих олигофренией,
эти дети достаточно сообразительны
в пределах имеющихся знаний, значительно
более продуктивны в использовании помощи.
При этом в одних случаях на первый план
будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные
виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной
сфере будут выражены не резко. В других
случаях, наоборот, будет преобладать
замедление развития интеллектуальной сферы.
Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях
обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития » предложен Г.Е.Сухаревой. Исследуемый
феномен характеризуется, прежде всего,
замедленным темпом психического развития , личностной незрелостью, негрубыми
нарушениями познавательной деятельности,
по структуре и количественным показателям
отличающимися от олигофрении, с тенденцией
к компенсации и обратному развитию .
Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединской
и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг.
Исходя из этиологического принципа, она
выделила четыре основных варианта задержки психического развития , которые и сегодня используются
наиболее продуктивно в оказании коррекционной
помощи детям в специальных учреждениях.
В клинико-психологической структуре
каждого из предложенных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание
незрелости эмоциональной и интеллектуальной
сферы.
В специальных исследованиях
используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают
вариант задержанного развития , проявляющегося в несвойственной
возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося
грубым нарушением интеллекта.
Большинство работ направлено
на изучение различных симптоматических
картин, обнаруживаемых у детей с мозговыми нарушениями. Это
категория детей с широкой гаммой различных
психопатологических синдромов, которые
приводят к отставанию в психическом развитии (В.Круйшан). Сюда входят дети с поражением центральной нервной
системы (ЦНС) (специфического или диффузного
характера), речевыми нарушениями, трудностями
в обучении, перцептивными нарушениями,
гиперкинезиями. Кроме того, в эту группу
входят дети , у которых не обнаруживается
никаких нейрофизиологических нарушений,
но тем не менее проявляются те же самые
психологические симптомы, что и у детей с нарушением ЦНС.
Анализ зарубежных работ
обнаруживает разные подходы к изучению ЗПР и к выработке адекватных диагностических
методов. Поиск дифференцированных средств
для определения форм ЗПР , осуществляемый Р.Заззо и его
сотрудниками, направлен, в основном, на
выделение различных психологических
синдромов и их этиологии для групп детей с ЗПР . По мнению Р.Заззо, до сих пор
вопрос о ЗПР решался на основе либо только
биологических, либо социальных факторов.
Однако использование психологических
критериев позволяет выделить специфические особенности дефекта у pразличных форм ЗПР . Р.Заззо выдвигает идею гетерохронии развития , согласно которой психические функции у детей с нарушением психического развития формируются не в едином темпе.
И чем больше выражен дефект психического развития , тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими
возрастными показателями развития . Гетерохрония, согласно Р.Заззо,
не приводит к грубой дисгармоничности развития ребенка , так как благодаря компенсаторным
механизмам осуществляется своеобразное
согласование личности и среды. Для определения
характера ЗПР он указывает на необходимость
сбора наиболее полной информации: данные
о беременности матери, характеристика
семейной обстановки, социально-экономический
уровень семьи, моральное поведение родителей
и отношения между ними.
А.Валлон указывал,
что «нормальный ребенок открывается через больного».
В характеристике развития , которая актуальна и сегодня,
А.Валлон основную роль отводил эмоциям,
аффективности. По его мнению, понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком , познавательные и аффективные
процессы интегрируются в ходе развития . Диагностировать по А.Валлону
-- значит не сравнивать ребенка с нарушением психического развития с нормально развивающимися детьми , а выделить нарушение нервной
системы, определить его уровень, недостаточность
интеграции и координации функциональных
систем.
С возникновением генетической
концепции психического развития ребенка психика стала рассматриваться
как реконструируемая иерархическая структура,
интегрирующая возникающие функции в
новые неделимые функциональные системы,
зависимые во многом от созревания центральной
нервной системы (А.Валлон, Р.Заззо).
А.Валлоном выделены периоды психического развития с доминантой «определенных
функциональных систем» и определенного
типа взаимодействия ребенка с окружающей средой. Выдвинутые
принципы зависимости актуальны в клинической
диагностике при определении уровня нарушения,
выявлении недостаточности интеграции
и взаимоотношения функциональных физиологических
систем на определенной стадии развития .
Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему,
актуальность которой обусловлена сегодня
традиционными запросами психолого-педагогической,
клинико-социальной практики и определенной
трансформацией представлений о психогенетической
сущности данного статуса, критериях диагностики,
принципах организации, характере и объеме
специализированной помощи.
1.2Классификации ЗПР
Задержка психического развития у детей является сложным нарушением,
при котором у разных детей страдают разные
компоненты их психической, психологической
и физической деятельности. Задержка психического
развития характеризуется неравномерным
формированием процессов познавательной
деятельности, обусловленное недоразвитием
речи и мышления, а также присутствием
расстройств в эмоционально-волевой сфере.
При этом глубина повреждений и/или степень
незрелости может быть также различной.
Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой
незрелости, так и в интеллектуальной
недостаточности.
Г.Е.Сухарева, исходя
из этиопатогенетического принципа,
выделила следующие формы нарушения
интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития , которые следует отделить
от понятия «олигофрения»:
1)Интеллектуальные
нарушения в связи с неблагоприятными
условиями социальной среды.
2)Интеллектуальные
расстройства при длительных
астенических состояниях, обусловленных
соматическими заболеваниями.
3) Нарушения
интеллектуальной деятельности при различных
формах инфантилизма.
4) Вторичная
интеллектуальная недостаточность
в связи с сенсорными нарушениями:
с поражением слуха, зрения, дефектами
речи, чтения и письма.
М.С.Певзнер
в группе детей с ЗПР описывает разные варианты
психофизического инфантилизма, интеллектуального
нарушения при цереброастенических состояниях.
Т.А.Власова и М.С.Певзнер
(1967) выделили среди детей с ЗПР две наиболее многочисленные
группы:
1) Дети с нарушенным темпом физического
и умственного развития .
Причины: медленный
темп созревания коры головного
мозга.
Дети данной группы уступают сверстникам
в физическом развитии, отличаются инфантилизмом
в интеллектуальном, эмоциональном и личностном
развитии.
2)Дети с функциональными
расстройствами психической деятельности.
Причины: минимальное органическое
повреждение головного мозга.
Для детей данной группы характерны слабость
нервных процессов, нарушения внимания,
быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.
В исследованиях
В.В.Ковалева предлагается классификация
пограничных состояний интеллектуальной
недостаточности, в том числе задержки
темпа психического развитая, где ведущая роль
в патогенезе отводится какому-либо одному
фактору; в происхождении интеллектуальной
недостаточности обычно участвуют и другие
патогенетические факторы. Внутри каждой
из групп выделяются варианты клинико-психопатологического
критерия.
Классификация с выделением
нескольких групп задержки темпа психического развития на основании соотношения «эндогенных
и экзогенных факторов», предложена М.В.Коркиной,
Н.Д.Лакосиной, А.В.Личко:
1)дизонтогенные формы,
обусловленные задержанным или
искаженным психическим развитием (варианты психического инфантилизма);
2) формы, обусловленные
органическим поражением мозга
на ранних стадиях онтогенеза;
3)интеллектуальная недостаточность,
зависящая от дефицита информации
в раннем возрасте;
4)интеллектуальная недостаточность,
связанная с нарушением сенсорной
системы.
В отечественной
и зарубежной литературе психологическая
характеристика детей с ЗПР подтверждается данными неврологического
и нейрофизиоло-гического исследования.
В неврологическом состоянии часто встречаются
признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой
иннервации, явления стертого синдрома,
выраженной вегетативно-сосудистой дистонии.
Стойкая неврологическая симптоматика
остаточного характера констатируется
у 50-92% таких детей (П. Шильдер, X. Лютер, И. Ф. Марковская)
К.С.Лебединская предложила
медицинскую классификацию детей с ЗПР . Ею были выделены четыре основных
варианта ЗПР :
1.Задержка психического развития конституционального происхождения.
Причины: нарушения обмена веществ, специфика
генотипа. Симптомы: задержка физического
развития, становления статодинамических
психомоторных функций; интеллектуальные
нарушения, эмоционально-личностная незрелость,
проявляющаяся в аффектах, нарушениях
поведения.