2.Задержка психического
развития соматогенного происхождения.
Причины: длительные соматические
заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы:
задержка психомоторного и речевого развития ; интеллектуальные нарушения;
невропатические расстройства, выражающиеся
в замкнутости, робости, застенчивости,
заниженной самооценки, несформированности
детской компетентности; эмоциональная
незрелость.
3.Задержка психического развития психогенного происхождения.
Причины: неблагоприятные условия воспитания
на ранних этапах онтогенеза, травмирующая
микросреда. Симптомы: несформированность
детской компетентности и произвольной
регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.
4.Задержка психического развития церебрально-органического
генеза. Причины: точечное органическое
поражение ЦНС остаточного характера,
вследствие патологии беременности и
родов, травм ЦНС и интоксикации. Симптомы:
задержка психомоторного развития , интеллектуальные нарушения,
органический инфантилизм.
Представленные клинические
типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг
от друга именно особенностью структуры и характером соотношения
двух основных компонентов этой аномалии развития : преобладанием интеллектуальных
или эмоциональных нарушений. В замедленном
темпе формирования познавательной деятельности
с инфантилизмом связана недостаточность
интеллектуальной мотивации, а с эмоциональными
расстройствами -- подвижность психических процессов.
Чаще других из названных
выше типов встречаются ЗПР церебрально-органического
происхождения. Этот тип обладает большой
стойкостью и выраженностью нарушений
как в эмоционально-волевой сфере, так
и в познавательной деятельности. Изучение
анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает
наличие негрубой органической недостаточности
нервной системы, чаще остаточного характера
вследствие патологии беременности, недоношенности,
асфиксии и травмы при родах, постнатальных
нарушений первых трёх лет жизни детей .
Таким образом, задержка психического развития может рассматриваться как
полисимптоматичный тип изменения темпа
и характера развития ребенка , включающий различные комбинации
нарушений и их проявлений. Тем не менее
в психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей :
1)в сенсорно-перцептивной
сфере -- незрелость различных
систем анализаторов (особенно слуховой
и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной
ориентированности;
2)в психомоторной сфере
-- разбалансированность двигательной
активности (гипер- и гипоактивность),
импульсивность, трудность в овладении
двигательными навыками, нарушения координации
движения;
3)в мыслительной сфере
-- преобладание более простых
мыслительных операций (анализ и
синтез), снижение уровня логичности
и отвлеченности мышления, трудности
перехода к абстрактно-аналитическим
формам мышления;
4)в мнемической сфере
-- преобладание механической памяти
над абстрактно-логической, непосредственного
запоминания -- над опосредованным,
снижение объемов кратковременной
и долговременной памяти, значительное
снижение способности к непроизвольному
запоминанию;
5)в речевом развитии -- ограниченность словарного
запаса, особенно активного, замедление
овладения грамматическим строем речи,
дефекты произношения, трудности овладения
письменной речью;
6)в эмоционально-волевой
сфере -- незрелость эмоционально-волевой
деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
7)в мотивационной сфере
-- преобладание игровых мотивов,
стремление к получению удовольствия,
дезадаптивность побуждений и
интересов;
8) в характерологической
сфере - усиление вероятности
акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных
проявлений.
Психологическая классификация детей с задержкой психологического развития выделяет три формы ЗПР в зависимости от их основания:
1) эмоциональная незрелость
( психический инфантилизм);
2) низкий психический тонус (длительная астения);
3) нарушения познавательной
деятельности, связанные со слабостью
памяти, внимания, подвижности психических процессов.
Две первые формы задержки психического развития -- наиболее легкие и преодолимые,
а третья форма граничит с легкой степенью
умственной отсталости.
Таким образом, несмотря на
неоднородность группы детей с ЗПР , можно выделить общие черты:
1)При ЗПР нарушения наступают рано, поэтому
становление психических функций происходит неравномерно,
замедленно.
2)Для детей с ЗПР характерна неравномерная сформированность психических процессов.
3)Наиболее нарушенными оказываются
эмоционально-личностная сфера, общие
характеристики деятельности, работоспособности:
в интеллектуальной деятельности наиболее
яркие нарушения проявляются на уровне
словесно-логического мышления при относительно
более высоком уровне развития наглядных форм мышления.
2. Особенности развития детей с задержкой психологического развития
2.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей с ЗПР
В рамках психолого-педагогического
подхода накоплен достаточно большой
материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР , отличающих их с одной стороны,
от детей с нормальным психическим развитием , а с другой стороны -- от умственно
отсталых детей . Степень нарушения темпа созревания
мозговых структур, а следовательно и
темпа психического развития , может быть обусловлена своеобразным
сочетанием неблагоприятных биологических,
социальных и психолого-педагогических
факторов.
Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной
психологии понимается как исключительно
сложный, подчиненный взаимодействию
многих факторов. Степень нарушения темпа
созревания мозговых структур, а следовательно
и темпа психического развития , может быть обусловлена своеобразным
сочетанием неблагоприятных биологических,
социальных и психолого-педагогических
факторов.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической
литературе достаточно широко. В.И.Лубовский
отмечает недостаточную сформированность
произвольного внимания детей с ЗПР , дефицитарность основных свойств
внимания: концентрации, объема, распределения.
Память детей с ЗПР характеризуется особенностями , которые находятся в определенной
зависимости от нарушений внимания и восприятия.
В. Г.Лутонян отмечает, что продуктивность
непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально
развивающихся сверстников.
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся
сверстников авторы отмечают при анализе
их мыслительных процессов. Отставание
характеризуется недостаточно высоким
уровнем сформированности всех основных
мыслительных операций: анализа, обобщения,
абстракции, переноса. В исследованиях
многих ученых отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР . Так, С.Г.Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР , отмечает, что дефекты речи
у таких детей отчетливо проявляются на фоне
недостаточной сформированности познавательной
деятельности. В гораздо меньшей степени
изучались личностные особенности детей с ЗПР . В работах Л.В.Кузнецовой, Н.Л.Белопольской
раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы.
Н.Л.Белопольская отмечает специфику возрастных
и индивидуально-личностных особенностей детей .
Психологи отмечают
характерные для этих детей слабость волевых процессов,
эмоциональную неустойчивость, импульсивность
либо вялость и апатичность (Л.В.Кузнецова).
Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи
взрослого) развернуть совместную игру
в соответствии с замыслом.
У.В.Ульяненковой выделены уровни
сформированности общей способности
к учению, которые соотносятся
ею с уровнем интеллектуального развития ребенка . Данные этих исследований
интересны тем, что позволяют увидеть
индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР , которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов
гиперактивности, импульсивности, а также
повышение уровня тревоги и агрессии (М.С.Певзнер).
Измененная динамика формирования
самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью,
неустойчивостью, проявлением черт детскости
в деятельности и поведении (Г.В.Грибанова).
В качестве других
возможных причин ЗПР детей может выступать педагогическая
запущенность. Категория педагогически
запущенных детей также неоднородна. Запущенность
может быть обусловлена разными конкретными
причинами и может иметь различные формы.
В психологической и педагогической литературе
термин «педагогическая запущенность»
чаще всего используется в более узком
значении, рассматривается лишь как одна
из причин школьной неуспеваемости.
В связи с
появлением в системе общеобразовательных
и специальных школ средних и
старших классов для детей с ЗПР возникает необходимость изучения особенностей подросткового возраста. Так,
на основании проведенных исследований
выделяют две группы подростков с ЗПР , каждая из которых имеет свою
специфику: подростки с ЗПР без отклонений в поведении;
подростки с ЗПР с отклонениями в поведении.
В социально-психологических
исследованиях проводилось изучение
роли социально-психологических факторов
в развитии детей с ЗПР . Работы касались анализа влияния
семьи, социального статуса, образовательного
уровня родителей и характера отношений
в семье. Следует отметить, что влияние
семьи проявляется на всех уровнях развития личности ребенка .
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются
частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры,
недостаточность мышечного и сосудистого
тонуса, задержка роста), запаздывает формирование
ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов
игровой деятельности. У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы
(её незрелость) и стойкие нарушения в
познавательной деятельности.
Эмоционально-волевая
незрелость представлена органическим инфантилизмом.
У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны
слабая воля и слабая заинтересованность
в оценке их деятельности. Игра отличается
бедностью воображения и творчества, монотонностью,
однообразием. У этих детей низкая работоспособность в
результате повышенной истощаемости.
В познавательной
деятельности наблюдаются: слабая память,
неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость.
Для ребенка с ЗПР необходим более длительный
период для приёма и переработки зрительных,
слуховых и прочих впечатлений.
Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо
беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих
сведений об окружающем, недостаточно
сформированные пространственные и временные
представления, бедный словарный запас,
несформированность навыков интеллектуальной
деятельности.
Незрелость
функционального состояния ЦНС
служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению
к 7 годам. У них к этому времени, как правило,
не сформированы основные мыслительные
операции, они не умеют ориентироваться
в заданиях, не планируют свою деятельность.
Такой ребенок с трудом овладевает навыками
чтения и письма, часто смешивает буквы,
сходные по начертанию, испытывает трудности
при самостоятельном написании текста.
В условиях массовой школы дети с ЗПР , естественно, попадают в категорию
стабильно неуспевающих учеников, что
ещё больше травмирует их психику и вызывает
негативное отношение к обучению. Это
в ряде случаев приводит к конфликту между
школой и семьёй ребенка . В данной ситуации особенно
важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую
комиссию с целью проведения квалифицированной
диагностики.
Наиболее
характерная особенность детей с ЗПР (в отличие от нормально развивающихся детей и от детей с умственной отсталостью) - несоответствие
между уровнем наглядно-действенных операций
и словесно-логического мышления. Все задания, которые требуют
привлечения логического мышления и объяснения,
выполняются ими значительно хуже, чем
нормально развивающимися детьми . При выполнении того же задания
по наглядному образцу качество его выполнения
улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень
мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например,
при выполнении задания на классификацию,
правильно сгруппировав предметы по родовой
принадлежности, они часто не могут назвать
эту группу соответствующим понятием,
не могут объяснить принцип, по которому
объединили их. Очень показательным отличием ребенка с ЗПР , как от нормально развивающихся,
так и от умственно отсталых детей , является следующий факт. Выполнение
задания «4-й лишний» часто вызывает затруднения
у ребенка с ЗПР . Но введение добавочных предметов
(не «4 лишний», а «6-й лишний») помогает
правильно выделить неподходящий к остальной
группе предмет и объяснить принцип, по
которому происходит такое выделение.