Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:48, курсовая работа
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения.
ведение
1. Задержка психического развития : понятие, типология
1.1 Этиология, взгляд на проблему различных авторов
1.2 Классификации ЗПР
2. Особенности развития детей с задержкой психологического развития
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
2.2 Особенности психики детей с ЗПР
2.3 Психолого-педагогические особенности коррекционно- развивающего обучения детей с ЗПР
Список использованной литературы
В отличие от умственно отсталых детей , у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий. Поэтому для правильной постановки диагноза очень важно проводить обследование ребенка с подозрением на ЗПР в форме обучающего эксперимента.
Важной задачей
в разработке проблемы ЗПР является познан
Понятия «фактор»
и «причина» неоднозначны. Никакой
изолированный фактор сам по себе
не может быть причиной. Любое изменение состояния определяется
«внутренними моментами» -- отношением
организма (индивидуума) к патогенному
фактору (Г. Е. Сухарева). Не всякое отрицательное
переживание следует квалифицировать
как фактор, формирующий ЗПР , так как степень значимости
фактора зависит от внутрипсихических особенносте
После анализа
множественности подходов в изучении
причин ЗПР становится очевидной сложность
механизма ее формирования. Конкретные
проявления ЗПР у ребенка за
Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР :
1) причины биологического
характера, препятствующие
2)общий дефицит
общения с окружающими,
3)отсутствие
полноценной, соответствующей возрасту деятельности,
дающей ребенку возможность посильного «присвоения»
общественного опыта, своевременного
формирования внутренних психических дейст
4)социальная
депривация, препятствующая своевременному
Из приведенной
классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный
социально-психологический характер. ЗПР ребенка може
Взаимозависимость
социальной и биологической причин ЗПР р
В рамках традиционного
медицинского подхода к изучению детей с
Можно выделить следующие группы социально-психологических факторов:
1)субъективные
(многообразные, но
2)сверхсильные, острые, внезапные (стрессовые);
3)психогенные
травмы, лежащие в основе посттравма-
4)психогенные
факторы, сочетающиеся с
5) психогенные травмы в периоды возрастных кризисов (астенизация, кризовые психологические комплексы);
6)социально-психологические
факторы, связанные с неправиль
7)хронические психические тр
Время возникновения ЗПР связано, как правило, с ранними возрастными этапами, и возрастной фактор может скорее изменить характер и динамику ЗПР , усугубляя или же, наоборот, смягчая ее проявление.
В качестве основного
фактора формирования ЗПР в отечественной психологической
литературе (М.И. Буянов, К.С. Лебединская)
рассматривается семейный фактор, по существу
совмещающий биологические и психологические
детерминанты. Так, значительная часть детей с ЗПР воспит
В практической
психологии факт появления задержки психическо
Согласно исследованиям Т.А. Власовой, стойкость ЗПР зависит, во-первых, от периода воздействия детерминирующего фактора и, во-вторых, от его качественной характеристики. Эти данные необходимо учитывать при определении приоритетов формирования ЗПР .
Особый вопрос в проблеме ЗПР , отмеченный Т.А.Власовой, состоит в прогностической неоднородности. Экспериментальные данные различают следующие варианты прогнозов:
1) постепенное улучшение развития ;
2) та же динамика,
прерываемая возрастными
3) развитие стойкого негрубого дефекта;
4) регресс формирования состояния.
Каждый вариант
прогноза определен интенсивностью
и длительностью воздействия
формирующих факторов. Дети
1) синдром дефицита
внимания и гиперактивности (
2) синдром психического инфанти
3) церебрастенический синдром;
4) психоорганический синдром.
Перечисленные синдромы могут встречаться как изолированно, так и в разных комбинациях.
2.2 Особенности психики дет
Особенности клинико-
Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к робости, боязливости страхам. Этот эмоциональный фон, а также всегда сопутствующие церебрастенические расстройства препятствуют формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако, на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко они тяжело переживают школьную несостоятельность. Возникающие невротические образования еще более тормозят развитие их самостоятельности, активности и личности в целом.
2.3 Психолого-педагогические
Проблемой оказания помощи детям с трудностями в обучении педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. - все эти организационные формы свидетельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физическим возможностям учащихся. Заметим, что указанные формы, кроме классов выравнивания, создавались в основном на II ступени обучения, начиная с 5 класса.
Предпринятые
в 1991-1993 гг. опросы учителей, работающих
в классах компенсирующего
Своевременное выявление причин, которые приводят к неуспеваемости и дезадаптации учащихся, и внедрение инновационных технологий обучения могут улучшить условия обучения детей рассматриваемой категории. Это, в свою очередь, снизит возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств, как последствий отрицательных эмоций, и различных форм девиантного поведения, которые являются своеобразной неадекватной компенсацией неуспеваемости.
Сегодня успешное функционирование общеобразовательной школы и любого образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекциионно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной агностики и новых научно обоснованных организационных методических формах деятельности.
Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе.
Эта форма дифференциации
возможна при обычной традиционной
организации учебно-
И в заключение необходимо отметить, что ребенок с такой патологией часто нуждается в помощи взрослого при выполнении заданий. Если родители не могут сами оказать такой помощи, целесообразно поместить ребенка в специальное учреждение, где ему будет предоставлена необходимая квалифицированная помощь, или пригласить специалиста-дефектолога для домашнего обучения.
Таким образом,
анализ данного исследования показал, что структура ЗПР в старшем дошкольном возрасте
определяется недостаточной сформированностью
мотивационной стороны психической деятельн
Дети с ЗПР могут обучаться в школах общего
назначения, но учитель должен хорошо
знать их особенности , чтобы осуществлять индивидуальный
подход к этим детям . Детям с резко выраженной задержкой психического разв
Работа по обучению грамоте детей с задержкой психического развития проводится системно, поэтапно, предусматривает использование целого комплекса дидактического материала, который применяется в различных формах организации детей: фронтальные, дифференцированные и индивидуальные задания. Систематическое его применение и продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебного материала, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом и освоение основ грамоты.
Список использованной литературы
1. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю.А.Костенкова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
2. Лебединская
К.С. Отбор детей во
3. Марковская
И.Ф. Задержка психического
4. Обучение детей с ЗПР (
5. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах / Т.В.Пятница. - Минск: Аверсэв, 2006. - 173 с.
6. Фадина Г.В.
Диагностика и коррекция
Информация о работе Особенности развития детей с задержкой психологического развития