Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.
Задачи исследования:
• Выявить теоретические основы понятия личности в психологии;
•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;
• Выделить механизмы формирования личности;
• Определить методы изучения личности;
• Рассмотреть особенности формирования и становления личности в онтогенезе.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в
современных и зарубежных исследованиях
1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6
1.2.Развитие личности в онтогенезе………………………….....9
1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15
Выводы по 1 главе…………………………………….........................19
Глава 2. Особенности развития личности человека
2.1. Этапы формирования личности…………………………...20
2.2. Методы изучения…………………………………………...23
Выводы по главе 2 ……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………35
Оглавление
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в
современных и зарубежных исследованиях
1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6
1.2.Развитие личности в онтогенезе………………………….....9
1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15
Выводы по 1
главе……………………………………...........
Глава 2. Особенности развития личности человека
2.1. Этапы формирования личности…………………………...20
2.2. Методы изучения…………………………………………...23
Выводы по главе 2 ……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………
Приложение …………………………………………………………….37
Введение
Актуальность исследования. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях не велись поиски, какое множество концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.
Многие науки – предпринимали попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Актуальной эта проблема остается и на сегодняшний день.
Какие-то из этих путей
оказались тупиковыми, в то же
время другие направления
Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Понимание поведения человека во всей его многоплановости - сложная задача. Развитие личности в онтогенезе изучалось многопланово отечественными и зарубежными учеными.
Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего, к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Проблемами формирования личности занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы З.Фрейда, Э.Эриксона, К.Роджерса, К.Юнга, А.Адлера. В отечественной психологии проблеме личности уделяется большое внимание в работах А.П.Леонтьева, А.В.Петровского, Л.С.Выготского и т.д. В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов о формировании личности в различных его психологических аспектах.
Разнообразие теоретических подходов к самосознанию личности обусловливает необходимость проведения анализа данной проблематики.
Объект исследования: процесс развития личности.
Предмет исследования: условия формирования личности в онтогенезе
Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.
Задачи исследования:
• Выявить теоретические основы понятия личности в психологии;
•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;
• Выделить механизмы формирования личности;
• Определить методы изучения личности;
• Рассмотреть особенности формирования и становления личности в онтогенезе.
Гипотеза: процесс формирования личности проходит ряд этапов.
Методологической основой исследования явлются работы как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
в работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования методик исследования личности в практической деятельности педагогов.
Методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);
- эмпирические (опрос, наблюдения, проективные).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы. Общий объём работы составляет 35 печатных листа.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в современных и зарубежных исследованиях
1.1.Понятие и структура личности в психологии
В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.
Личность может
быть описана со стороны своих
мотивов и стремлений, составляющих
содержание ее «личного мира»,
т. е. уникальной системы
Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.
Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе. Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия
[6; с. 56].
Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:
Личность есть единое
целое всех ее различных черт.
При этом каждая черта
Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
Личность – это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.
Направленность –
важнейшее свойство личности, в
котором выражается динамика
развития человека как
Потребность – испытываемая
человеком нужда в
Мотивы – связанные с
Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
Темперамент - характеристика индивида со стороны нервно динамических особенностей его психической деятельности.
Способности – психические
свойства, являющиеся условиями
успешного выполнения какой-
Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
Активность – мера
Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности. Побуждения – мотивационный компонент характера.
Воля – потребность в
Призвание – качество
Целеустремленность –
Стремление – потребность
в таких условиях
Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.
Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством по крайней мере на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.
Личность всегда активна.
Активность личности
Личность может
жить, существовать лишь в общении
с другими личностями. Вне общения,
в изоляции от общества, личность
не может развиваться, не
1.2. Развитие личности в онтогенезе
Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде.
Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л.Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г.Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д. [22; с.92].