Особенности развития личности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.
Задачи исследования:
• Выявить теоретические основы понятия личности в психологии;
•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;
• Выделить механизмы формирования личности;
• Определить методы изучения личности;
• Рассмотреть особенности формирования и становления личности в онтогенезе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в
современных и зарубежных исследованиях
1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6
1.2.Развитие личности в онтогенезе………………………….....9
1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15
Выводы по 1 главе…………………………………….........................19
Глава 2. Особенности развития личности человека
2.1. Этапы формирования личности…………………………...20
2.2. Методы изучения…………………………………………...23
Выводы по главе 2 ……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая развитие личности вонтогенезе.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты  изучения личности в 

      современных и зарубежных исследованиях

  1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6

  1.2.Развитие личности в онтогенезе………………………….....9

  1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15

Выводы по 1 главе…………………………………….........................19

Глава 2. Особенности  развития личности человека

  2.1. Этапы формирования личности…………………………...20

  2.2. Методы изучения…………………………………………...23

Выводы по  главе 2 ……………………………………………………31

Заключение …………………………………………………………….33

Список литературы……………………………………………………35

Приложение …………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. В каких разнообразных направлениях  не велись поиски, какое множество концепций  не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между всеми нами очень много различий. Люди различаются не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Не считая того, что у этих людей одни и те же ткани и органы, трудно себе представить, какие общие свойства "человеческой натуры" могут их объединять. А когда горизонты научного поиска расширяются до исследования различных культур, мы обнаруживаем еще большее разнообразие основополагающих ценностей, устремлений и стилей жизни.

Многие науки – предпринимали  попытки понять всю сложность  человеческого поведения и саму сущность человека. Актуальной эта проблема остается и на сегодняшний день.

 Какие-то из этих путей  оказались тупиковыми, в то же  время другие направления находятся  на пороге своего расцвета. Сегодня  проблема стоит остро как никогда,  поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

 

Становление личности не простое сцепление  случайностей, а закономерный процесс  развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Понимание поведения человека во всей его многоплановости - сложная задача. Развитие личности в онтогенезе изучалось многопланово отечественными и зарубежными учеными.

Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменение в нашем организме  происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в  детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего, к высшему. Характерная особенность этого процесса - диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Проблемами  формирования личности занимались как  зарубежные,  так  и  отечественные  ученые.  Среди  зарубежных  исследователей  известны  работы  З.Фрейда, Э.Эриксона,  К.Роджерса, К.Юнга, А.Адлера. В  отечественной  психологии проблеме личности  уделяется большое внимание в работах А.П.Леонтьева, А.В.Петровского, Л.С.Выготского и т.д. В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных вопросов  о формировании личности  в  различных  его   психологических аспектах.

Разнообразие теоретических  подходов к самосознанию личности обусловливает  необходимость проведения анализа  данной проблематики.

Объект  исследования:  процесс развития личности.

Предмет исследования: условия формирования личности в онтогенезе

Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.

Задачи  исследования:

• Выявить теоретические основы понятия  личности в психологии;

•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа  теоретических и практических данных психологической литературы;

• Выделить механизмы формирования личности;

• Определить методы изучения личности;

• Рассмотреть особенности  формирования  и становления личности в онтогенезе.

Гипотеза:  процесс формирования личности проходит ряд этапов.

Методологической основой исследования  явлются работы как отечественных авторов – Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.

 Теоретическая  значимость исследования  состоит в том, что:

в работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и практический материал по данной проблеме.

Практическая  значимость работы определяется возможностью использования методик  исследования личности в практической деятельности педагогов.

Методы  исследования:

 - теоретические (анализ литературы по данной проблеме, обобщение, выделение главного);

 - эмпирические (опрос, наблюдения, проективные). 

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,  выводов,  заключения, списка литературы. Общий   объём   работы   составляет 35 печатных листа.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения личности в       современных и зарубежных исследованиях

 

1.1.Понятие   и структура личности в психологии

 

 В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

 Личность может  быть описана со стороны своих  мотивов и стремлений, составляющих  содержание ее «личного мира»,  т. е. уникальной системы личностных  смыслов, индивидуально своеобразных  способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

Личность описывается  и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих  выход ее поведения за пределы  исходных планов.

 Личность рассматривается и как субъект персонализации, т.е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе. Личность есть специфически человеческое образование, которое «производится» общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия

[6; с. 56].

Личность каждого человека представляет собой очень сложное  и зачастую весьма противоречивое сочетание  различных черт (качеств, свойств  и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

 Личность есть единое  целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности  неразрывно связана с другими  и поэтому она приобретает  совершенно разное, порой прямо  противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт [2;с. 44].

Индивидуальность –  совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

 Личность – это  целостная индивидуальность в  ее социальном содержании, качестве.

 Направленность –  важнейшее свойство личности, в  котором выражается динамика  развития человека как общественного  существа, главные тенденции его поведения.

 Потребность – испытываемая  человеком нужда в определенных  условиях жизни и развития.

 Мотивы – связанные с удовлетворением  определенных потребностей побуждения  к деятельности, отвечающие на  вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

 Мотивация - относительно устойчивая  и индивидуально неповторимая  система мотивов.

 Темперамент - характеристика  индивида со стороны нервно  динамических особенностей его  психической деятельности.

 Способности – психические  свойства, являющиеся условиями  успешного выполнения какой-либо  одной или нескольких деятельностей.

 Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

 Активность – мера взаимодействия  субъекта с окружающей действительностью;  интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

Саморегуляция – регуляция субъектом  своего поведения и деятельности. Побуждения – мотивационный компонент  характера.

 Воля – потребность в преодолении  препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

 Призвание – качество личности, в структуру которого входят  способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.

 Целеустремленность – направленность  характера; объединяет понятие  цели и понятие стремления.

 Стремление – потребность  в таких условиях существования  и развития, которые непосредственно  не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности [10;с.77].

Следовательно, когда мы говорим  о какой-то черте личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.

Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности  человека все время как-то меняются, трансформируются,              однако они в совокупности образуют целостную структуру личности,    обладающую относительным постоянством по крайней мере на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

 Личность всегда активна.  Активность личности проявляется  в разнообразной и многогранной  деятельности. Личность стремится  к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать. Поэтому главнейшая задача воспитателя – направить активность каждого школьника в нужном направлении, на познание окружающего мира, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.

 Личность может  жить, существовать лишь в общении  с другими личностями. Вне общения,  в изоляции от общества, личность  не может развиваться, не может  существовать. Только в общении  с взрослыми, со своими сверстниками  формируется личность ребенка [14;с.67].

 

1.2. Развитие  личности в онтогенезе

 

Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий  с процессом прижизненного, естественно  текущего изменения природных свойств  индивида в ходе его приспособления к внешней среде.

Развитие человека как  личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л.Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г.Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т. д. [22; с.92].

Информация о работе Особенности развития личности человека