Особенности развития личности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.
Задачи исследования:
• Выявить теоретические основы понятия личности в психологии;
•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;
• Выделить механизмы формирования личности;
• Определить методы изучения личности;
• Рассмотреть особенности формирования и становления личности в онтогенезе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в
современных и зарубежных исследованиях
1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6
1.2.Развитие личности в онтогенезе………………………….....9
1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15
Выводы по 1 главе…………………………………….........................19
Глава 2. Особенности развития личности человека
2.1. Этапы формирования личности…………………………...20
2.2. Методы изучения…………………………………………...23
Выводы по главе 2 ……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовая развитие личности вонтогенезе.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе

 

 Если обобщить  определения понятия «личность», существующие в рамках различных  психологических теорий  (К.Юнг,  Э.Кречмер, К.Левин, Ж.Нюттек, А.Маслоу  и других), то можно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида».

  Можно сказать, что личность человека это социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно потребностных отношений, опосредующих взаимодействия субъекта и объекта.

Такое определение  личности вполне соответствует её пониманию  в частности в отечественной  психологии, (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).

Во–первых личность является атрибутивной  характеристикой каждого человеческого субъекта, но не самим этим субъектом.

И во–вторых, что  личность является такой психологической  характеристикой субъекта, которая  регулирует его отношения с объективной  действительностью

Таким образом, личность это система мотивационных отношений, которую имеет субъект.

А также следует  отметить, что в принципе верная идея о том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной  психологии основанием для совершенно неверной, на наш взгляд, точки зрения, что не каждый человек – личность.

 

Глава 2. Особенности развития личности человека

 

2.1. Этапы формирования  личности

 

Первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иным словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

А.Н.Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который  широко известен под названием «эффекта горькой конфеты».

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

О чем говорит этот факт? Анализ событий показывает, что  ребенок был поставлен в ситуацию конфликта мотивов. Один его мотив - взять интересующую вещь (не - посредственное побуждение); другой - выполнить условие взрослого («социальный» мотив). В отсутствие взрослого верх взяло непосредственное побуждение. Однако с приходом экспериментатора актуализировался второй мотив, значение которого еще усилилось незаслуженной наградой. Отказ и слезы ребенка - свидетельство того, что процесс освоения социальных норм и соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца  [23; с.71].    

Тот факт, что именно в  присутствии взрослого переживания ребенка начинают определяться социальным мотивом, очень знаменателен. Он служит ярким подтверждением общего положения о том, что «узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности. Вполне возможно сказать, что здесь наблюдается ранняя стадия «завязывания» таких узлов.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше [23 с.88].

Л.И.Божович считает, что в качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности. Как известно, кризисы возникают на стыке двух возрастов. Каждый возраст характеризуется центральными системными новообразованиями, которые возникают в ответ на потребности ребенка и включают аффективный компонент, а потому несут в себе побудительную силу. Поэтому центральное для данного возраста новообразование, являющееся обобщенным результатом психического развития ребенка в соответствующий период, становится исходным для формирования личности ребенка следующего возраста. В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12 - 16 лет. Л.С.Выготский анализировал еще кризис одного года, а подростковый делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет).

Только что родившийся ребенок (новорожденный) представляет собой существо, действующее под влиянием непосредственно идущих от организма присущих ему биологических потребностей. Затем поведение и деятельность ребенка начинают определяться восприятием тех предметов внешнего мира, в которых «кристаллизовались», т.е. нашли свое воплощение, его биологические потребности. В этот период он является рабом актуально действующей на него ситуации.

Однако уже на втором году жизни положение существенно меняется. В этот период формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями. Мотивирующие представления являются результатом первого синтеза интеллектуальных и аффективных компонентов, обеспечивающих ребенку «отрыв» от не-посредственно действующей на него ситуации. Они порождают у него стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды. Конечно, это «бунт» стихийный, не намеренный, но он является свидетельством того, что ребенок вступил на путь формирования личности, и ему стали доступны не только реактивные, но и активные формы поведения [11; с.31].

Наглядно иллюстрирует это положение случай с мальчиком 1года 3 месяцев, описанный Л.И.Божович  в книге «Личность и ее формирование в детском возрасте». Этот мальчик, играя в саду, завладел мячиком другого ребенка и не хотел его отдавать. В какой-то момент мячик удалось спрятать, а мальчика унести домой. Во время ужина он вдруг пришел в сильное волнение, начал отказываться от еды, капризничать, вылезать из стульчика, срывать с себя салфетку. Когда его спустили на пол (т.е. дали свободу), он с криком «мя… мя» побежал обратно в сад и успокоился только тогда, когда получил обратно мяч.

На следующем этапе (кризис 3 лет) происходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может воздействовать и которые может изменять. Здесь ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»). Это не только обусловливает новый шаг в преодолении ситуативности поведения, но и порождает у ребенка стремление активно воздействовать на ситуацию, преобразуя ее для удовлетворения своих потребностей и желаний.

На третьем этапе (кризис 7 лет) у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального «Я». Именно в это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность. И здесь, так же, как и во всех других случаях, у ребенка возникает протест, если обстоятельства его жизни не изменяются и тем самым мешают проявлению его активности.

Наконец, на последнем  этапе возрастного развития у подростка возникает самосознание в собственном смысле слова, т. е., способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. Этот уровень развития сознания порождает у подростков потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь, вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию [17; с.77].

В конце переходного  возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение, которое характеризуется не только пониманием самого себя - своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

 

2.2.Методы изучения

 

Для изучения личности в психологии используются многие методы. Мы остановимся на некоторых из них это – наблюдения, опрос, проективные. Которые включают в себя всё – от исследования особенностей обменных процессов до исследования индивидуальных психических функций [6;с.81].  

Опрос – это общепризнаный способ сбора данных и высоко ценимый за возможность получения важной информации о поведении людей.

 Опросники –это  методики, материал которых представляет  вопросы, на которые обследуемому  следует ответить, либо утверждения с которыми обследуемый должен согласится или нет.

Опросники бывают открытого, закрытого типа. Открытый тип опросника  – это когда ответы получаются в свободной форме.

Закрытый тип опросника  – это когда обследуемый выбирает вариант, предлагаемый в опроснике.

Типологические опросники  разрабатываются на основе определения  типов личности и позволяют отнести  обследуемого к определенному типу, который отличается своеобразными проявлениями. Например: тест Г.Ю.Айзенка «Самооценка психических состояний» (приложение1) представляет собой опросник , который позволяет выявить четыре базисных состояния человека (тревожность, фрустрация, агрессия, ригидность), являющиеся доминирующими в определенном континууме времени. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и с целой группой испытуемых. Методика состоит из 40 вопросов, ответы на которые варьируются от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности того или иного предлагаемого качества или ситуации. Доминирующим является состояние, которое в сумме определяется набором более 10 баллов. Лица с выраженной тревожностью характеризуются неуверенностью, мнительностью, повышенной ответственностью за порученное дело, беспокойством о возможных неудачах, непереносимостью ожидания, психологическим атавизмом. Лица с выраженным состоянием фрустрации характеризуются депрессивным поведением, тревожностью, фрустрационной агрессией, которая может быть направлена на себя, на других, на весь свет, на вещи. Агрессия проявляется в завышенной самооценке, стремлении к лидерству, неумении прислушиваться к мнению собеседника, желании оставлять за собой последнее слово, мстительности. Состояние ригидности проявляется в психологическом консерватизме и  негибкости     личности:    инерционность     мышления,   плохая переключаемость внимания, тенденция планировать свои действия заранее, нежелание менять привычки, привязанность к небольшому кругу старых друзей, упрямство. Протестировав испытуемого на определение уровня самооценки психических состояний и подсчитав результаты теста, пришла к следующим выводам: доминирующим является состояние ригидности среднего уровня. Состояние ригидности проявляется в психологическом консерватизме и негибкости личности: инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, нежелание менять привычки, привязанность к небольшому кругу друзей. Интерпретируя другие состояния, получила следующие данные: у испытуемого средний уровень агрессивности, не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боится трудностей, является не тревожным человеком .

 Опросник черт личности измеряет выраженность черт - устойчивых личностных признаков. Например 16 – факторный Тест: Р.Кеттелла, где под фактором имеется в виду глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений и относительно независимая от других характеристик.

Главная цель опроса состоит  в сборе описательной информации о мнениях людей, их отношение  к разным вещам и об их представлении, о собственном поведении. Это структуированный сборник вопросов или утверждений. Чтобы результаты опроса были валидными, выборка должна отражать особенности популяции, быть репрезентативной [10; с.175].

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.

Виды наблюдения:

1.Несистематическое - не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.

Систематическое - предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

2. «Сплошное» наблюдение: исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.

При выборочном наблюдении (приложение 2) исследователь обращает внимание на определенные параметры поведения или типы о поведенческих актов.

3. При опосредованном  наблюдении используют наблюдательные  приборы и средства фиксации результатов (аудио-, фото-, видеоаппаратуры, особые карты наблюдения и др.).

4. Включенное наблюдение - наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании ребенка наблюдатель находится в тесном естественном общении с ним.

1 вид включенного наблюдения: Наблюдаемые знают о том, что  их поведение фиксируется исследователем; 2 вид - наблюдаемые не знают,  что их поведение фиксируется  (дети, играющие в комнате, одна  стена которой - зеркало Гезелла).

Этапы процедуры исследования методом наблюдения:

1. Определение предмета  наблюдения (поведение), объекта (отдельные  индивиды или группы), ситуаций.

Информация о работе Особенности развития личности человека