Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 16:50, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть этапы формирования личности в онтогенезе.
Задачи исследования:
• Выявить теоретические основы понятия личности в психологии;
•Рассмотреть периодизацию развития личности на основе анализа теоретических и практических данных психологической литературы;
• Выделить механизмы формирования личности;
• Определить методы изучения личности;
• Рассмотреть особенности формирования и становления личности в онтогенезе.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения личности в
современных и зарубежных исследованиях
1.1.Понятие и структура личности в психологии……………..6
1.2.Развитие личности в онтогенезе………………………….....9
1.3.Возрастная периодизация…………………………………..15
Выводы по 1 главе…………………………………….........................19
Глава 2. Особенности развития личности человека
2.1. Этапы формирования личности…………………………...20
2.2. Методы изучения…………………………………………...23
Выводы по главе 2 ……………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………….33
Список литературы……………………………………………………35
2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.
3. Построение плана наблюдения (ситуации - объект - время).
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Предметом наблюдения могут
быть различные особенности
А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:
1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
3. Ошибка центральной тенденции. Стремление дать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака.
5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет и оценку его поведения в дальнейшем [5; с.118].
Проективные методы представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу.
1. Конститутивные. Техники,
входящие в эту категорию,
Незаконченные предложения (приложение 3) - весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Техники незаконченного рисунка, такие как тест Вартегга или VAT`60, В отличие от Франка, который отводит здесь тесту Роршаха второстепенную роль, Зубин делает ссылку на него как на лучший пример конститутивного метода. Включение теста Роршаха в эту категорию зависит от того, как много «структур» готов увидеть человек в чернильных пятнах. А также лепка из пластилина или сходного вещества - род активности, который быстрее всего приходит в голову. В качестве другого примера Франк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи и претендующую на статус методики, хотя на деле она не пользовалась популярностью.
2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фигур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения. Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.
3. Интерпретационные
методы - как ясно из определения,
испытуемый должен истолковать
некоторый стимул, исходя из собственных
соображений - ТАТ- хорошая иллюстрация
этого вида методик.
4. Катартические. Предлагается
осуществление игровой
5. Экспрессивные. Анализ
почерка, особенностей
6. Импрессивные. Эти методики
основываются на изучении
7.Аддитивные. От обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных, от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодёжи [14; с.205].
Выводы по 2 главе
Развитие личности понимается в современной психологии как системно-целостный процесс. В отечественной психологии объектом системного анализа являются развивающиеся системы. В области психологии личности использование системного подхода позволяет расширить постановку таких методологических и исследовательских проблем, как изучение проблемы становления личности как компонента более широких систем, в составе которых личность выполняет важные для жизнедеятельности этих систем функции; изучение характера связей и отношений между компонентами личностной системы; исследование внутренней упорядоченности, интегративности личностной системы, ее строения, вертикальной и горизонтальной структуры, закономерностей целостного функционирования и реорганизации; анализ связи между генетическими и функциональными уровнями личностной системы; рассмотрение личностного развития как системного диахронического образования.
В ходе формирования личности индивид в своём развитии проходит ряд этапов. Сначала в процессе взаимодействия с непосредственным окружением ребёнок усваивает формы, опосредующие его физическое существование. Расширение контактов ребёнка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности. На определённом этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями человеческой культуры – идеалами и духовными ценностями, лежащими в основе формирования духовного мира личности, нравственного самосознания.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Цели, задачи и средства исследования обуславливают выбор соответствующего метода изучения личности.
Заключение
Формирование
личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответственно
развития действий субъекта. Действия,
все более обогащаясь, как бы перерастают
тот круг деятельностей, которые они реализуют,
и вступают в противоречие с породившими
их мотивами. Явления такого перерастания
хорошо известны и постоянно описываются
в литературе по возрастной психологии,
хотя и в других терминах; они-то и образуют
так называемые кризисы развития - кризис
трех лет, семи лет, подросткового периода,
как и гораздо меньше изученные кризисы
зрелости. В результате происходит сдвиг
мотивов на цели, изменение их иерархии
и рождение новых мотивов - новых видов
деятельности; прежние цели психологически
дискредитируются, а отвечающие им действия
или вовсе перестают существовать, или
превращаются в безличные операции,
Внутренние движущие силы этого процесса
лежат в исходной двойственности связей
субъекта с миром, в их двоякой опосредованности
- предметной деятельностью и общением.
Ее развертывание порождает не только
двойственность мотивации действий, но
благодаря этому также и соподчинения
их, зависящие от открывающихся перед
субъектом объективных отношений, в которые
он вступает. Развитие и умножение этих
особых по своей природе соподчинений,
возникающих только в условиях жизни человека
в обществе, занимает длительный период,
который может
быть назван этапом стихийного, не направляемого
самосознанием складывания личности.
На этом этапе, продолжающемся вплоть
до подросткового возраста, процесс формирования
личности, однако, не заканчивается, он
только подготавливает рождение сознающей
себя личности.
В психологической литературе постоянно
указывается то младший
дошкольный, то подростковый возрасты
как переломные в этом отношении. Личность
действительно рождается дважды: первый
раз - когда у ребенка проявляются в явных
формах полимотивированность и соподчиненность
его действий ( вспомним феномен "горькой
конфеты" и подобные ему ), второй раз
- когда возникает его сознательная личность.
Изучив структуру личности,
описав возрастные периоды её развития,
определив, что значит стать личностью,
можно с уверенностью сказать, что
личность проходит ряд этапов, из этого
следует, что гипотеза исследования подтвердилась.
Список литературы