Особенности развития наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В настоящее  время особую актуальность приобретает  проблема умственного воспитания детей  дошкольного возраста. 

 В ряде  исследований (Б.Г. Ананьев, О.И.  Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно  показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов. 

Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Итак, основное значение в познании дошкольниками окружающего мира приобретает наглядно-образное мышление. Оно дает ребенку возможность усваивать обобщенные знания о предметах и явлениях действительности, становится источником детского творчества.

Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет непреходящее значение для всей последующей жизни человека, служит тем основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития

 

 

 Цель исследования:  выявить особенности и уровень развития наглядно-образного мышления у детей  старшего дошкольного возраста.

 

Объект исследования:  процесс развития мышления у дошкольников

 

Предмет исследования:  особенности развития наглядно-образного мышления у детей  старшего дошкольного возраста.

 

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что основные особенности наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

  1. действия детей воспроизводятся без опоры на реальные вещи;
  2. умение представлять объекты в различном пространственном положении;
  3. умение оперировать образами предметов или их частей (последовательно выделяя основные, а затем и производные части);
  4. мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (схемы);
  5. ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
  6. возникают попытки объяснить явления и процессы;
  7. складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
  8. ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;

Задачи исследования:

  1. Изучить проблему развития наглядно – образного мышления в психолого-педагогической литературе. 
  2. Выявить особенности и уровень  развития наглядно-образного мышления  у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Разработать рекомендации родителям и воспитателям по развитию наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

  1. Изучение психологической литературы;
  2. Тестирование;
  3. Метод математической обработки полученных данных;
  4. Констатирующий эксперимент.

 

База  исследования: МОКУ «Тюкалинский лицей»  группа полного дня.

В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста одной из групп детского сада. Возраст детей: от 6 до 7 л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Проблема развития наглядно – образного мышления у детей старшего     дошкольного возраста

1.1  Сущность понятий  «мышление» и «наглядно – образное мышление»

Венцом эволюционного  и исторического развития познавательных процессов человека является его способность мыслить.

Мышление — высшая ступень  познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает  в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов.

Способность мышления к отражению  невидимых связей обусловлена тем, что оно использует в качестве своего орудия практические действия. Оно также связано с функционированием  мозга, однако сама способность мозга  к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.

Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых  обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. 

Существует много определений  понятия мышления в психологической  литературе.

В.С. Мухина дает следующее  определение: «мышление — процесс  познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и  опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний» [8].

В «Большом педагогическом словаре Зинченко В.И.» представлено такое определение: «Мышление —  психический процесс отражения  действительности, высшая форма творческой активности человека» [22].

А.Н.Леонтьев определяет мышление как «процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания» [6].

Вот еще одно определение, данное Т.Н. Овчинниковой: «мышление  — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания» [12].  

В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений  путем анализа и синтеза понятий.  

          "Мышление - есть ассоциация"  И.П. Павлов [13]. 

Следующее определение дала Смирнова Е.О. «Мышление — это  социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами  в окружающей действительности» [21].

Проанализировав все вышеперечисленные  определения, мы остановились на определении  В.С. Мухиной, т.к. на наш взгляд оно   наиболее   правильное: «мышление — процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний» 

В психологии принята и  распространена следующая несколько  условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности, средствам мышления, функциям.

По генезису развития различают  мышление: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое.  

Но подробнее мы остановимся  на наглядно – образном.  Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них.   С помощью наглядно-действенного мышления наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.  

          Вот такое  определение дал  Р.С. Немов:         «Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти» [9].        

По словам Н.Н. Поддъякова «наглядно – образное мышление –  чрезвычайно сложное образование, выступающее как определенная система взаимосвязанных разнородных элементов, ведущими среди которых являются различные виды детских представлений и умение оперировать ими» [14].        

А.В.Петровский в своем словаре предлагает такое  определение: « Наглядно – образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.   Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением» [18].        

Проанализировав все вышеперечисленные определения мы остановились на определении А.В. Петровского, т.к. на наш взгляд оно является наиболее полным и правильным. Из этого определения можно выделить основные положения, говорящие о сущности наглядно – образного мышления:

  1. это процесс совокупности способов и процессов образного решения задач;
  2. позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие характеристик предмета, имеет целенаправленный характер;
  3. оперирует образами предметов без практических действий с ними.

Таким образом, наглядно – образное мышление – это совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2  Особенности наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста 

 В период  дошкольного детства совершается  переход от наглядно-действенного мышления (свойственного детям 3-4 лет) к наглядно-образному (5-6 лет).

Мухина В.С. в  своей книге «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»   отмечает:

Основная особенность  наглядно-образного мышления - решение ребенком жизненных задач не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления раннего периода развития, но и в уме с опорой на образы - представления об этих предметах. Успешное осуществление данных мыслительных процедур возможно только в том случае, если ребенок может комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные инвариантные признаки, важные для решения различных задач. Уровень сформированности наглядно-образного мышления определяется главным образом развитием зрительного восприятия, кратковременной и долговременной памяти [8].

Урунтаева Г.А. подчеркивает, что именно благодаря  своеобразию мышления у дошкольника  происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений. Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем [22]. 

По мнению Коломинского Я.Л., Панько Е.А. итогом интеллектуального  развития дошкольника являются высшие формы наглядно-образного мышления, опираясь на которые ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношение между предметами окружающей действительности, без особого труда не только понимать схематические изображения, но и успешно пользоваться ими [5]. 

Высшая форма  наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое  мышление - отражается в схематизме детского рисунка, умении использовать при решении задач схематические изображения, создавая большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающийся на реальные действия с предметами и их заместителями [6].

В наглядно-образном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным. Ведь прежде чем  оперировать образом, его нужно иметь.

Особенности перехода от наглядно-действенного мышления к  наглядно-образному изучались в  работе ПИ. Минской (выполненной под  руководством А.В. Запорожца). Детям  предлагали задачи, в которых требовалось  приблизить к себе какой-либо предмет с помощью различного рода рычагов.

Исследования  показали, что успешный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному  определяется уровнем ориентировочно-исследовательской  деятельности, направленной на выявление  существенных связей ситуации.

Дальнейшие  исследования в этом направлении, проводимые                   Т.С. Комаровой, позволили получить ряд важных факторов, вскрывающих некоторые механизмы перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Работа проводилась  по специальной методике и позволила установить, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, которые ранее осуществлялись с реальными предметами, начинают воспроизводиться в плане представленной без опоры на реальные вещи, т.е. имеет место своеобразный отзыв действий от реальности. Этот отрыв осуществляется значительно успешнее, если он выступает не сразу, а проходит промежуточные стадии, когда ребенок воспроизводит эти действия не с самими реальными предметами, а с их заместителями - моделями. Вначале модель может выступать как точная копия предмета, но и здесь уже происходят принципиальные изменения в деятельности ребенка - он действует с моделью предмета и с помощью взрослого подводится к пониманию того, что эту модель и действия с ней необходимо соотносить с оригиналом. Иначе говоря, дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это узловой момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними.

Информация о работе Особенности развития наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста