Особенности развития наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста.
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемой  развития наглядно-образного мышления дошкольников занимались А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Минская, И.С. Якиманская, Л.Л. Гурова, Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, Д. Хэбб, Д. Браун, Р. Хольт и др.

Как отечественные, так и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ в отношении динамики мышления в дошкольном возрасте, отметим существенные возрастные изменения этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям жизнедеятельности в предметной и социальной среде. Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме. 

Исследования  ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения наглядно-образного мышления детей  старшего дошкольного возраста позволили выделить нам следующие особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте:

наглядно-образное мышление - основной вид мышления ребенка  дошкольника.  

возникновение наглядно-образного мышления - узловой  момент в умственном развитии ребенка;

способность к  оперированию представлениями возникает  в процессе взаимодействия различных  линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д.

начальные этапы  развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов  восприятия;

задания, в которых  связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети старшего дошкольного возраста обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие; 

В результате тестирования мы выяснили,  что наглядно – образное мышление у детей старшего дошкольного возраста развито достаточно высоко. Во время исследования многие дети верно справились с заданием.   В старшей группе дошкольники имеют очень высокий уровень сформированности образных представлений об окружающем мире  и сформированности образных представлений о явлениях природы и временах года.

На основе полученных результатов мы разработали рекомендации для   воспитателей по развитию у  старших дошкольников наглядно-образного мышления.

Рекомендации  направлены на развитие у детей способности  мысленно перегруппировать элементы объекта; ориентироваться в простой план-схеме пространства; умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способности к конструированию; умению мысленно преобразовывать предмет, «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов; планировать свои действия в уме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература :

  1. Венгер Л. А, Мухина B. C. Психология - М., 1988
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2004
  3. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.
  4. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. - М., 2000
  5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. - М.:Просвещение, 1988-190с.
  6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
  7. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999 
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М., 1999 г.
  9. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 3-х кн. Кн.1  - 2-еизд. - М.: Владос, 1998г.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 3-х кн. Кн.3 - 2-еизд. - М.: Владос, 1998г.
  11. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1999
  12. Овчинникова Т.Н.Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция : научно-популярная литература  - М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая кн., 2000
  13. Павлов И.П. Полн. собр. соч. Изд. 2, т. 3. М.,1951
  14. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология - М., 1982
  15. Практикум по возрастной психологии. / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002
  16. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 2001
  17. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998
  18. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского - М., 1990
  19. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред.Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой-М., 2004
  20. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание - 1996 - №8
  21. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педвузов и педучилищ. - М., 1997.
  22. Современный психолог. словарь/ под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Евро-знак. - 2007.
  23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
  24. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 1996, №3
  25. Чиркова Т.И. Психологическая служба в д/саду - М., 2000
  26. Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 1

Методика № 1. «Нелепицы»

Цель: Изучение наглядно-образного мышления, элементарных образных представлений об окружающем мире.

Оборудование: картинки с изображением животных в  нелепых ситуациях.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинку, в которой  имеются несколько довольно нелепых  ситуаций с животными. Объясняют, что  требуется от него при выполнении данного задания. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Инструкция:

«Внимательно  посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем  месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть»

Обработка результатов:

10 баллов - такая  оценка ставится ребенку в  том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все у имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок  заметил и отметил все имеющиеся  нелепицы, по 3-4 из них не успел  до конца объяснить и сказать,  как на самом деле должно  быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за  отведенное время ребенок не  успел заметить 1-4 из 7 имеющихся  на картинке нелепиц, а до  объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное  время ребенок успел обнаружить  меньше четырех из семи имеющихся  нелепиц.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень  высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

0-1 баллов - низкий

Приложение  № 2

Методика № 2 «Время года»

Цель: изучение наглядно-образного мышления детей.

Проведение  исследования: Ребенку показывают рисунок  и просят, внимательно посмотрев  на этот рисунок, сказать, какое время  года изображено на каждой части данного  рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов - за  отведенное время ребенок правильно  назвал и связал все картинки  с временами года, указав на  каждой из них не менее двух  признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок  правильно назвал и связал  с нужными временами года все  картинки, указав при этом 5-7 признаков,  подтверждающих его мнение, на  всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок  правильно определил на всех  картинках времена года, но указал  только 3-4 признака, подтверждающих  его мнение.

4-5 баллов - ребенок  правильно определил время года  только на одной - двух картинках  из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок  не смог правильно определить  ни одного времени года и  не назвал точно ни одного  признака.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень  высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4 - 5 баллов - низкий

0-3 балла - очень низкий

 


Информация о работе Особенности развития наглядно – образного мышления у детей старшего дошкольного возраста