Особенности развития внимания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к рассмотрению такого явления, как внимание.
Так, ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов у детей.
Таким образом, существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для теории развития внимания у дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у дошко-льников……………………………………………..……………………………...5
1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии….....5
1.2 Внимание у детей дошкольного возраста………………………….…7
Выводы по главе 1………………………………………………………...10
Глава 2 Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
2.1 Виды внимания с точки зрения психологии………………………...11
2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников……………….…12
Выводы по главе 2……………………………………………………...…15
Глава 3 Функции и свойства внимания. Развитие свойств внимания у дошкольников……………………………………………………………………16
3.1 Функции и свойства внимания……………………………………….16
3.2 Развитие свойств внимания у дошкольников…………………….....17
Выводы по главе 3………………………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….…………….21
Список литературы………………………………………………..……...21

Файлы: 1 файл

Особенности развития внимания у дошкольников (1).docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у  дошкольников……………………………………………..……………………………...5

1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии….....5

1.2 Внимание у детей дошкольного возраста………………………….…7

Выводы по главе 1………………………………………………………...10

Глава 2 Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11

2.1 Виды внимания с точки зрения психологии………………………...11

2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников……………….…12

Выводы по главе 2……………………………………………………...…15

Глава 3 Функции и свойства внимания. Развитие свойств внимания у дошкольников……………………………………………………………………16

3.1 Функции и свойства  внимания……………………………………….16

3.2 Развитие свойств внимания  у дошкольников…………………….....17

Выводы по главе 3………………………………………………..……….20

Заключение………………………………………………….…………….21

Список литературы………………………………………………..……...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема данной работы «Особенности развития внимания у дошкольников».

Актуальность рассматриваемой  темы связана с многообразием  психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также  имеет собственный подход к рассмотрению такого явления, как внимание.

Так, ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ  выделяют различные аспекты развития психических процессов у детей.

Таким образом, существует необходимость  описания и сравнительного анализа  различных концепций с целью  выделения общих и главных  черт, характерных для теории развития внимания у дошкольников.

Объектом исследования в  нашей работе стало внимание как  психический процесс, а предметом исследования – особенности протекания этого психического процесса у детей, его развитие и совершенствование.

Целью работы является всестороннее рассмотрение и выявление особенностей развития внимания у дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) дать определения основных  понятий темы, уточнить особенности  их употребления в интересующем  нас контексте;

2) рассмотреть исторический  аспект вопроса;

3) проанализировать авторские  работы по теме;

4) сформулировать основные  положения по теме работы.

В работе применялись различные  методы научного исследования

1) метод дефиниции (используется  для определения понятий);

2) описательный метод,  использованный нами для первичного  анализа и изложения данных, а  также их характеристики;

2) метод анализа для  изучения и сравнения данных, полученных в результате исследования и др.

Методической базой, на которую  опирается наше исследование, стали  работы, посвященные общим вопросам психологии [10, 14, 17, 18], проблемам развития психических процессов человека [1, 12, 15, 16], а также истории изучения и современному состоянию психологии детства [2, 10]. Это в частности работы таких известнейших авторов как Анна Фрейд [24], Л. С. Выготский [3, 4, 5], П. Я. Гальперин [6], П. М. Якобсон [26] и др.

Кроме того тема данной работы находится на стыке двух дисциплин  – психологии и педагогики, поэтому  в исследовании использованы педагогические пособия [8, 23], и работы известнейших педагогов, таких, как К. Д. Ушинский [23].

Работа состоит из введения, развернутой многочастной структуры  основного содержания, заключения и списка литературы. Во введении формулируются актуальность, цели и задачи, предмет и объект, а также методы исследования, кратко анализируются источники литературы.

Основная часть состоит  из четырех глав, в которых последовательно  рассматриваются понятие, виды, функции  и особенности внимания применительно к категории детей дошкольного возраста.

Каждая глава сопровождается краткими выводами по рассмотренным  в ней вопросам.

Далее следует заключение, в котором формулируются выводы, даются практические рекомендации по теме работы.

Работу завершает список использованной литературы, в котором  фигурируют учебные и методические пособия, статьи и ресурсы Интернета.

 

 

 

 

          Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у дошкольников

 

1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в  психологии

 

Внимание наряду с ощущением, восприятием, мышлением,  памаятью и  др. входит в число психологических  процессов человека.

Необходимо отметить, что  все психические явления делятся  на три основные группы в зависимости от длительности протекания: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Наиболее кратковременные  и быстропротекающие психические  явления – это психические процессы. Они являются непосредственным, актуальным откликом на происходящее.

Среди психических процессов  выделяются познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные (когнитивные) процессы – это мыслительные процессы, которые обеспечивают человеку способность как объяснения, так и предвидения окружающей действительности. [1, с. 393]

Выделяются пять основных познавательных процессов человека: ощущение, восприятие, мышление, память и воображение. Некоторые ученые (например, Р. C. Немов, [12, с. 65]) относят к познавательным процессам внимание и речь.

В современной психологии принято считать, что психические  процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». [15, с. 177]

Деление сознания на психические  процессы условно, поэтому в настоящее разрабатываются интегративные подходы к психике.

Взаимосвязь психических  процессов выражается, например, в  том, что восприятие невозможно без  памяти, запоминание - без восприятия, а внимание - без мышления.

Существуют различные  определения понятия «внимание».

Согласно определению, которое  дает В. В. Князева в книге «Педагогика: словарь научных терминов» [8, с. 108], внимание – самостоятельный познавательный процесс, при котором сознание человека направлено на какой-либо объект, явление с целью более полного и глубокого его отражения, т.е. это – сосредоточение энергии сознания на одном или нескольких объектах, обеспечивающее наиболее яркое отражение этих объектов.

Внимание напрямую связано  с процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного  мозга с так называемым ориентировочным рефлексом. Внимание – это динамическая сторона сознания.

Согласно определению  понятия «внимание, которое дает «Психологическая энциклопедия» под ред. Р. Корсини и А. А Алексеева [18, с. 81-82] , внимание можно определить как «готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов».

 Исторически сложилось  так, что понятие внимания заняло  центральное место в психологии. В конце XIX – начале XX вв. представители функционалистких и структуралистских школ психологии считали внимание центральной проблемой психологии, хотя и подчеркивали разные его аспекты. Функционалисты ставили во главу угла избирательный характер внимания как активной функции организма, основанной на его мотивационном состоянии. Таким образом, признавая, что внимание может быть пассивным и рефлекторным, они сосредотачивались на его произвольных аспектах и на том основании, что именно внимание определяет содержание получаемого организмом опыта.

Структуралисты, напротив, рассматривали  внимание как состояние сознания, которое заключается в повышенной  концентрации и имеет следствием ясность впечатлений. Тем самым они сделали выбор в пользу изучения условий, приводящих к максимальной выделенности объекта сознания или ясности восприятия.

Гештальт-психологи, ассоцианисты, бихевиористы и психоаналитики были склонны вообще игнорировать внимание при построении своих теорий, в  лучшем случае отводя ему малозначительную роль.

Современные российские психологи  стали первыми изучать ориентировочный рефлекс или ориентировочную реакцию, которая состоит из кластера физиологических изменений, которые происходят в организме в ответ на изменения в окружающей среде. Считается, что эти изменения являются физиологическими коррелятами внимания. Эти корреляты включают в себя изменения электрической активности усиление мозгового кровотока и изменение позы. Ориентировочный рефлекс ведет к повышенной рецепции стимуляции и улучшенному научению.

Приведем еще несколько  определений понятия «внимание» – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и т.п. [1, с. 68]

Внимание – это процесс  сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Таким образом, внимание выполняет  две основные функции: активизирующую и тормозящую. Оно тормозит ненужные и активизирует нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

 

1.2 Внимание у  детей дошкольного возраста

 

«Развитие внимания означает его постепенное совершенствование  по всем или отдельным свойствам, в частности – повышение устойчивости, концентрации, переключаемости и  расширение объема. Под развитием  внимания также понимают переход от более простых к более сложным видам от врожденных к приобретенным его видам», отмечает исследователь-психолог Р. С. Немов. [12, с. 118]

Важнейшим фактором развития познавательной деятельности ребенка  в процессе онтогенеза является совершенствование  мозговой организации внимания. Созревание мозговых функциональных систем внимания неотделимо от формирования нейрофизиологических механизмов восприятия и вместе с тем характеризуется особенностями, обусловленными спецификой структур мозга, входящих в их состав, и той ролью, которую играют процессы внимания в обеспечении психической деятельности.

Исследования мозговых механизмов внимания в современной нейрофизиологии базируются на представлении о нем как о самостоятельном психическом процессе, основными функциями которого являются контроль и организация поведения.

Наличие специального контролирующего  механизма («регулятора внимания») постулируется в модели селективного внимания Р. Шиффрина и У. Шнейдера [13, с. 39]

Объяснение избирательности  внимания в рамках другого направления  когнитивной психологии – теории ограниченных энергетических ресурсов – также основано на признании  существования организующего начала или контролирующего механизма. Так, центральным в модели внимания Д. Канемана является блок «политика распределения». [19? с. 162] Сходные представления о регулирующей роли внимания лежат в основе психофизиологической теории М. Познера. [13, с. 40]

В отечественной науке  точка зрения на внимание как на контролирующий и организующий процесс развивалась в рамках культурно-исторической теории психики. Внимание, согласно концепции Л. С. Выготского [4, с. 137] – это психическая функция, обеспечивающая направленность деятельности и формирующаяся сначала под влиянием внешних средств, регулирующих поведение в процессе общения ребенка со взрослыми.

Учение о внимании как  функции контроля является составной  частью теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [6, с. 84]. Внимание по П. Я. Гальперину, есть продукт развития внешней предметной деятельности контроля в форму внутреннюю.

Первым проявлением внимания у новорожденного ребенка является ориентировочный рефлекс в ответ  на неожиданные и биологические  значимые раздражители. При действии сигналов, связанных с пищевой мотивацией, а также звуковых раздражениях могут быть зарегистрированы двигательные и вегетативные компоненты ориентировочной реакции. Вместе с тем уже в этот период начинает функционировать система внимания, обеспечивающая начальные формы познавательной деятельности – восприятие внешней информации.

Качественные изменения  в развитии эмоционально-мотивационных  компонентов внимания, определяющие формирование когнитивной деятельности ребенка, происходят на втором году жизни и связаны с появлением первых форм произвольной регуляции деятельности.

В период индивидуального  развития от года до трех лет эмоционально-мотивационная  составляющая внимания сохраняет свою ведущую роль в регуляции поведения. Вместе с тем совершенствуются механизмы произвольного внимания и произвольной деятельности, что во многом определяется развитием речи и ее регулирующей функции.

Информация о работе Особенности развития внимания у дошкольников