Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к рассмотрению такого явления, как внимание.
Так, ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов у детей.
Таким образом, существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для теории развития внимания у дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у дошко-льников……………………………………………..……………………………...5
1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии….....5
1.2 Внимание у детей дошкольного возраста………………………….…7
Выводы по главе 1………………………………………………………...10
Глава 2 Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
2.1 Виды внимания с точки зрения психологии………………………...11
2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников……………….…12
Выводы по главе 2……………………………………………………...…15
Глава 3 Функции и свойства внимания. Развитие свойств внимания у дошкольников……………………………………………………………………16
3.1 Функции и свойства внимания……………………………………….16
3.2 Развитие свойств внимания у дошкольников…………………….....17
Выводы по главе 3………………………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….…………….21
Список литературы………………………………………………..……...21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Понятие внимания,
особенности развития внимания у
дошкольников…………………………………………….
1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии….....5
1.2 Внимание у детей дошкольного возраста………………………….…7
Выводы по главе 1………………………………………………………...10
Глава 2 Виды внимания. Развитие
видов внимания у детей дошкольного
возраста…………………………………………………….…
2.1 Виды внимания с точки зрения психологии………………………...11
2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников……………….…12
Выводы по главе 2……………………………………………………...…15
Глава 3 Функции и свойства
внимания. Развитие свойств внимания
у дошкольников…………………………………………
3.1 Функции и свойства внимания……………………………………….16
3.2 Развитие свойств внимания у дошкольников…………………….....17
Выводы по главе 3………………………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Введение
Тема данной работы «Особенности развития внимания у дошкольников».
Актуальность рассматриваемой темы связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к рассмотрению такого явления, как внимание.
Так, ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов у детей.
Таким образом, существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для теории развития внимания у дошкольников.
Объектом исследования в нашей работе стало внимание как психический процесс, а предметом исследования – особенности протекания этого психического процесса у детей, его развитие и совершенствование.
Целью работы является всестороннее рассмотрение и выявление особенностей развития внимания у дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определения основных
понятий темы, уточнить особенности
их употребления в
2) рассмотреть исторический аспект вопроса;
3) проанализировать авторские работы по теме;
4) сформулировать основные положения по теме работы.
В работе применялись различные методы научного исследования
1) метод дефиниции (используется для определения понятий);
2) описательный метод,
использованный нами для
2) метод анализа для изучения и сравнения данных, полученных в результате исследования и др.
Методической базой, на которую опирается наше исследование, стали работы, посвященные общим вопросам психологии [10, 14, 17, 18], проблемам развития психических процессов человека [1, 12, 15, 16], а также истории изучения и современному состоянию психологии детства [2, 10]. Это в частности работы таких известнейших авторов как Анна Фрейд [24], Л. С. Выготский [3, 4, 5], П. Я. Гальперин [6], П. М. Якобсон [26] и др.
Кроме того тема данной работы находится на стыке двух дисциплин – психологии и педагогики, поэтому в исследовании использованы педагогические пособия [8, 23], и работы известнейших педагогов, таких, как К. Д. Ушинский [23].
Работа состоит из введения, развернутой многочастной структуры основного содержания, заключения и списка литературы. Во введении формулируются актуальность, цели и задачи, предмет и объект, а также методы исследования, кратко анализируются источники литературы.
Основная часть состоит из четырех глав, в которых последовательно рассматриваются понятие, виды, функции и особенности внимания применительно к категории детей дошкольного возраста.
Каждая глава сопровождается краткими выводами по рассмотренным в ней вопросам.
Далее следует заключение,
в котором формулируются
Работу завершает список использованной литературы, в котором фигурируют учебные и методические пособия, статьи и ресурсы Интернета.
Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у дошкольников
1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии
Внимание наряду с ощущением, восприятием, мышлением, памаятью и др. входит в число психологических процессов человека.
Необходимо отметить, что
все психические явления
Наиболее кратковременные
и быстропротекающие
Среди психических процессов выделяются познавательные, эмоциональные и волевые.
Познавательные (когнитивные) процессы – это мыслительные процессы, которые обеспечивают человеку способность как объяснения, так и предвидения окружающей действительности. [1, с. 393]
Выделяются пять основных познавательных процессов человека: ощущение, восприятие, мышление, память и воображение. Некоторые ученые (например, Р. C. Немов, [12, с. 65]) относят к познавательным процессам внимание и речь.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». [15, с. 177]
Деление сознания на психические процессы условно, поэтому в настоящее разрабатываются интегративные подходы к психике.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание - без восприятия, а внимание - без мышления.
Существуют различные
определения понятия «внимание»
Согласно определению, которое дает В. В. Князева в книге «Педагогика: словарь научных терминов» [8, с. 108], внимание – самостоятельный познавательный процесс, при котором сознание человека направлено на какой-либо объект, явление с целью более полного и глубокого его отражения, т.е. это – сосредоточение энергии сознания на одном или нескольких объектах, обеспечивающее наиболее яркое отражение этих объектов.
Внимание напрямую связано с процессами возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга с так называемым ориентировочным рефлексом. Внимание – это динамическая сторона сознания.
Согласно определению понятия «внимание, которое дает «Психологическая энциклопедия» под ред. Р. Корсини и А. А Алексеева [18, с. 81-82] , внимание можно определить как «готовность со стороны организма к восприятию окружающих его стимулов».
Исторически сложилось
так, что понятие внимания
Структуралисты, напротив, рассматривали
внимание как состояние сознания,
которое заключается в
Гештальт-психологи, ассоцианисты, бихевиористы и психоаналитики были склонны вообще игнорировать внимание при построении своих теорий, в лучшем случае отводя ему малозначительную роль.
Современные российские психологи
стали первыми изучать
Приведем еще несколько определений понятия «внимание» – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и т.п. [1, с. 68]
Внимание – это процесс
сознательного или
Таким образом, внимание выполняет две основные функции: активизирующую и тормозящую. Оно тормозит ненужные и активизирует нужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
1.2 Внимание у детей дошкольного возраста
«Развитие внимания означает
его постепенное
Важнейшим фактором развития познавательной деятельности ребенка в процессе онтогенеза является совершенствование мозговой организации внимания. Созревание мозговых функциональных систем внимания неотделимо от формирования нейрофизиологических механизмов восприятия и вместе с тем характеризуется особенностями, обусловленными спецификой структур мозга, входящих в их состав, и той ролью, которую играют процессы внимания в обеспечении психической деятельности.
Исследования мозговых механизмов внимания в современной нейрофизиологии базируются на представлении о нем как о самостоятельном психическом процессе, основными функциями которого являются контроль и организация поведения.
Наличие специального контролирующего механизма («регулятора внимания») постулируется в модели селективного внимания Р. Шиффрина и У. Шнейдера [13, с. 39]
Объяснение избирательности
внимания в рамках другого направления
когнитивной психологии – теории
ограниченных энергетических ресурсов
– также основано на признании
существования организующего
В отечественной науке точка зрения на внимание как на контролирующий и организующий процесс развивалась в рамках культурно-исторической теории психики. Внимание, согласно концепции Л. С. Выготского [4, с. 137] – это психическая функция, обеспечивающая направленность деятельности и формирующаяся сначала под влиянием внешних средств, регулирующих поведение в процессе общения ребенка со взрослыми.
Учение о внимании как функции контроля является составной частью теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина [6, с. 84]. Внимание по П. Я. Гальперину, есть продукт развития внешней предметной деятельности контроля в форму внутреннюю.
Первым проявлением внимания
у новорожденного ребенка является
ориентировочный рефлекс в
Качественные изменения в развитии эмоционально-мотивационных компонентов внимания, определяющие формирование когнитивной деятельности ребенка, происходят на втором году жизни и связаны с появлением первых форм произвольной регуляции деятельности.
В период индивидуального
развития от года до трех лет эмоционально-
Информация о работе Особенности развития внимания у дошкольников