Особенности развития внимания у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность рассматриваемой темы связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к рассмотрению такого явления, как внимание.
Так, ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов у детей.
Таким образом, существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для теории развития внимания у дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у дошко-льников……………………………………………..……………………………...5
1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии….....5
1.2 Внимание у детей дошкольного возраста………………………….…7
Выводы по главе 1………………………………………………………...10
Глава 2 Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
2.1 Виды внимания с точки зрения психологии………………………...11
2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников……………….…12
Выводы по главе 2……………………………………………………...…15
Глава 3 Функции и свойства внимания. Развитие свойств внимания у дошкольников……………………………………………………………………16
3.1 Функции и свойства внимания……………………………………….16
3.2 Развитие свойств внимания у дошкольников…………………….....17
Выводы по главе 3………………………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….…………….21
Список литературы………………………………………………..……...21

Файлы: 1 файл

Особенности развития внимания у дошкольников (1).docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

В дошкольном возрасте познавательная потребность проявляется как  стремление к новым впечатлениям и новизна окружающих ребенка  объектов является ведущим фактором привлечения внимания. С 4 до 7 лет  идет быстрое нарастание объема внимания.

Уже в самом начале дошкольного  периода в когнитивной деятельности ребенка происходят существенные изменения, связанные с совершенствованием процессов произвольной регуляции, которая на этом этапе индивидуального развития осуществляется еще по внешней инструкции, исходящей от взрослого.

К концу дошкольного периода  ребенок становится способным использовать знак в качестве средства внешнего опосредования своих действий (Выготский [4, с. 176]). Это принципиальный этап в развитии произвольной регуляции высших психических функций, которые являются опосредованными по своему строению (Лурия [10, с. 66]).

Изменения состоят в возникновении  новых сложных психологических  систем, с новыми внутрисистемными функциональными отношениями и  с изменениями самих функций. Так, в старшем дошкольном возрасте начинается бурное развитие опосредованных форм запоминания, изменяется система зрительного восприятия, когда процесс опознания начинает основываться не только на перцептивных, но и на концептуальных характеристиках объекта. В то же время на этом этапе онтогенеза функции программирования, регуляции и контроля деятельности еще не являются достаточно зрелыми, чтобы обеспечивать высокую подвижность мышления и различные аспекты мыслительной деятельности, связанные с формированием абстрактных понятий.

Качественные изменения  эффективности управляющего внимания и произвольной организации деятельности к концу периода дошкольного  детства связаны с формированием нейрофизиологических механизмов нисходящих избирательных модулирующих влияний на кору головного мозга со стороны высших центров регуляции – лобных отделов. Согласно данным морфологических исследований, возраст 5-6 лет является очередным переломным этапом в структурно-функциональном созревании лобной коры головного мозга. [19, с. 200-201]

 

 

 

 

Выводы по главе 1

 

Проблема внимания на протяжении всей истории развития психологии являлось одной из главных проблем, рассмотрением  которой занимались представители  всех психологических учений. Важнейшей  характеристикой внимания является выполнение им регулятивной функции.

Развитие внимания у детей  начинается с ориентировочного рефлекса, развивается от простейших форм к  более сложным, от непроизвольного  внимания к произвольному, и к старшему дошкольному возрасту формируется сложная когнитивная система регуляции деятельности, основанная не только на внешней регуляции (инструкции взрослого), но и на внутренних представлениях о поведении, использовании знаков, абстрактных понятий.

Дошкольный период является важнейшим в формировании внимания у детей. В это время закладываются  основы будущей познавательной деятельности, которые получат развитие во время школьного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава 2  Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста

 

2.1 Виды внимания  с точки зрения психологии

 

Существует несколько  подходов к классификации различных  видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные  объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д.

По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное  внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания (например, активизация всех видов внимания у хирурга, совершающего сложную операцию).

По ведущему анализатору  различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное  и другие виды внимания.

По форме выделяются  следующие формы внимания: коллективное, групповое и индивидуальное.

По видам, зависящим от степени контроля, внимание распределяется на активное и пассивное, внешнее  и внутреннее, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.

Внимание зависит от особенностей личности человека: потребностей, темперамента, воли, а также настроения и физического  самочувствия.

По типам психологи  выделяют три типа внимания:

1) Непроизвольное.

Наиболее простое и  генетически исходное внимание. Оно  имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Такое внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта – новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и т. д. Физиологическое проявление этого вида внимания – ориентировочная реакция.

2) Произвольное.

Внимание, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, и таким образом неразрывно связано с речью. О произвольном внимании говорят в том случае, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений и требует волевых усилий со стороны субъекта. Это внимание отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации и по происхождению связано с трудовой деятельностью. [1, с. 69-70]

3) Послепроизвольное (или  постпроизвольное).

Внимание, возникающее на основе внимания произвольного. Оно  заключается в результате сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Появление его возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение, сохраняется сознательная целенаправленность внимания и соответствие направленности деятельности принятым целям, но выполнение ее уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма. [10, с. 69]

В зависимости от того, где  находится объект внимания – во внешнем или во внутреннем субъективном  мире, различают внешнее и внутреннее внимание.

Внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – тип внимания, обращенного на объекты внешнего мира. Является необходимым условием познания и преобразования внешнего мира.

Внутренне внимание – тип  внимания, обращенного на объекты  субъективного мира человека. Это необходимое условие самопознания и самовоспитания.

 

2.2 Развитие видов  внимания у детей-дошкольников

 

     Природное  внимание дано человеку с самого  его рождения в виде врожденной  способности избирательно реагировать  на те или иные внешние или  внутренние стимулы, несущие в  себе элемент информационной  новизны. Основной механизм, обеспечивающий  работу такого внимания, называется  ориентировочным рефлексом. Он  связан с активностью ретикулярной  формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное  внимание складывается прижизненно  в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а  произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение  определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать  чувственное и интеллектуальное  внимание. Первое по преимуществу связано  с эмоциями и избирательной работой  органов чувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Отдельно следует рассмотреть  развитие произвольного внимания как  более совершенной формы внимания у детей дошкольного возраста.

На протяжении дошкольного  детства господствуют непроизвольные (непреднамеренные) внимание, память, воображение. Развитие этих процессов связано с тем, что возрастает самостоятельность ребенка, изменяется организация его жизни, он осваивает речь, игровую, трудовую, продуктивную и другие виды деятельности. Под влиянием новых требований взрослого и новых условий деятельности перед школьником встают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить, воспроизвести материал, построить замысел игры или рисунка и т.п. Решение таких задач требует нового уровня внимания, памяти, воображения.

Непроизвольное внимание характеризуется целенаправленностью, проявлением значительного напряжения. Развитие произвольного внимания осуществляется под руководством взрослого. Слово в виде инструкции или требования взрослого выступает как фактор, помогающий ребенку овладеть своим вниманием. Таким образом, развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им, которыми первоначально являются слова или указательные жесты взрослого.

В старшем дошкольном возрасте средством управления своим вниманием становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Он выбирает цель по собственной инициативе, осуществляет волевой отбор объектов внимания, а затем изучает их.

Таким образом, развитие произвольно  внимания связано: а) с развитием речи; б) с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели; в) освоением правил и норм поведения; г) становлением волевого действия. [22, с. 153]

Произвольное внимание также  может переходить в постпроизвольное при некоторых условиях. Если ребенку  начинает нравиться не только результат, но процесс деятельности, то само действие уже не требует у него столь значительных волевых усилий для поддержания внимания. Развитие постпроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с умением ставить и удерживать цель, с привычкой прилагать волевые усилия для ее достижения.

Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание очень важно при обучении дошкольников на занятиях, так как  длительность поддержания внимания с помощью волевых усилий для  них утомительна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

Итак, по видам внимание делится  на коллективное, групповое и индивидуальное. Также выделяются несколько типов внимания: произвольное, непроизвольное, постпроизвольное.

Все виды и типы внимания важны для человека и играют значительную роль в его жизни на разных этапах развития. При этом на ранних этапах внимание формируется от простейших своих форм к более сложным.

На основе непроизвольного  внимания у ребенка в дошкольном возрасте формируется произвольное,  а на его базе и постпроизвольное внимание. Этот процесс развития внимания не идет самостоятельно и требует усилий со стороны ребенка и поддержки и научения со стороны взрослых. В этот период развития ребенок учится удерживать внимание, самостоятельно определяет цель деятельности, последовательность действий, отбор объектов внимания.

Развитие произвольного  и постпроизвольного внимания чрезвычайно  важно для дальнейшей учебной  деятельности будущего школьника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 3 Функции и свойства внимания. Особенности развития свойств внимания у дошкольников

 

3.1 Функции и  свойства  внимания

 

Внимание характеризует  согласованность различных звеньев  функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения (например, скорость и точность выполнения задачи). Выделяются три функции внимания:

1) активизация нужных  и торможение ненужных психологических  и физиологических процессов;

2) способствование организованному  и целенаправленному отбору поступающей информации;

3) обеспечение избирательной  и длительной сосредоточенности  психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. [1, с. 29]

В западной психологии накоплен большой экспериментальный материал, касающийся функций внимания. Причина, по которой человек направляет внимание избирательно на некоторые признаки, часто приписывается недостаточной пропускной способности канала или нашей неспособности обрабатывать все сенсорные признаки одновременно. Такое представление предполагает, что где-то в переработке информации есть «узкое место», частично обусловленное неврологическими возможностями.

Внимание в жизни и  деятельности человека выполняет много  различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Информация о работе Особенности развития внимания у дошкольников