Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к рассмотрению такого явления, как внимание.
Так, ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов у детей.
Таким образом, существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для теории развития внимания у дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у дошко-льников……………………………………………..……………………………...5
1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии….....5
1.2 Внимание у детей дошкольного возраста………………………….…7
Выводы по главе 1………………………………………………………...10
Глава 2 Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
2.1 Виды внимания с точки зрения психологии………………………...11
2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников……………….…12
Выводы по главе 2……………………………………………………...…15
Глава 3 Функции и свойства внимания. Развитие свойств внимания у дошкольников……………………………………………………………………16
3.1 Функции и свойства внимания……………………………………….16
3.2 Развитие свойств внимания у дошкольников…………………….....17
Выводы по главе 3………………………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….…………….21
Список литературы………………………………………………..……...21
В дошкольном возрасте познавательная потребность проявляется как стремление к новым впечатлениям и новизна окружающих ребенка объектов является ведущим фактором привлечения внимания. С 4 до 7 лет идет быстрое нарастание объема внимания.
Уже в самом начале дошкольного
периода в когнитивной
К концу дошкольного периода ребенок становится способным использовать знак в качестве средства внешнего опосредования своих действий (Выготский [4, с. 176]). Это принципиальный этап в развитии произвольной регуляции высших психических функций, которые являются опосредованными по своему строению (Лурия [10, с. 66]).
Изменения состоят в возникновении новых сложных психологических систем, с новыми внутрисистемными функциональными отношениями и с изменениями самих функций. Так, в старшем дошкольном возрасте начинается бурное развитие опосредованных форм запоминания, изменяется система зрительного восприятия, когда процесс опознания начинает основываться не только на перцептивных, но и на концептуальных характеристиках объекта. В то же время на этом этапе онтогенеза функции программирования, регуляции и контроля деятельности еще не являются достаточно зрелыми, чтобы обеспечивать высокую подвижность мышления и различные аспекты мыслительной деятельности, связанные с формированием абстрактных понятий.
Качественные изменения эффективности управляющего внимания и произвольной организации деятельности к концу периода дошкольного детства связаны с формированием нейрофизиологических механизмов нисходящих избирательных модулирующих влияний на кору головного мозга со стороны высших центров регуляции – лобных отделов. Согласно данным морфологических исследований, возраст 5-6 лет является очередным переломным этапом в структурно-функциональном созревании лобной коры головного мозга. [19, с. 200-201]
Выводы по главе 1
Проблема внимания на протяжении всей истории развития психологии являлось одной из главных проблем, рассмотрением которой занимались представители всех психологических учений. Важнейшей характеристикой внимания является выполнение им регулятивной функции.
Развитие внимания у детей начинается с ориентировочного рефлекса, развивается от простейших форм к более сложным, от непроизвольного внимания к произвольному, и к старшему дошкольному возрасту формируется сложная когнитивная система регуляции деятельности, основанная не только на внешней регуляции (инструкции взрослого), но и на внутренних представлениях о поведении, использовании знаков, абстрактных понятий.
Дошкольный период является важнейшим в формировании внимания у детей. В это время закладываются основы будущей познавательной деятельности, которые получат развитие во время школьного периода.
Глава 2 Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста
2.1 Виды внимания с точки зрения психологии
Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д.
По форме деятельности выделяют сенсорно-перцептивное внимание, когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств – например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю, или внимание человека, слушающего музыку. Интеллектуальное внимание активизируется при решении мыслительных процессов; двигательное внимание важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений). Некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания (например, активизация всех видов внимания у хирурга, совершающего сложную операцию).
По ведущему анализатору различают зрительное, слуховое, кинестетическое, вкусовое, обонятельное и другие виды внимания.
По форме выделяются следующие формы внимания: коллективное, групповое и индивидуальное.
По видам, зависящим от степени контроля, внимание распределяется на активное и пассивное, внешнее и внутреннее, произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
Внимание зависит от особенностей личности человека: потребностей, темперамента, воли, а также настроения и физического самочувствия.
По типам психологи выделяют три типа внимания:
1) Непроизвольное.
Наиболее простое и генетически исходное внимание. Оно имеет пассивный характер, так как навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Такое внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта – новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и т. д. Физиологическое проявление этого вида внимания – ориентировочная реакция.
2) Произвольное.
Внимание, которое направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, и таким образом неразрывно связано с речью. О произвольном внимании говорят в том случае, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений и требует волевых усилий со стороны субъекта. Это внимание отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации и по происхождению связано с трудовой деятельностью. [1, с. 69-70]
3) Послепроизвольное (или постпроизвольное).
Внимание, возникающее на основе внимания произвольного. Оно заключается в результате сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Появление его возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение, сохраняется сознательная целенаправленность внимания и соответствие направленности деятельности принятым целям, но выполнение ее уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма. [10, с. 69]
В зависимости от того, где находится объект внимания – во внешнем или во внутреннем субъективном мире, различают внешнее и внутреннее внимание.
Внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) – тип внимания, обращенного на объекты внешнего мира. Является необходимым условием познания и преобразования внешнего мира.
Внутренне внимание – тип внимания, обращенного на объекты субъективного мира человека. Это необходимое условие самопознания и самовоспитания.
2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников
Природное
внимание дано человеку с
Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание
не управляется ничем, кроме того
объекта, на который оно направлено
и который соответствует
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
Наконец, можно различать
чувственное и
Отдельно следует рассмотреть
развитие произвольного внимания как
более совершенной формы
На протяжении дошкольного детства господствуют непроизвольные (непреднамеренные) внимание, память, воображение. Развитие этих процессов связано с тем, что возрастает самостоятельность ребенка, изменяется организация его жизни, он осваивает речь, игровую, трудовую, продуктивную и другие виды деятельности. Под влиянием новых требований взрослого и новых условий деятельности перед школьником встают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить, воспроизвести материал, построить замысел игры или рисунка и т.п. Решение таких задач требует нового уровня внимания, памяти, воображения.
Непроизвольное внимание
характеризуется
В старшем дошкольном возрасте средством управления своим вниманием становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. Он выбирает цель по собственной инициативе, осуществляет волевой отбор объектов внимания, а затем изучает их.
Таким образом, развитие произвольно внимания связано: а) с развитием речи; б) с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели; в) освоением правил и норм поведения; г) становлением волевого действия. [22, с. 153]
Произвольное внимание также может переходить в постпроизвольное при некоторых условиях. Если ребенку начинает нравиться не только результат, но процесс деятельности, то само действие уже не требует у него столь значительных волевых усилий для поддержания внимания. Развитие постпроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с умением ставить и удерживать цель, с привычкой прилагать волевые усилия для ее достижения.
Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание очень важно при обучении дошкольников на занятиях, так как длительность поддержания внимания с помощью волевых усилий для них утомительна.
Выводы по главе 2
Итак, по видам внимание делится на коллективное, групповое и индивидуальное. Также выделяются несколько типов внимания: произвольное, непроизвольное, постпроизвольное.
Все виды и типы внимания важны для человека и играют значительную роль в его жизни на разных этапах развития. При этом на ранних этапах внимание формируется от простейших своих форм к более сложным.
На основе непроизвольного внимания у ребенка в дошкольном возрасте формируется произвольное, а на его базе и постпроизвольное внимание. Этот процесс развития внимания не идет самостоятельно и требует усилий со стороны ребенка и поддержки и научения со стороны взрослых. В этот период развития ребенок учится удерживать внимание, самостоятельно определяет цель деятельности, последовательность действий, отбор объектов внимания.
Развитие произвольного и постпроизвольного внимания чрезвычайно важно для дальнейшей учебной деятельности будущего школьника.
Глава 3 Функции и свойства внимания. Особенности развития свойств внимания у дошкольников
3.1 Функции и свойства внимания
Внимание характеризует
согласованность различных
1) активизация нужных
и торможение ненужных
2) способствование
3) обеспечение избирательной
и длительной
В западной психологии накоплен
большой экспериментальный
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Информация о работе Особенности развития внимания у дошкольников