Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы связана с многообразием психологических концепций, каждая из которых по-своему рассматривает процесс становления психики ребенка, а также имеет собственный подход к рассмотрению такого явления, как внимание.
Так, ассоциативная психология, гештальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ выделяют различные аспекты развития психических процессов у детей.
Таким образом, существует необходимость описания и сравнительного анализа различных концепций с целью выделения общих и главных черт, характерных для теории развития внимания у дошкольников.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие внимания, особенности развития внимания у дошко-льников……………………………………………..……………………………...5
1.1 Понятие внимания, история изучения внимания в психологии….....5
1.2 Внимание у детей дошкольного возраста………………………….…7
Выводы по главе 1………………………………………………………...10
Глава 2 Виды внимания. Развитие видов внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….………………….11
2.1 Виды внимания с точки зрения психологии………………………...11
2.2 Развитие видов внимания у детей-дошкольников……………….…12
Выводы по главе 2……………………………………………………...…15
Глава 3 Функции и свойства внимания. Развитие свойств внимания у дошкольников……………………………………………………………………16
3.1 Функции и свойства внимания……………………………………….16
3.2 Развитие свойств внимания у дошкольников…………………….....17
Выводы по главе 3………………………………………………..……….20
Заключение………………………………………………….…………….21
Список литературы………………………………………………..……...21
С вниманием связаны
Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.
Качествами внимания являются:
1) концентрация (сосредоточенность,
высокая интенсивность при
А. А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. [Цит. по: 22, с. 203]
2) направленность (внешняя при восприятии внутренняя при мышлении и памяти);
3) сила/интенсивность (
4) устойчивость (длительность сопротивляемости отвлечениям);
5) переключаемость (способность к быстрому переключению на новый объект);
6) объем (пропускная способность – количество объектов, которое может быть одновременно воспроизведено и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени). Объем памяти у взрослых людей составляет 5-7(+/ - 2) объектов, но можно научиться схватывать 10 и более одновременно;
7) распределяемость/
В процессе онтогенеза идет постепенное развитие свойств внимания.
3.2 Развитие свойств внимания у дошкольников
В дошкольном возрасте изменения касаются всех свойств и видов внимания. Во-первых, увеличивается его объем – количество объектов, на которые оно направлено в данный момент. Дошкольник может действовать с двумя-тремя предметами, последовательно рассмотреть и воспринять их довольно ясно. При этом результаты восприятия улучшаются, если взрослый помогает сравнить предметы, выделить их сходство и различие. Увеличение объемом внимания сказывается не только в количественной, но и качественной характеристике объектов, на которые направлено внимание дошкольника. В отличие от ребенка более раннего возраста, внимание дошкольника привлекают не только новые, красочные и яркие объекты, но и те, которые маленькому ребенку кажутся непривлекательными. Дошкольники интересуются назначением предметов, функциональными и причинно-следственными связями с другими предметами.
В этот период объектами внимания становятся содержание книг, сказок, иллюстраций к ним, картин, личность и деятельность взрослых и сверстников, поведение животных, явления природы. Все чаще объектом внимания становится речь взрослых – их инструкции, требования, указания, оценки. Но даже у старших дошкольников объем внимания еще недостаточен, особенно при распознавании сложных объектов (цифр, букв, знаков и т.п.), что часто приводит к ошибочному узнаванию. [22, с. 149]
Возрастает, хотя и в незначительной степени, возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Если дошкольник освоил какое-либо бытовое действие, и оно стало привычным, то ему становится легче совмещать это действие с выполнением какого-либо другого. Все чаще ребенку приходится взаимодействовать с несколькими предметами одновременно, например, читать сказку и рассматривать картинки в ней.
Однако, трудности распределения внимания в сочетании с узостью его объема не позволяют дошкольнику увидеть и оценить, а также предусмотреть последствия его собственных действий.
Изменяется и переключение внимания – способность переходить от завершения одного действия к другому, например, от игры к обеду и т.д. Ребенку бывает сложно заканчивать свои действия по команде взрослого, особенно если они важны для него. Трудности переключения внимания обусловлены тем, что для дошкольника это свойство не превратилось в интеллектуально-волевое действие, которое предполагает осознание необходимости и возможность изменить характер или способ деятельности. Поэтому взрослый должен специально обучать ребенка приемам переключения внимания.
Переключаемость внимания при распознавании зрительной информации в возрасте 5-10 лет улучшается с 6 лет, быстрее всего в период с 7 до 8 лет. Интенсивность внимания, скорость переработки информации улучшаются с восьми лет с резким скачком в девятилетнем возрасте.
Устойчивость внимания улучшается, начиная с 5 лет, в быстром темпе – до 8 лет, продолжает развиваться в замедленном темпе до 10 лет.
Итак, у старшего дошкольника увеличивается устойчивость внимания, т.е длительность сосредоточения на важном объекте. Продолжительность детских игр возрастает от 27 минут у детей 3 лет до 96-100 минут у детей 5-6 лет. [22, с. 150]
Возрастание устойчивости внимания дает ребенку возможность выполнять под руководством взрослого даже не очень интересную работу, т. е. ребенок не отвлекается на более интересное дело, если понимает, что начатое дело необходимо довести до конца.
Устойчивость внимания
зависит от характера
Выводы по главе 3
Многообразие функций, которые выполняет внимание, делают его важнейшим психическим процессом, на котором базируются другие процессы, например, память и мышление. Функции внимания связаны с процессами возбуждения и торможения, а также с контролем, осуществляемым индивидом в процессе деятельности.
К свойствам внимания относятся его объем, устойчивость, переключение и другие. Эти свойства развиваются постепенно вместе с формированием у дошкольника других познавательных процессов. В этот период индивидуального развития увеличивается объем и устойчивость, изменяется переключение внимания, меняются и другие его характеристики.
Стремительное развитие свойств внимания характерно в основном для старших дошкольников и активно продолжается в младшем школьном возрасте.
Заключение
Проблема развития внимания у детей является одной из главных в возрастной психологии. Простейшее непроизвольное внимание начинает развиваться уже в младенческом возрасте.
В дошкольном возрасте
происходит развитие всех
Эти процессы продолжаются и в младшем школьном возрасте, но именно в дошкольные годы закладываются основы внимания, а значит и основы успешного обучения и успешной жизни будущего взрослого.
В этой ситуации очень важно поведение взрослых, которые могут научить ребенка управлять собственным вниманием (с помощью команд и инструкций), а значит – перевести внимание из разряда произвольного в непроизвольный.
К началу учебной деятельности ребенок уже обладает достаточным объемом внимания, способностью удерживать, распределять и переключать внимание, а также совершать многие действия автоматически, тем самым высвобождая внимание для других объектов.
Гармоничное развитие всех свойств внимания является для ребенка залогом хорошей и успешной учебы при выходе из дошкольного возраста.
Список литературы
1. Баданина, Л. П. Познавательные процессы : курс лекций / Л. П. Баданина. - СПб. : РГПУ, 2002. - 64 с.
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. История возрастной психологии: детская психология [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4: Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2004. – 220 с.
5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2004. – 142 с.
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая
С.Л. Экспериментальное
7. Из жизни людей дошкольного возраста: дети в изменяющемся мире / М. С. Егорова, Н. М. Зырянова, С. Д. Пьянкова, Ю. Д. Черткова; Рос. акад. Образования; Психол. ин-т. - СПб. : Алетейя, 2001. – 238 с.
8. Князева В. В. Педагогика: словарь научных терминов / В. В. Князева. – М. : Вузовская книга, 2009. – 872 с.
9. Косякова О. О. Психология раннего и дошкольного детства / О. О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 415 с.
10. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
11. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд. - М.: Аcademia, 2003. – 452 с.
12. Немов Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч.1 / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 118.
13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вуза / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с.
14. Пасяева К. З. Развитие внимания и логического мышления / К. З. Пасяева // Начальная школа. - 2005. - N 7. - С. 38 - 40.
15. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Д. Чепман, У. А. Конрой; пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. – 832 с.
16. Познавательные процессы личности и методика их развития: Метод. рекомендации / Авт.-сост. Е. П. Боровикова и др.; Под ред. Е. Н. Степанова. - Псков, 1994. – 58 с.
17. Познавательные психические процессы: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А. Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2001. - 475с.
18. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха; перевод и науч. ред. А. А. Алексеева. – Изд. 2-е. – СПб.: Питер, 2006. – 1096 с.
19. Развитие мозга и
формирование познавательной
20. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2006. – 365 с.
21. Тихомирова, Л. Ф. Познавательные способности: Дети 5-7 лет / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 142 с.
22. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2011. – 272 с.
23. Ушинский К.Д. Избранные
педагогические сочинения. В 2-
24. Фрейд А. Психопатологии детства: перевод с немецкого / А. Фрейд. – М.: NOTA BENE, 2000. – 222 с.
25. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; Под общ. ред. В. Б. Шапаря. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 806 с.
26. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников / С. Г. Якобсон, Н. М. Сафонова // Вопросы психологии. - 2000. - N 6. - C.19-25.
27. Яновский М.И. Внимание как критерий оценки состояния сознания / М. И. Яновский // Вопросы психологии. - 2005. - N 6. - С.91-97
Информация о работе Особенности развития внимания у дошкольников