Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка эффективных условий использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевого развития детей;
2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие речи у детей раннего возраста.
I.1 Современное состояние проблемы ранней диагностики речевого развития у детей
I.2 Анатомо-физиологические механизмы речи. Развитие речи в онтогенезе.
1.3 Особенности психическое развития ребенка раннего возраста
1.4 Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста
Глава 2. Диагностика развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками
2.1 Диагностика развития речи детей раннего возраста
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.06 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ           УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  И ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине:  психодиагностика

 

 

 

"Особенности речевого развития  детей раннего  возраста в

игре"

 

 

 

 

                                    Выполнил:        слушатель  ПС 24

                                                                     Держиева А.В.

                                                    Руководитель:   Ганкович А.А.

                                                                                ст.преподаватель                              

                                                                                                   

 

 

 

 

 

Витебск, 2013

                                 

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Развитие  речи у детей раннего возраста.

I.1 Современное состояние проблемы  ранней диагностики речевого  развития у детей

I.2 Анатомо-физиологические механизмы  речи. Развитие речи в онтогенезе.

1.3 Особенности психическое развития ребенка раннего возраста

1.4 Игра и ее роль в развитии  ребенка раннего возраста

Глава 2. Диагностика  развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками

        2.1 Диагностика  развития речи  детей раннего возраста

2.2 Анализ полученных результатов

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Личность людей складывается только в их отношениях с окружающими людьми, и лишь в отношениях с ними функционирует этот, по меткому замечанию Э. В. Ильенкова, «конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности». Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, формирования его личности. А.Н. Леонтьев писал, что речь «представляет собой как бы решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применение разных речевых средств».    

   Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Основной фундамент в становлении и формировании речи закладывается в раннем возрасте.

      На современном этапе развития современной педагогики период  раннего развития детства находится в центре внимания во многих странах мира.  Одной из актуальных становится проблема раннего выявления отклонений в детском развитии. При этом особое внимание занимает изучение речевых расстройств детей раннего возраста.

  Актуальность:

  В настоящее время особую актуальность приобретает проблема ранней диагностики речевого развития детей и ранней коррекционной помощи. Это обусловлено рядом причин:

 Количество детей раннего возраста с нарушениями в развитии речи в современных условиях непрерывно возрастает.

Логопедическая работа с детьми часто начинается после 4-5- лет и  направлена на исправление уже сложившегося дефекта речи. Развитием ребенка и, следовательно, не замечают отклонений в развитии речи ребенка,

Период от 1,5 до 3 лет является сенситивным для развития речи.

В это время интенсивно развивается  понимание речи, на фоне которого происходит активное овладение словарем в процессе игр и общения с взрослыми резко возрастает речевая активность ребенка.

 В ранние годы происходит интенсивное развитие мозга (головной мозг устраивает свой вес) и формируются его функции.

         Любая функция центральной нервной системы является наиболее податливей к тренировке в тот период, когда она формируется естественным путем.

Таким образом, особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций определяет важность ранней коррекционной работы с детьми.

 Позднее или ограниченное речевое развитие ребенка в той или иной мере отражается на динамике развития психической деятельности ребенка. Поэтому, основываясь на учении Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы и, следовательно, при раннем выявлениях речевых нарушений, предупреждается появление вторичных отклонений.

Учитывая ,что речевые отклонения в развитии ребенка возникают в раннем возрасте и приводит к задержке развития, необходимо их своевременное выявление.

 В нашей стране система интегрированного обучения не совершенна, для его усовершенствования необходимы внешние и внутренние условия. Одним из внешних, немаловажных, условий является  раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, только тогда можно достичь принципиальных результатов в развитии ребенка.

Цель исследования: разработка эффективных условий использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.

Объект  исследования: процесс речевого развития детей раннего возраста.

Предмет исследования: условия развития речи детей раннего возраста посредством игрушки.

Задачи исследования:

1. Выявить эффективные условия для развития речевого развития детей;

2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи;

3. Выявить уровень развития речевого развития детей при проведении экспериментальных занятий;

4. Проверить эффективность методики экспериментальной работы

5. Изучать и анализировать научно - методическую литературу.        

6. Исследование игровой деятельности  ребенка раннего возраста и  ее влияния на развитие активной  речи.

        Основным методом исследовательской работы был педагогический эксперемент.

Кроме того были использованы другие методы: 

- изучение и анализ теоретических  работ по психологии, педагогике, русскому языку и литературе;

  - наблюдение за детьми;

- анализ детских работ.

Методологическую основу составили исследования по развитию речи следующих авторов (В.П. Балабанова С.Я. Рубинштейн А.В. Петровский, Р.И. Лалаева, В.Н. Лавриненко, А.В. Ястребова)

При рассмотрении состояния исследуемой  проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики развития речи, обследование детей по выявлению уровня развития речи, логопедическая работа по развитию речи, эксперимент, наблюдения, количественный и качественный анализ полученных данных.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, имеет список литературы, включающий 36 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Развитие речи у детей раннего возраста.

I.1 Современное состояние  проблемы ранней диагностики речевого развития у детей

   Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав  человека, состоянием дефектологической науки как интегрированной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики.                                                                                                          Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы социального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

– Социальная маркировка ребенка  с особыми нуждами как ребенка  с дефектом;

– Охват системой социального образования  лишь части нуждающихся детей;

– Жесткость и безвариативность форм получения образования;

– Примат образовательного стандарта  над развитием личности ребенка.

Парадоксально, но такая «негативная  ситуация» имела и «позитивные  результаты»:

– Постановка теоретических и исследовательских  задач высокого уровня;

– Интенсивная разработка теоретических  основ специальной педагогики и  психологии;

– Высокий уровень развития специальных  педагогических технологий (Л.С. Выготский, В.П.Кащенко, А.Р. Лурия, А.Я. Граборов, А.С. Грибоедов, Г.М. Дульнов, Р.Е. Левина, А.И. Дъячков и другие). Методология и теоретические основы решения поставленных задач признаются зарубежными специалистами крупными достижениями не только российской, но и мировой специальной психологии и педагогики.

    Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении различных задач, направленных на целенаправленное преобразование базы развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики:

– Поддерживать и развивать функционирующую  государственную систему специального образования за счет введения инноваций, методов в рамках существующего содержания специального образования;

– Целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

– Обобщить результаты многолетних  экспериментов по ранней (от 0 до 3-х  лет) психолого-педагогической коррекции  детей с различными нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий, начиная с первых месяцев жизни.

   Вплоть до последних лет   обследование младенцев вообще  и младенцев риска в частности, характеризовалось:

– Приоритетом медицинских служб, отсутствием педагогической, психологической, социальной работы;

– Недостатком методов диагностики  и определения уровня функционального развития младенцев, отсутствие системы раннего обнаружения младенцев риска;

– Недостатком новой литературы в области развития младенцев;

– Отсутствием системы подготовки педагогов (в том числе, специальных  педагогов) и психологов для детей  от 0 до 3-х лет.

   Вплоть до настоящего  времени, университеты и педагогические  институты готовят специалистов для работы с детьми в основном с трех лет.

Таким образом, поставлена задача в  государственном масштабе, осуществить программу ранней помощи детям. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Результаты отечественных и зарубежных научных исследований и практики со всей очевидностью показывают, что раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатая с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития.

 

I.2 Анатомо-физиологические  механизмы речи. Развитие речи  в онтогенезе.

    Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Но речь является и важнейшей социальной функцией, т.к. предполагает непременное условие общения ребенка со взрослыми. Л.С. Выготский впервые выдвинул положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

   Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии, и, в-третьих, правильно определить пути коррекционного воздействия.

   Речевой акт осуществляется  сложной системой органов, в  которой главная, ведущая роль  принадлежит деятельности головного  мозга.

    При нормальном речевом общении детей с окружающими речевые связи образуются путем подражания и упрочиваются путем рефлекторного повторения - физиологической эхолалии. Для того чтобы ребенок стал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития как речедвигательный и слухоречевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание аналитическое и функциональное, они тесно взаимосвязаны.

     Н.Н. Авдеева, С.Ю.  Мищерекова  выделяют следующие этапы развития речи детей в процессе общения. Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей. Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка и является подготовительным в развитии детской речи и разделяется на четыре этапа:

– 1 этап (0-3 месяца) характеризуется  развитием эмоционально-выразительных  реакций;

– 2 этап (3-6 месяцев) - время появления  голосовых реакций, гуления, лепета;

– 3 этап (6-10 месяцев) - начало развития понимания речи, активного лепета;

– 4 этап (10-12 месяцев) - время появления  первых слов. (А.В. Запорожец, Н.М. Аксарина) 

  На протяжении первого года  ребенок, меняет, по крайней мере, две формы общения с окружающими  взрослыми. К двум месяцам у  него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:

- общение находится на положении ведущей деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром.

- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является личностный мотив.

- основным средством общения с окружающими людьми, служит для младенцев категория выразительных движений и поз .

Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре