Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель исследования: разработка эффективных условий использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевого развития детей;
2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи;
Введение
Глава 1. Развитие речи у детей раннего возраста.
I.1 Современное состояние проблемы ранней диагностики речевого развития у детей
I.2 Анатомо-физиологические механизмы речи. Развитие речи в онтогенезе.
1.3 Особенности психическое развития ребенка раннего возраста
1.4 Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста
Глава 2. Диагностика развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками
2.1 Диагностика развития речи детей раннего возраста
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
Только за 90-е гг. XX в. в теории игрового обучения детей можно отметить актуальные исследования таких авторов, как З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, С.Л. Новоселова, Х.Т. Шерьязданова, Г.М. Касымова и другие. Так, например, С.Л. Новоселовой предложен новый вариант классификации игр, составленный по принципу деления детей в зависимости от проявляемой в игре инициативы, З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова исследовали особенности применения развивающих игр в раннем возрасте, X.Т. Шерьяздановой установлено психологическое влияние игры на развитие общения между ребенком и взрослым, Г.М. Касымовой сделана попытка показать возможности применения развивающих игр в диагностике и коррекции познавательного и волевого развития дошкольников.
Глава 2. Диагностика развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками
2.1 Диагностика развития речи детей раннего возраста
Исследование проводилось в а/г Копти, Витебского р-на, Витебской обл., в ГУО «Коптянский ясли-сад ».
Строя модель эксперимента, мы исходили из положения А.Н. Леонтьева о том, что при изучении той или иной ведущей деятельности, и в том числе игры, задача исследователя состоит не только в объяснении этой деятельности из уже сложившихся психических особенностей ребенка, но также и в том, чтобы из возникновения и развития самой игры понять те психические особенности, которые проявляются и формируются у ребенка на протяжении периода ведущей роли данной деятельности.
С каждым ребенком проводилась серия
исследований, в ходе которых регистрировался
наличный уровень игры и изменения,
происходившие в ней под
Возраст от 2 до 3 лет является
периодом интенсивного речевого развития.
Поэтому диагностике речевого развития
в этом возрасте следует уделять более
пристальное внимание, чем на предыдущих
этапах. Особенно быстро в это время развивается
активная речь ребенка. Вместе с тем, количество
произносимых речевых звуков и слов не
является главным и единственным показателем
нормального речевого развития. Важно,
чтобы между активным и пассивным словарями
ребенка существовала тесная взаимосвязь,
а каждое слово было наполнено определенным
смыслом. Поэтому при диагностике речевого
развития главное - учитывать гармоничность
развития разных его аспектов. В основу
проведения нижеописанных методик были
положены следующие параметры измерения
уровня речевого развития детей раннего
возраста, предлагаемые А.Н. Гвоздевым
:
- выявление уровня восприятия речи взрослого,
- выявление понимания речи взрослого,
- выявление объема активного и пассивного
словаря,
- определение уровня активного словарного
запаса детей,
- выявление состояния грамматического
строя речи.
Для
изучения развития речи детей раннего
возраста мы применили комплекс методик,
разработанный Е.М. Мастюковой
и А.Г. Московкиной (Приложение 1):
1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи
взрослого.
2." Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи взрослого.
3. "Кто это".
Цель: выявить объем активного словаря.
4. "Беседа по картинке".
Цель: определить уровень активного словарного
запаса детей, выявить состояние грамматического
строя, речи.
Данные методики позволяют определить
состояние импрессивной и экспрессивной
речи ребенка раннего возраста, а именно
определить уровень восприятия и понимания
речи взрослого, умение действовать по
инструкции, объем активного и пассивного
словаря, изучить навыки словообразования
и грамматический строй речи.
Для оценки успешности выполнения заданий
нами использовалась балльная система
(см. приложение 1). По сумме набранных баллов
мы определили уровень импрессивной и
экспрессивной речи ребенка раннего возраста,
а также уровень развития речи в целом.
По структурным компонентам языковой
системы (наличие фразы, восприятие и понимание
речи, словарный запас, грамматический
строй речи) нами были введены обозначения
уровня речевого развития: высокий уровень,
выше среднего уровень, средний уровень,
низкий уровень, очень низкий уровень.
Импрессивная речь:
Высокий уровень - 17 - 19 баллов: активность
ребенка в общении, проявление им интереса,
понимание инструкции с первого раза.
Выше среднего уровень - 14-16 баллов:
активность ребенка в общении, проявление
им интереса, понимание инструкции при
однократном повторении.
Средний уровень - 10-13 баллов:
незначительная помощь в виде подсказок,
ребенок участвует в общении чаще по инициативе
взрослого, редко пользуется невербальными
средствами общения, понимание инструкции
при 2-3-х повторениях, выполнение 50% заданий.
Низкий
уровень - 6-9 баллов: ребенок не проявляет
активности и инициативности при общении,
отсутствие интереса к заданию, невнимателен,
частичное понимание инструкции при 2-3-х
повторениях, выполнение 30% заданий.
Очень
низкий уровень - 0 - 5 баллов: не умение
реализовать поставленную задачу или
отказ от его выполнения, понимание речи
носит ситуативный характер; отсутствует
понимание значений грамматических изменений
слов, значений предлогов
Экспрессивная
речь:
Высокий
уровень - 27-30 баллов: развернутая фразовая
речь, использование в речи простых распространенных
и сложных предложений, правильно употребляет
простые грамматические формы, объем активного
словаря соответствует возрастным нормам,
интонационная выразительность, активность
ребенка в общении.
Выше
среднего уровень - 21-26 баллов: развернутая
фразовая речь, аграмматизмы, объем активного
словаря соответствует возрастным нормам,
интонационная выразительность, активность
ребенка в общении.
Средний
уровень - 15 - 20 баллов: активная речь - простые
предложения из 2-3 слов, правильно употребляет
простые грамматические формы, неточное
употребление глаголов, пропускает и заменяет
предлоги; в активном словаре заметно
преобладание существительных.
Низкий
уровень - 7-14 баллов: простая фраза из 2-3
слов; простые конструкции предложений;
высказывания на уровне перечисления
воспринимаемых предметов и действий,
грамматический строй речи не сформирован,
ограничен активный словарь, ошибки в
употреблении действий и признаков.
Очень
низкий уровень - 0 - 6 баллов: фраза отсутствует;
ребенок пользуется жестами, мимикой,
отдельными лепетными словами и звукокомплексами,
звукоподражаниями, словарный запас резко
отстает от нормы; предметный, обиходный
словарь; глагольный почти отсутствует;
характерны лексические замены.
Уровень развития речи в целом:
Высокий уровень - 44 - 49 баллов.
Выше среднего уровень - 35-43 баллов.
Средний уровень - 25-34 баллов
Низкий уровень - 13-24 баллов.
Очень низкий уровень 0-12 балла
Таким
образом, нами с помощью комплекса методик
была проведена оценка качественных и
количественных показателей развития
речи детей третьего года жизни.
Таблица 1. Уровень развития речи детей
раннего возраста
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2. Результаты изучения уровня речи детей третьего года жизни, (%)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наглядно результаты исследования
уровня развития речи данной группы детей
представлены на рисунке
Рис.1 Уровень развития речи детей третьего
года жизни
Рис 2 Результаты по исследованию общего уровня развития речи
2.2 Анализ полученных результатов
В ходе исследования было отмечено, что
высокий уровень развития речи был
выявлен у 2 детей группы раннего возраста
воспитателя (20%). Эти дети не испытывали
никаких затруднений при выполнении задания.
Дети не испытывали смущения и проявляли
явный интерес к заданиям. Уровень понимания
речи соответствует возрастной норме.
Дети сосредоточенно всматривались в
предмет, брали его в руки, игрушки вызывали
ответную реакцию, дети улыбались и пытались
локализовать свои действия, легко вступали
в контакт и понимали обращенную к ним
речь. Также наблюдалось соответствие
возрастной норме по уровню объема активного
словаря.
Уровень выше среднего показал
1 ребенок (10%) . У данных детей мы отметили
активность в общении, проявление интереса,
понимание инструкции при однократном
повторении. Наблюдалась развернутая
фразовая речь, объем активного словаря
соответствует возрастным нормам, интонационная
выразительность, активность в общении.
Предложения состояли из 3 и более слов
с аграмматизмами. В ходе беседы ребенок
отвечал на вопросы 2 и более предложениями.
Средний уровень развития речи был
отмечен у 6 детей группы раннего возраста
(60%). Затруднения у этих детей возникали
в основном в недостаточном понимании
речи. Дети справлялись с заданием частично.
Не все дети внимательно слушали задания,
были пассивны и практически, не реагировали
на вопросы, обращенные к ним. Иногда дети
сокращали и слоговую структуру слова.
Низкий уровень развития речи был
выявлен у одного ребенка (10%). У него наблюдалось
сильное смущение при общении. Данный
ребенок не понимал задаваемые вопросы,
поэтому необходимо было повторять задание
несколько раз, но даже при этом в нескольких
ситуациях оно оставалось не выполненным.
Речь воспитателя оказалась трудна для
восприятия. У ребенка с низким уровнем
наблюдается отсутствие интереса к предложенному
заданию. Он не мог сосредоточиться, а
также возникали трудности в понимании
инструкции.
В целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя в норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно строить предложения.
Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи в группе детей раннего детского возраста развит на среднем уровне.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.
Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.
Наиболее интенсивно речь развивается после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь - искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество - изобретение собственных новых слов для предметов и явлений. Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы. Своевременно начатое коррекционное воздействие, в частности на первом-втором году жизни, позволяет части детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приблизиться по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.
Данная диагностическая
С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по оптимизации процесса развития речи у детей раннего возраста и определили способы и содержание коррекционной работы, направленные на коррекцию речи у детей раннего возраста.
Список использованной литературы:
1.Артамонова, О. Предметно - пространственная среда: ее роль в развитии личности. [Текст] / О. Артамонова. Дошкольное воспитание. - 1995, № 4.
2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика -Синтез, 1999.
3.Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 1999.-376 с.
4. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 416 с.
6. Бородин, A.M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. [Текст] / A.M. Бородин. - М.: Просвещение, 2004. - 192 с.
7. Богомолова, Ф.А., Кутафин, Ю.Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. [Текст] / Ф.А. Богомолова. - М.: Педагогика, 1988. - 164 с.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 215 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский. Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 536с. - (Психология: Классический труды).
10. Гербова, В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. Курс лекций.-М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000.-336 с.
12. Гофруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное Т.1: Пер. с франц. [Текст] / Ж. Гофруа. - М.: «Мир», 1999.- 496 с., ил.
13. Данилова, Н.Н. Психофизиология: [Текст] / Н.Н. Данилова. Учебник для вузов.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 373 с.
14. Краткий психологический словарь. [Текст] / Под ред.- сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского ._ 2 изд., расш., испр. и доп.- Ростовна /Д: изд-во «Феникс», 1999 - 512 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): [Текст] / И.Ю. Кулагина. Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Издательство УРАО, 1999.-176 с.
16. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000.- 511с.
17. Лисина М.И.«Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009.-209с.
18. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С. Мухина. -М.: ООО Апрель Пресс,ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000-352 с. (Серия «Мир психологии»).
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: [Текст] / В.С. Мухина. Учебник для вузов.- 6-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456 с.
20. Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов. М- Просвещение, Владос,1995- 2-е изд. В 3-хкнигах.
21. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. [Текст] / Л.Ф. Обухова. М - "Роспедагенство", 1996. -374с.
22.Общение и речь: Развитие речи у детей в обще-О28 нии со взрослыми /Под ред. М. И. Лисиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1985.—208 с., ил
23. Основы дошкольной педагогики. [Текст] / Под ред. A.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 2008. - 272 с.
24. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира и взрослых. [Текст] / М.В. Осорина. - СПб Издательство «Питер», 2000.- 288с.: (Серия «Мастера психологии»)
25. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд. стереотип, [Текст] / А.В. Петровский. -М.: Издат. центр Академия».2000.-512 с.
Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре