Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка эффективных условий использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевого развития детей;
2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие речи у детей раннего возраста.
I.1 Современное состояние проблемы ранней диагностики речевого развития у детей
I.2 Анатомо-физиологические механизмы речи. Развитие речи в онтогенезе.
1.3 Особенности психическое развития ребенка раннего возраста
1.4 Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста
Глава 2. Диагностика развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками
2.1 Диагностика развития речи детей раннего возраста
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.06 Кб (Скачать файл)

Только за 90-е гг. XX в. в теории игрового обучения детей можно отметить актуальные исследования таких авторов, как З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, С.Л. Новоселова, Х.Т. Шерьязданова, Г.М. Касымова и другие. Так, например, С.Л. Новоселовой предложен новый вариант классификации игр, составленный по принципу деления детей в зависимости от проявляемой в игре инициативы, З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова исследовали особенности применения развивающих игр в раннем возрасте, X.Т. Шерьяздановой установлено психологическое влияние игры на развитие общения между ребенком и взрослым, Г.М. Касымовой сделана попытка показать возможности применения развивающих игр в диагностике и коррекции познавательного и волевого развития дошкольников.

 

Глава 2. Диагностика  развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками

 

2.1 Диагностика  развития речи детей раннего возраста

Исследование проводилось в а/г Копти, Витебского р-на, Витебской обл., в ГУО  «Коптянский ясли-сад ».

Строя модель эксперимента, мы исходили из положения А.Н. Леонтьева о  том, что при изучении той или  иной ведущей деятельности, и в  том числе игры, задача исследователя  состоит не только в объяснении этой деятельности из уже сложившихся психических особенностей ребенка, но также и в том, чтобы из возникновения и развития самой игры понять те психические особенности, которые проявляются и формируются у ребенка на протяжении периода ведущей роли данной деятельности.

С каждым ребенком проводилась серия  исследований, в ходе которых регистрировался  наличный уровень игры и изменения, происходившие в ней под воздействием взрослого и развития активности самого ребенка.

   Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного речевого развития. Поэтому диагностике речевого развития в этом возрасте следует уделять более пристальное внимание, чем на предыдущих этапах. Особенно быстро в это время развивается активная речь ребенка. Вместе с тем, количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активным и пассивным словарями ребенка существовала тесная взаимосвязь, а каждое слово было наполнено определенным смыслом. Поэтому при диагностике речевого развития главное - учитывать гармоничность развития разных его аспектов. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста, предлагаемые А.Н. Гвоздевым : 
- выявление уровня восприятия речи взрослого, 
- выявление понимания речи взрослого, 
- выявление объема активного и пассивного словаря, 
- определение уровня активного словарного запаса детей, 
- выявление состояния грамматического строя речи. 
   Для изучения развития речи детей раннего возраста мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной  (Приложение 1): 
1. "Изучение понимания речи". 
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. 
2." Найди игрушку". 
Цель: выявить понимание речи взрослого. 
3. "Кто это". 
Цель: выявить объем активного словаря. 
4. "Беседа по картинке". 
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи. 
Данные методики позволяют определить состояние импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи. 
Для оценки успешности выполнения заданий нами использовалась балльная система (см. приложение 1). По сумме набранных баллов мы определили уровень импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а также уровень развития речи в целом. 
По структурным компонентам языковой системы (наличие фразы, восприятие и понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи) нами были введены обозначения уровня речевого развития: высокий уровень, выше среднего уровень, средний уровень, низкий уровень, очень низкий уровень. 
Импрессивная речь: 
Высокий уровень - 17 - 19 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза. 
 
   Выше среднего уровень - 14-16 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции при однократном повторении. 
    Средний уровень - 10-13 баллов: незначительная помощь в виде подсказок, ребенок участвует в общении чаще по инициативе взрослого, редко пользуется невербальными средствами общения, понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 50% заданий. 
   Низкий уровень - 6-9 баллов: ребенок не проявляет активности и инициативности при общении, отсутствие интереса к заданию, невнимателен, частичное понимание инструкции при 2-3-х повторениях, выполнение 30% заданий. 
   Очень низкий уровень - 0 - 5 баллов: не умение реализовать поставленную задачу или отказ от его выполнения, понимание речи носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов 
     Экспрессивная речь: 
   Высокий уровень - 27-30 баллов: развернутая фразовая речь, использование в речи простых распространенных и сложных предложений, правильно употребляет простые грамматические формы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении. 
   Выше среднего уровень - 21-26 баллов: развернутая фразовая речь, аграмматизмы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении. 
   Средний уровень - 15 - 20 баллов: активная речь - простые предложения из 2-3 слов, правильно употребляет простые грамматические формы, неточное употребление глаголов, пропускает и заменяет предлоги; в активном словаре заметно преобладание существительных. 
   Низкий уровень - 7-14 баллов: простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий, грамматический строй речи не сформирован, ограничен активный словарь, ошибки в употреблении действий и признаков. 
   Очень низкий уровень - 0 - 6 баллов: фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями, словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены. 
Уровень развития речи в целом: 
Высокий уровень - 44 - 49 баллов. 
Выше среднего уровень - 35-43 баллов. 
Средний уровень - 25-34 баллов 
Низкий уровень - 13-24 баллов. 
Очень низкий уровень 0-12 балла 
   Таким образом, нами с помощью комплекса методик была проведена оценка качественных и количественных показателей развития речи детей третьего года жизни. 
Таблица 1. Уровень развития речи детей раннего возраста

 
№ п/п

 
Ф.И. ребенка

 
Импрессивная речь

 
Экспрессивная речь

 

 
Сумма 
 
баллов

 
Уровень 
 
развития 
 
речи

 
№1 "Изучение понимания речи"

 
№2 " Найди игрушку"

 
Сумма баллов / Уровень

 
№3 "Кто это"

 
№4 "Беседа по картинке"

 
Сумма баллов / Уровень

 

 

 

 

 
1

 
Ваня М. 

 
6

 
10

 
16/В/с

 
10

 
18

 
28 /В

 
44

 
Высокий

 
2

 
Юля А.

 
8

 
9

 
17/ В/с

 
11

 
16

 
27/В

 
44

 
Высокий

 
3

 
Надя Б.

 
6

 
7

 
13/С

 
13

 
10

 
23 /В/с

 
36

 
Выше  
 
среднего

 
4

 
Гриша Ц. 

 
5

 
6

 
11/С

 
8

 
10

 
18 /С

 
29

 
Средний

 
5

 
Вова С.

 
10

 
6

 
15/В/с

 
10

 
6

 
16 /С

 
31

 
Средний

 
6

 
Таня Л.

 
6

 
8

 
14/ В/с

 
8

 
8

 
16 /С

 
30

 
Средний

 
7

 
Миша Кр. 

 
5

 
7

 
13 /С

 
10

 
10

 
20/С

 
33

 
Средний

 
8

 
Никита П. 

 
8

 
5

 
13/ С

 
9

 
6

 
14 /Н

 
27

 
Средний

 
9

 
Аня К. 

 
8

 
5

 
13/С

 
8

 
9

 
17 /С

 
30

 
Средний

 
10

 
Илья Д.

 
5

 
4

 
9/Н

 
7

 
7

 
14 /Н

 
23

 
Низкий


 

 Таблица 2. Результаты изучения уровня речи детей третьего года жизни, (%)

 
Уровень

 
Импрессивная речь

 
Экспрессивная речь

 
Общий уровень речи

 
Высокий

 
0%

 
20%

 
20%

 
Выше среднего

 
40%

 
10%

 
10%

 
Средний

 
50%

 
50%

 
60%

 
Низкий

 
10%

 
20%

 
10%

 
Очень низкий

 
0%

 
0%

 
0%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядно результаты исследования уровня развития речи данной группы детей представлены на рисунке  

 

 
 
Рис.1 Уровень развития речи детей третьего года жизни 

 

 

Рис 2  Результаты по  исследованию общего уровня развития речи

2.2 Анализ полученных результатов

В ходе исследования было отмечено, что  высокий уровень развития речи был  выявлен у 2 детей группы раннего возраста воспитателя (20%). Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. 
   Уровень выше среднего показал 1 ребенок (10%) . У данных детей мы отметили активность в общении, проявление интереса, понимание инструкции при однократном повторении. Наблюдалась развернутая фразовая речь, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность в общении. Предложения состояли из 3 и более слов с аграмматизмами. В ходе беседы ребенок отвечал на вопросы 2 и более предложениями. 
  Средний уровень развития речи был отмечен у 6 детей группы раннего возраста  (60%). Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно слушали задания, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы, обращенные к ним. Иногда дети сокращали и слоговую структуру слова. 
   Низкий уровень развития речи был выявлен у одного ребенка (10%). У него наблюдалось сильное смущение при общении. Данный ребенок не понимал задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в нескольких ситуациях оно оставалось не выполненным. Речь воспитателя оказалась трудна для восприятия. У ребенка с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию. Он не мог сосредоточиться, а также возникали трудности в понимании инструкции.

В целом речь детей приближена к  связной. Состояние грамматического строя в норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно строить предложения.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень развития речи в группе детей раннего детского возраста развит на среднем уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Подводя итоги, следует отметить, что формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.

Развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений.

Наиболее интенсивно речь развивается  после полутора лет, когда ребенок становится более активным и инициативным. В этот период появляется так называемая автономная речь - искаженные слова, обозначающие абстрактные понятия, а также словотворчество - изобретение собственных новых слов для предметов и явлений. Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы. Своевременно начатое коррекционное воздействие, в частности на первом-втором году жизни, позволяет части детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приблизиться по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Данная диагностическая методика была проведена с целью выявления  проблем в развитии речи у детей  раннего возраста, которая показала преобладание среднего уровня развития речи детей.

С учетом выявленных особенностей мы осуществили подбор форм и методов работы по оптимизации процесса развития речи у детей раннего возраста и определили способы и содержание коррекционной работы, направленные на коррекцию речи у детей раннего возраста.

 

Список использованной литературы:

     1.Артамонова, О. Предметно - пространственная среда: ее роль в развитии личности. [Текст] / О. Артамонова. Дошкольное воспитание. - 1995, № 4.

    2.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика -Синтез, 1999.

     3.Андреева, Г.М. Социальная психология. [Текст] / Г.М. Андреева. Учебник для высших учебных заведений.- М.: Аспект Пресс, 1999.-376 с.

     4. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. [Текст] / Н.В. Басова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 416 с.

    6. Бородин, A.M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. [Текст] / A.M. Бородин. - М.: Просвещение, 2004. - 192 с.

   7. Богомолова, Ф.А., Кутафин, Ю.Ф. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста. [Текст] / Ф.А. Богомолова. - М.: Педагогика, 1988. - 164 с.

     8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст] / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2005. - 215 с.

     9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. [Текст] / Л.С. Выготский. Под ред. В.В. Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.- 536с. - (Психология: Классический труды).

    10. Гербова, В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2002. - 238 с.

    11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. Курс лекций.-М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000.-336 с.

    12. Гофруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное Т.1: Пер. с франц. [Текст] / Ж. Гофруа. - М.: «Мир», 1999.- 496 с., ил.

    13. Данилова, Н.Н. Психофизиология: [Текст] / Н.Н. Данилова. Учебник для вузов.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 373 с.

    14. Краткий психологический словарь. [Текст] / Под ред.- сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского ._ 2 изд., расш., испр. и доп.- Ростовна /Д: изд-во «Феникс», 1999 - 512 с.

    15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): [Текст] / И.Ю. Кулагина. Учебное пособие. 5-е изд.- М.: Издательство УРАО, 1999.-176 с.

    16. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000.- 511с.

     17. Лисина М.И.«Формирование личности ребенка в общении.»: Питер; СПб.; 2009.-209с.

     18. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С. Мухина. -М.: ООО Апрель Пресс,ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000-352 с. (Серия «Мир психологии»).

    19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: [Текст] / В.С. Мухина. Учебник для вузов.- 6-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456 с.

     20. Немов, Р.С. Психология. [Текст] / Р.С. Немов. М- Просвещение, Владос,1995- 2-е изд. В 3-хкнигах.

     21. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. [Текст] / Л.Ф. Обухова. М - "Роспедагенство", 1996. -374с.

     22.Общение и речь: Развитие речи у детей в обще-О28   нии со взрослыми  /Под ред. М. И. Лисиной;  Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика,  1985.—208 с., ил

     23. Основы дошкольной педагогики. [Текст] / Под ред. A.В. Запорожца, Т.А. Марковой. - М.: Педагогика, 2008. - 272 с.

    24. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира и взрослых. [Текст] / М.В. Осорина. - СПб Издательство «Питер», 2000.- 288с.: (Серия «Мастера психологии»)

    25. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд. стереотип, [Текст] / А.В. Петровский. -М.: Издат. центр Академия».2000.-512 с.

Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре