Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработка эффективных условий использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевого развития детей;
2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Развитие речи у детей раннего возраста.
I.1 Современное состояние проблемы ранней диагностики речевого развития у детей
I.2 Анатомо-физиологические механизмы речи. Развитие речи в онтогенезе.
1.3 Особенности психическое развития ребенка раннего возраста
1.4 Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста
Глава 2. Диагностика развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками
2.1 Диагностика развития речи детей раннего возраста
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 127.06 Кб (Скачать файл)

  26. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. СПб: СОЮЗ, 1997 г., 256 с.

  27.Румянцева И.М. Р 86    Психология речи и лингвопедагогическая психология. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. —319 с: ил.

  28. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. [Текст] / - М.: Полиграф-сервис, 2005. - 250 с.

    29. Рузская, А.Г., Мещерякова, С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. [Текст] / А.Г. Рузская. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.

    30. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. [Текст] / Минск: Харвест, 1997.-800с.

    31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.

    32.Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011

    33.Логопсихология /Авт.-сост. С.В.Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. –  150 с.

    34.Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру. Руководство для педагогов и родителей.- СПб., 2005.

     35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна [Текст] / Д.Б. Эльконин. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

     36. Янушко Елена Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5-3 лет./Автор Янушко Е.А./под ред. Волковой О.В. Теренвинф 2013- 232с.

 

Приложение 1

Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной. 
 
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи". 
 
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. 
 
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка). 
 
Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком 
 
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя. 
 
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет. 
 
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела. 
 
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя. 
 
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет. 
 
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка. 
 
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. 
 
Формулировку задания повторяли несколько раз. 
 
Обработка данных. 
 
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов: 
 
1 раз - 2 балла, 
 
2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 
 
0 баллов (при невыполнении задания). 
 
Более 2 раз - 0 баллов. 
 
Если ребенок набрал от 12 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи. 
 
От 10 до 11 баллов - уровень понимания речи выше среднего. 
 
От 7 до 9 баллов - средний уровень понятия речи, 
 
От 4 до 6 баллов - низкий уровень понимания речи. 
 
От 0 до 3 баллов - очень низкий уровень понимания речи 
 
МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку". 
 
Цель: выявить понимание речи взрослого. 
 
Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.) 
 
Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: 
 
сосредоточенно ли всматривается в игрушки, 
 
берет ли в руки, 
 
вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, 
 
понимает ли обращенную к нему речь. 
 
Обработка данных. 
 
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения: 
 
5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры. 
 
4 балла - 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - уровень выше среднего. 
 
3 балла - 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - средний уровень 
 
2 балла - 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - низкий уровень. 
 
1 балл - задание не выполнено - очень низкий уровень. 
 
МЕТОДИКА № 3. "Кто это". 
 
Цель: выявить объем активного словаря. 
 
Материал: предметные картинки. 
 
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы. 
 
Обработка данных. 
 
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов. 
 
1 балл - наличие правильного ответа. 
 
0 баллов - неправильный ответ. 
 
Выводы об уровне объема словаря. 
 
10 баллов - высокий уровень объема словаря, 
 
8-9 - баллов - выше среднего уровень, 
 
6-7 баллов - средний уровень 
 
2-5 балла - низкий уровень. 
 
0-1 балла - очень низкий уровень. 
 
МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке". 
 
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи. 
 
Материал: сюжетная картинка. 
 
Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках. 
 
После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов: 
 
Что нарисовано на картинке? 
 
Что делает девочка? 
 
Что делает мальчик? 
 
Что делает собака? 
 
Обработка данных: 
 
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений. 
 
Оценка результатов. 
 
5 баллов - 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях. 
 
4 балла - 2-3 предложения с аграмматизмами. 
 
3 балла - одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях. 
 
балла - одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами. 
 
0 - 1 балл - ответ одним словом или нет ответа. 
 
Выводы об уровне развития. 
 
Высокий уровень - 17 - 20 баллов. 
 
Выше среднего уровень - 13-16 баллов. 
 
Средний уровень - 9-12 баллов 
 
Низкий уровень - 5-8 баллов. 
 
Очень низкий уровень 0-4 балла.


Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре