Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 13:32, курсовая работа
Цель исследования: разработка эффективных условий использования игрушек для развития активной речи детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить эффективные условия для развития речевого развития детей;
2. Раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках развития речи;
Введение
Глава 1. Развитие речи у детей раннего возраста.
I.1 Современное состояние проблемы ранней диагностики речевого развития у детей
I.2 Анатомо-физиологические механизмы речи. Развитие речи в онтогенезе.
1.3 Особенности психическое развития ребенка раннего возраста
1.4 Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста
Глава 2. Диагностика развития активной речи детей раннего возраста на занятиях с игрушками
2.1 Диагностика развития речи детей раннего возраста
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованной литературы
26. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. [Текст] / Ж. Пиаже. СПб: СОЮЗ, 1997 г., 256 с.
27.Румянцева И.М. Р 86 Психология речи и лингвопедагогическая психология. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2004. —319 с: ил.
28. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. [Текст] / - М.: Полиграф-сервис, 2005. - 250 с.
29. Рузская, А.Г., Мещерякова, С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. [Текст] / А.Г. Рузская. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
30. Словарь практического психолога. Сост. С.Ю. Головин. [Текст] / Минск: Харвест, 1997.-800с.
31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2007. - 225 с.
32.Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011
33.Логопсихология /Авт.-сост. С.В.Лауткина. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 150 с.
34.Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру. Руководство для педагогов и родителей.- СПб., 2005.
35. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И.Фельдштейна [Текст] / Д.Б. Эльконин. Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
36. Янушко Елена Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1.5-3 лет./Автор Янушко Е.А./под ред. Волковой О.В. Теренвинф 2013- 232с.
Приложение 1
Комплекс методик для изучения
развития речи детей третьего года жизни
Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи
взрослого.
Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям
предметов (чашка, погремушка, собачка).
Процедура проведения: исследование было
проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок
на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать
на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать
у куклы какую-либо часть лица или тела.
4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную
часть лица или тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый
предмет.
6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом
определенные действия (положить кубики
в коробку). Задание усложняется в зависимости
от возраста ребенка.
7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать
те или иные движения руками, ногами, головой,
всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько
раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где
отмечали число повторений формулировки
заданий, необходимых для того, чтобы ребенок
его понял, число правильно выполненных
заданий. Число повторений определило
количество набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла,
2 раза - 1 балл (при выполнении задания),
0 баллов (при невыполнении задания).
Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 12 - до 14 баллов,
то это высокий уровень понимания речи.
От 10 до 11 баллов - уровень понимания речи
выше среднего.
От 7 до 9 баллов - средний уровень понятия
речи,
От 4 до 6 баллов - низкий уровень понимания
речи.
От 0 до 3 баллов - очень низкий уровень
понимания речи
МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи взрослого.
Материал: различные знакомые предметы
(игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)
Процедура проведения: в процессе игровой
деятельности мы наблюдали за тем, как
ребенок реагирует на предметы:
сосредоточенно ли всматривается в игрушки,
берет ли в руки,
вызывает ли игрушка ответную реакцию,
улыбку,
понимает ли обращенную к нему речь.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где
отмечали все вышеперечисленные параметры
оценки понимания речи ребенком взрослого.
Число выполненных фрагментов определило
количество набранных ребенком баллов:
качество выполнения:
5 баллов - в речи ребенка встречаются все
5 приведенных фрагментов, определяющих
результативность. Такое количество баллов
соответствует высокому уровню понимания.
Выполнены все параметры.
4 балла - 4 выполненных фрагмента, определяющих
понимание речи - уровень выше среднего.
3 балла - 3 выполненных фрагмента, определяющих
понимание речи - средний уровень
2 балла - 1-2 выполненных фрагмента, определяющих
понимание речи - низкий уровень.
1 балл - задание не выполнено - очень низкий
уровень.
МЕТОДИКА № 3. "Кто это".
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного
состава ребенка весь предлагаемый материал
мы условно разделили на три группы по
степени частотности употребления слов
в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие
предметы, наиболее часто встречающиеся
в жизни ребенка. В качестве примеров мы
брали приблизительные картинки из категорий:
одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи
(капуста, морковь, картофель, редис), домашние
животные (кошка, собака, попугай), транспорт,
игрушки, птицы.
Обработка данных.
Все данные мы заносили в таблицу, где
отмечали число правильных ответов.
1 балл - наличие правильного ответа.
0 баллов - неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов - высокий уровень объема словаря,
8-9 - баллов - выше среднего уровень,
6-7 баллов - средний уровень
2-5 балла - низкий уровень.
0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке".
Цель: определить уровень активного словарного
запаса детей, выявить состояние грамматического
строя, речи.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения: ребенку показывают
сюжетную картинку, на которой изображен
мальчик с мячом. Около мальчика прыгает
собака, рядом с мальчиком на скамье сидит
девочка с куклой в руках.
После того, как рассмотрены картинки,
мы, задавая ребенку вопросы, предлагали
рассказать о том, что он увидел на них,
ответы на которые требовали состояние
различных видов предложений: простого,
простого распространенного - с употреблением
дополнения прямого или косвенного с употреблением
предлогов:
Что нарисовано на картинке?
Что делает девочка?
Что делает мальчик?
Что делает собака?
Обработка данных:
Все результаты мы отмечали в таблице,
где фиксировались наличие и частота употребления
ребенком различных частей речи, грамматических
форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
5 баллов - 2-3 предложения, правильно согласованные
в глагольных и падежных окончаниях.
4 балла - 2-3 предложения с аграмматизмами.
3 балла - одно предложение из 2-3 слов, правильно
согласованные в глагольных и падежных
окончаниях.
балла - одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.
0 - 1 балл - ответ одним словом или нет ответа.
Выводы об уровне развития.
Высокий уровень - 17 - 20 баллов.
Выше среднего уровень - 13-16 баллов.
Средний уровень - 9-12 баллов
Низкий уровень - 5-8 баллов.
Очень низкий уровень 0-4 балла.
Информация о работе Особенности речевого развития детей раннего возраста в игре