Особенности социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым, здоровым и для этого стараются сделать все, что в их силах. Только родители могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда и везде они не могут. В современном обществе вопрос воспитания подрастающего поколения актуален, как никогда, часто, гуляя с детьми, родители замечают, что их ребёнок меньше общается со сверстниками, точнее сказать не умеет этого делать. Общение со сверстниками особенно важно для дошкольников, когда закладывается характер, формируется личность.

Содержание работы

Введение
Социальная адаптация
Понятие речевого нарушения
Ринолалия
Заикание
Алалия
Дизартрия
Особенности социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая_работа_1курс_дефектология_Баранова_Е_Н (1).docx

— 67.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки российской федерации

ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Педагогический институт

Факультет педагогики и практической психологии

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Психология детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального и  речевого развития»

Тема: Особенности социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Выполнила:

Студентка I курса

ОЗО (дефектология)

Баранова Е. Н.

Проверила:

Володина И. С.

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012г.

План

  1. Введение
  2. Социальная  адаптация
  3. Понятие речевого нарушения
    1. Ринолалия
    2. Заикание
    3. Алалия
    4. Дизартрия
  4. Особенности социальной адаптации  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок, был умным, счастливым, здоровым и для этого стараются сделать все, что в их силах. Только родители могут дать детям заботу, любовь, чувство безопасности, но быть рядом всегда и везде они не могут. В современном обществе вопрос воспитания подрастающего поколения актуален, как никогда, часто, гуляя с детьми, родители замечают, что их ребёнок меньше общается со сверстниками, точнее сказать не умеет этого делать. Общение со сверстниками особенно важно для дошкольников, когда закладывается характер, формируется личность.

Часто приходя в новый коллектив людям нужно некоторое время, чтобы привыкнуть – адаптироваться. Детям не только нужно адаптироваться, но и научиться жить в коллективе, кроме того социальное окружение (детский коллектив, воспитатели) тоже должны адаптироваться к индивидуальным особенностям ребёнка, иными словами социальная адаптация это сложенная работа личности, среды, сверстников, воспитателей и родителей.

Наблюдая за детьми в детском саду можно сделать вывод, что 80 % детей имеют сложности с адаптацией, они теряют аппетит, сон, пропадает настроение, часто плачут, 10 % детей имеют среднюю степень адаптации и 10 % нормально адаптируются к условиям в детском саду. Эти данные свидетельствуют о необходимости работы по данному направлению с семьей, воспитателями.

Что же такое адаптация? Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке. Для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Известно, что адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. 
Помогая детям в социальной адаптации, мы создаем благоприятные условия для самореализации ребёнка, создаем модель ценностно-ориентированной педагогики, создаем ситуации в которых ребенок становится примером для других.

Одним из первых направлений по данной проблеме является выявление уровня социальной адаптации ребенка с помощью диагностики, по которой разрабатывается индивидуальный план работы.

Но как быть, если ко всем трудностям с адаптацией у ребенка еще и добавляется невозможность нормального вербального общения со сверстниками, воспитателями, родителями.  И здесь главное своевременно выявить отклонения в развитии  у ребенка, определить тип нарушения, помочь ему и родителям понять причины возникновения того или иного заболевания.

Наиболее часто встречаемы заболевания это: заикание, дизартрия, алалия, ринолалия.  Необходимо правильно определить тип нарушения, разработать комплекс мер для правильной адаптации ребенка, поскольку здесь возможен только индивидуальный подход к решению проблемы.

Цель  данной работы дать общее представление о том или ином заболевание, призвана помочь понять принцип социальной адаптации.

Для решения этих задач отведены две главы работы. В первой главе рассматриваются общие понятия социальной адаптации, ее важность и необходимость.

Вторая глава, это глава посвященная определению и понятиям основных отклонений в развитии речи. Даются основные признаки заболевания.

Третья глава, это попытка обобщить полученные знания, определить проблемы социальной адаптации при тяжелых заболеваниях речи.

 

 

 

2. Социальная адаптация

Поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия дошкольных учреждений специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть пи противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи.

Особенностями дошкольных учреждений является, во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье) и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей.

Во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Определенные социальные условия требуют соответствующих этим условиям форм поведения.

Способность людей менять свое поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Термин «адаптация» означает приспособление. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Растения приспосабливаются к росту в определенной почве, в определенном климате. Животные приспосабливаются к той или иной среде обитания -- рыбы живут в воде, птицы -- в воздухе, а человек, кроме приспособления своего организма к климато-географическим условиям (что определяется термином «биологическая адаптация»), должен обладать способностью приспособления к условиям социальным. У человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация.

Итак, свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Если человек здоров, у него хорошая эмоциональная реакция, он, как говорится, доволен жизнью, такое состояние определяется как физиологическая адаптация. Но вот возникает необходимость какого-то изменения (человек идет в гору, у него учащенное дыхание и сердцебиение). Заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции напряжения. Это состояние обозначается как напряженная адаптация. Если при этом не превышаются возможности системы адаптационных механизмов, то такое напряжение, перестройка приведут к новому уровню физиологической адаптации, т. е. реакциям, наиболее отвечающим потребностям данной ситуации.

При превышении адаптационных возможностей функциональные системы начинают работать в неблагоприятных режимах - это форма патологической адаптации. Болезнь - типичное проявление патологической адаптации. Так называемая реакция стресса возникает при превышении возможностей системы адаптационных механизмов. В зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в реакции стресса, различают болевой стресс, психический или эмоциональный. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики /Н.М. Платонова. - СПб.: Питер, 2007.- С. 198

Как же формируются у ребенка способности к адаптации? В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития? Само рождение ребенка -- яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации, по мере того как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для условий семейной среды.

Итак, когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды - материальная обстановка (интерьер группы), встреча с незнакомыми взрослыми, непривычно большое число сверстников, несовпадение приемов обращения и воспитания дома и в дошкольном учреждении.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов:

1. Состояние здоровья  и уровень развития ребенка.

2. Возраст ребенка. Труднее  всего переносят разлуку с  близкими и изменение условий  жизни дети в возрасте от 10--11 месяцев жизни до полутора  лет. В этом возрасте трудно  уберечь ребенка от психического  стресса. В более старшем возрасте, после полутора лет, эта временная  разлука с матерью постепенно  теряет свое стрессовое влияние.

3. Факторы биологического  и социального анамнеза. К биологическим  факторам относятся токсикозы  и заболевания матери во время  беременности, осложнения при родах, заболевания периода новорожденное  и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до  поступления в дошкольное учреждение  также оказывают влияние на  степень тяжести адаптации. Неблагоприятные  влияния социального плана имеют  существенное значение. Они возникают  уже после рождения ребенка  и выражаются в том, что родители  не обеспечивают малышу правильный  режим, соответствующий возрасту, достаточный  дневной сон, не следят за правильной  организацией бодрствования и  т. д. Это приводит к тому, что  у ребенка возникают элементы  утомления, задерживается нервно-психическое  развитие, не формируются те навыки  и личностные качества, которые  соответствуют возрасту (например, ребенок второй половины второго года жизни не умеет самостоятельно есть, играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т. п.).

Такой ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него неминуемо возникает состояние эмоционального стресса и как следствие - либо заболевание, либо проявление тяжелой адаптации.

4. Уровень тренированности  адаптационных возможностей в  социальном плане. Такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая усложняется с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества (не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях) должно идти параллельно с общей социализацией ребенка с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его надо все равно ставить (опять-таки в соответствии с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надо менять свои формы поведения. Эго вначале проявляется в мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами и т. и.), но именно на таких мелочах формируются те качества, которые мы объединяем термином «социальная зрелость», включая сюда и возможности к социальной адаптации. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002.- С. 107

 

Легкая адаптация наблюдается у детей с благополучным анамнезом, здоровых, с хорошим физическим и нервно-психическим развитием , имеющих дома оптимальные воспитательные воздействия и поступающих в дошкольное учреждение после полутора лет жизни.

Адаптация по типу средней тяжести наблюдается либо у здоровых детей или хороших условий развития, но поступающих в дошкольное учреждение в наименее благоприятном возрасте (от 1.0-II до 13-15 месяцев жизни), либо у детей любого возраста, но имевших дефекты воспитания в семье или неблагополучие в биологическом анамнезе.

Тяжелая адаптация (частые повторные заболевания) обычно встречается у детей, поступающих в дошкольное учреждение в возрасте 10-15 месяцев с неблагополучным биологическим анамнезом и некоторыми исходными отклонениями в состоянии здоровья. Тяжелая адаптация (длительное извращение поведенческих реакций, депрессии) наблюдается у детей старше полутора лет при неблагополучии и в биологическом, и социальном анамнезе.

Таким образом, неправильно было бы думать, что ребенка следует охранять от всякого проявления социальной адаптации. Задача заключается в том, чтобы целенаправленно формировать и тренировать адаптационные возможности ребенка, без которых адекватно вести себя в различных социальных ситуациях он просто не сможет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Понятия речевого  нарушения

3.1 Ринолалия

В медицинской трактовке Ринолалия трактуется как: синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Здесь различают два варианта Г.:

- Г. закрытая (rinolalia clausa) —  Г., наступающая в результате нарушения  проходимости полости носа или  носоглотки [5]. Этот дефект соответствует  логопедическим понятиям ринофония/палатофония (см. ниже)

-  Г. открытая (rinolalia aperta) —  Г., характеризующаяся тем, что во  время произнесения всех звуков  речи воздух проходит не только  через рот, но и через нос.

Логопедическая трактовка синдрома.

Здесь синдром ринолалии дифференцируется более детально и трактуется несколько шире.

Специалисты-логопеды более детализируют как варианты гнусавости, так и содержание самого определения термина «ринолалия», в частности, в отечественной логопедии принято различать ринолалию и ринофонию как отдельные нозологические единицы и выделять внутри этих синдромов отдельные формы. Это необходимо при определении направления и при планировании объёма логопедической работы.

Ринолалия (греч. rhinos нос + греч. lalia речь) — вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешанную Р.

Информация о работе Особенности социальной адаптации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи