Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы.
Многие ученые пытаются объяснить, почему одни люди выбирают стиль поведения в конфликтных ситуациях – сотрудничество, а другие – соперничество, связано ли это с типом темперамента? В настоящее время актуальным является ответ на поставленный вопрос.
В нашей курсовой работе мы выясним, есть ли связь типа темперамента и конкретного стиля поведения в конфликтных ситуациях.
Проблема: обусловлен ли стиль поведения в конфликтных ситуациях типом темперамента человека.
Решение данной проблемы составила цель нашей курсовой работы.
Гипотеза: существует связь между выбором стиля поведения и типом темперамента в конфликтной ситуации, а именно активные, подвижные, импульсивные старшеклассники предпочитают стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество, сотрудничество и избегание, а спокойные, пассивные, чувствительные старшеклассники - приспособление или компромисс.
Объект исследования: особенности поведения в конфликтной ситуации.
Предмет: стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от типа темперамента.
Задачи:
1. Анализ степени разработанности понятий «стиль поведения» и «темперамент» в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучение типов темперамента и стиля поведения в конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте.
3. Проведение сравнительного анализа типов темперамента со стилем поведения в конфликтных ситуациях.
База исследования: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №5 г. Белгорода», учащиеся 1-2 курса, количество 35 человек: 25 девушек, 10 юношей.
Методы исследования: сравнительный анализ, подсчет средних значений, статистическая обработка данных с помощью критерия Фишера.
Для изучения типа темперамента использовался тест Айзенка, стиль поведения в конфликтной ситуации определялся при помощи методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Основная часть

Содержание работы

Введение 3 - 4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения стилей поведения
в конфликтной ситуации и типов темперамента 5- 20
1.1. Понятие темперамента. Типы темперамента 5 - 11
1.2. Конфликт, стратегии поведения в конфликтных ситуациях 12 - 16
1.3. Особенности стиля поведения в зависимости от типа
темперамента 17 - 20
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей стиля поведения
в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента 20 - 30
2.1. Организация и методы исследования 20 - 23
2.2. Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях
в зависимости от типа темперамента 23 - 30
Заключение 31 - 33
Список использованной литературы 34 - 35
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Зюбан АС_Курсовая работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию – интроверсию, которую связывают с силой – слабостью нервных процессов.

Под реактивностью понимают уровень интенсивности реакций индивида в ответ на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем выше реактивность. Индивиды с низкой реактивностью реагируют на раздражители согласно закону силы: возрастание силы раздражителя приводит к соответствующему росту интенсивности реакции. Поведение высокореактивных индивидов не подчиняется закону силы: даже при слабом раздражителе их реакция может быть значительно выше требуемой. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностью индивида. Высокореактивные индивиды обычно характеризуются пониженной активностью, их деятельность мало интенсивна. Низкореактивным индивидам свойственна высокая активность (10, 93).

В зарубежной психологической литературе довольно часто относят к темпераменту черты характера. Так, Гилфорд считает чертами или свойствами темперамента властность, скромность, общительность – замкнутость, общественную интенсивность, пассивность, дружелюбие— враждебность. Такое смешивание характера с темпераментом у Гилфорда находит объяснение в том, что этот психолог определяет свойства темперамента как выражающие способ действия человека (21, 54).

Рассмотрим учение И.П. Павлова о типах темперамента. Он различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы.

Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности выдерживать длительное или кратковременное, но сильное возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения.

Сила торможения понимается как функциональная работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность - равновесие процессов возбуждения и торможения. Отношение силы обоих процессов решает, является ли данный индивид уравновешенным или неуравновешенным, когда сила одного процесса превосходит  силу другого.

Выделенные И.П. Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют 4 классическим типам темперамента (19, 75).

Сочетание силы, уравновешенности и инертности ВНД лежит в основе флегматического темперамента (спокойный, ровный, настойчивый; чаще упорный труженик; чувства возникают медленно, устойчивы; склонен к пребыванию вне коллектива).

Сочетание силы, уравновешенности и подвижности ВНД лежит в основе сангвинического темперамента (активный, общительный; продуктивный при наличии интереса; чувства легко возникают и сменяются; мимика выразительная).

Сочетание силы, неуравновешенности ВНД (безудержный тип) лежит в основе холерического темперамента (боевой, задорный, общительный; действия порывисты; чувства быстро возникают и резко выражены).

Слабость ВНД лежит в основе меланхолического темперамента (реакция не всегда соответствует характеру раздражителей, быстро наступает запредельное торможение; чувства глубокие; отношения в коллективе налаживаются с трудом, хотя может быть стремление к общению) (19, 82).

Однако несомненно, что каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявление которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий.

В исследованиях В.С. Мерлина и его сотрудников были установлены многочисленные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента. Практически не оказалось ни одного свойства темперамента, которое бы не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом, каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы (31, 44).

В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе (см. Приложение А).

Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Итак, существует множество определений понятию «темперамент», которые имеют как общие моменты, так и различия. По нашему мнению наиболее полно и широко раскрывает понятие В.С. Мерлин. Под темпераментом мы будем  понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Выделяют три главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Каждый из этих компонентов, в свою очередь, обладает весьма сложным многомерным строением и разными формами психологических проявлений.

Основные свойства темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от других психических образований личности - ее направленности, характера, способностей и др.

Как говорится, наши недостатки — про­должение наших достоинств. Однако важно отметить, что все на­званные личностные качества человека играют существенную роль в возникновении и развитии конфликта.

 

 

 

1.2. Конфликт, стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой  содержания  и  употребляется в разнообразных значениях.

Самым общим образом конфликт можно определить как  «предельное обострение противоречий» (2, 16).

Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое (3, 28).

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при­нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст­вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явны­ми, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По­этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж­ду двумя или более сторонами – лицами или группами.

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» (4, 113).

Несмотря на многозначность, термин «конфликт» имеет вполне определенный смысл, так или иначе проявляющийся во многих определениях. Во-первых, конфликт должен восприниматься его участниками. Многие ситуации, которые могли быть расценены, как конфликтные, на самом деле не являются таковыми, т.к. люди, вовлеченные в них, не воспринимают свои взаимоотношения как конфликтные. Во-вторых, для возникновения конфликта необходимы противоречия в мотивах, интересах, ценностях, позициях, по крайней мере двух сторон. Исключением, как может показаться, является внутриличностный конфликт, однако и здесь имеют место расхождения между реальной и желаемой для индивидуальности ситуацией.

В-третьих, конфликт - это всегда борьба за обладание ресурсами: деньгами, работой, престижем, властью, временем - которые ограничены, которые приходиться распределять между сторонами, заинтересованными в их получении (5, 76).

Основное различие между  определениями конфликта касается в большинстве случаев двух пунктов. Конфликт может рассматриваться или как преднамеренное противопоставление интересов сторон, или как результат стечения обстоятельств. С другой стороны, несовпадение точек зрения касается того, является ли открытое противоборство обязательным критерием наличия конфликта или он может протекать в скрытой форме.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообраз­ных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражает­ся в форме явного столкновения, конфликта. Это проис­ходит только тогда, когда существующие противоречия, раз­ногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, пре­пятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом пре­одолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Если конфликты способствуют принятию обоснован­ных решений и развитию взаимоотношений, то их назы­вают функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и при­нятию решений, называют дисфункциональными (деструк­тивными) (7, 121).

В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфлик­ты могут быть реалистическими (предметными) или нере­алистическими (беспредметными).

Под реалистическими конфликтами понимаются конфликты вызванные неудовлетворени­ем определенных требований участников или несправед­ливым, по мнению одной или обеих сторон, распределе­нием между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

Нереалистические конфликты имеют своей целью от­крытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодей­ствие, становится здесь не средством достижения конкрет­ного результата, а самоцелью (8, 216).

Существуют пять основных типов конфликта: внутриличностный; межличностный; между личностью и груп­пой; межгрупповой; социальный.

Участниками внутриличностного конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: пот­ребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Межличностный конфликт - самый распространен­ный тип конфликта. Многие руководители считают, что единствен­ной его причиной является несходство характеров. Дей­ствительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ пока­зывает, что в основе таких конфликтов, как правило, ле­жат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производ­ственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д.

Конфликт между личностью и группой: неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступ­ление от принятых норм группа рассматривает как нега­тивное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Межгрупповой конфликт: общество состоит из мно­жества формальных и неформальных групп, между кото­рыми могут возникать конфликты.

              К. Томас и Р. Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: приспособление, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс (8, 165).

Основу классификации составляют два независимых параметра:

- степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;

- уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти формы поведения, но обычно имеется приоритетная форма.

Рассмотрим подробнее эти стили поведения.

Уклонение (избежание, уход) - данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Уступчивость, приспособление - действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Информация о работе Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента