Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:51, курсовая работа
Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы.
Многие ученые пытаются объяснить, почему одни люди выбирают стиль поведения в конфликтных ситуациях – сотрудничество, а другие – соперничество, связано ли это с типом темперамента? В настоящее время актуальным является ответ на поставленный вопрос.
В нашей курсовой работе мы выясним, есть ли связь типа темперамента и конкретного стиля поведения в конфликтных ситуациях.
Проблема: обусловлен ли стиль поведения в конфликтных ситуациях типом темперамента человека.
Решение данной проблемы составила цель нашей курсовой работы.
Гипотеза: существует связь между выбором стиля поведения и типом темперамента в конфликтной ситуации, а именно активные, подвижные, импульсивные старшеклассники предпочитают стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество, сотрудничество и избегание, а спокойные, пассивные, чувствительные старшеклассники - приспособление или компромисс.
Объект исследования: особенности поведения в конфликтной ситуации.
Предмет: стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от типа темперамента.
Задачи:
1. Анализ степени разработанности понятий «стиль поведения» и «темперамент» в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучение типов темперамента и стиля поведения в конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте.
3. Проведение сравнительного анализа типов темперамента со стилем поведения в конфликтных ситуациях.
База исследования: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №5 г. Белгорода», учащиеся 1-2 курса, количество 35 человек: 25 девушек, 10 юношей.
Методы исследования: сравнительный анализ, подсчет средних значений, статистическая обработка данных с помощью критерия Фишера.
Для изучения типа темперамента использовался тест Айзенка, стиль поведения в конфликтной ситуации определялся при помощи методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Основная часть
Введение 3 - 4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения стилей поведения
в конфликтной ситуации и типов темперамента 5- 20
1.1. Понятие темперамента. Типы темперамента 5 - 11
1.2. Конфликт, стратегии поведения в конфликтных ситуациях 12 - 16
1.3. Особенности стиля поведения в зависимости от типа
темперамента 17 - 20
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей стиля поведения
в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента 20 - 30
2.1. Организация и методы исследования 20 - 23
2.2. Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях
в зависимости от типа темперамента 23 - 30
Заключение 31 - 33
Список использованной литературы 34 - 35
Приложения 36
4— избегание;
5— уступчивость.
Полученные результаты мы внесли в таблицу (см. Приложение Г). Затем подсчитали средние значения по каждому стилю поведения изучаемых типов темперамента, сделали сравнительный анализ, правели статистическую обработку данных с помощью критерия Фишера.
2.2. Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента
С помощью теста-опросника Г. Айзенка определили типы темперамента личности старшеклассника. Всех учеников мы разделили по типам темперамента на четыре группы: холерики, сангвиники и меланхолики, флегматики. Холериков оказалось – 20 человек, сангвиников – 7, меланхоликов – 4, флегматиков – 4. Полученные данные представлены в Таблице №1 (см. Приложение Г).
С помощью методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса определили стили поведения в конфликтных ситуациях у каждого ученика с определенным типом темперамента. Полученные данные были записаны в Таблицу №1 (см. Приложение Г). После составления таблицы, мы подсчитали средние значения по каждому стилю поведения изучаемых типов темперамента.
Для наглядного изображения результатов обратимся к Рис. 1, где показано распределение стилей поведения в конфликтных ситуациях у холериков.
Рис. 1. Стили поведения в конфликтных ситуациях у холериков
По Рис. 1 видно, что преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации является избегание или соперничество, т. е индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления (ср. значение 7,9 – 8,9). Менее характерным стилем поведения (ср. значение 5,8 – 6,4) является сотрудничество и компромисс, потому что сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
А приспособление (ср. значение 4,5) активным, импульсивным, подвижным старшеклассникам не характерно, так как их действия не направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.
Рассмотрим, что же характерно для сангвиников. Для этого обратимся к Рис. 2, где изображены средние значения стилей поведения в конфликтных ситуациях у сангвиников.
Рис. 2. Стили поведения в конфликтных ситуациях у сангвиников
По Рис. 2 видно, что преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации является сотрудничество и компромисс (ср. значение 6,4 – 7,1). Это означает, что индивид принимает точку зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Сотрудничество основывается на убежденности участников в том, что расхождение во взглядах — это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Так, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решение проблемы.
Соперничество и избегание характерно в меньшей степени (ср. значение 5,8 –
5,9). Сангвиник может так же решать конфликтные ситуации, используя стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Рационалист может сказать: «Меня не беспокоит то, что думают другие. Я собираюсь доказать им, что у меня есть свое решение проблемы». Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килменном, он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать Ваше решение проблемы. Для достижения цели использует свои волевые качества; и если воля Ваша достаточно сильна, то Вам это удается (8, 123).
В зависимости от ситуации сангвиники могут не отстаивать свои права, не сотрудничать, просто уклоняетесь от разрешения конфликта.
Не характерным стилем поведения является приспособление (ср. значение 4,7).
Сангвиник действует совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Могут использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для них.
Сравнительный анализ показал, что для активных, импульсивных, подвижных старшеклассников (холериков и сангвиников) характерным стилем поведения в конфликтной ситуации являются: избегание или сотрудничество. Приспособление проявляется только в редких ситуациях.
Остановимся подробнее на спокойных, пассивных, чувствительных учениках. Для этого обратимся к Рис. 3.
Рис. 3. Стили поведения в конфликтных ситуациях у меланхоликов
По Рис. 3. мы видим, что меланхолики предпочитают стиль поведения в конфликтных ситуациях – компромисс (ср. значение 7,7). При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Соперничество является не характерным (ср. значение 4,5).
Обратимся к Рис. 4, где изображены средние значения стилей поведения в конфликтной ситуации у флегматиков.
Рис. 4. Стили поведения в конфликтных ситуациях у флегматиков
Как мы видим, большинство флегматиков предпочитают избегать конфликтные ситуации, т.е. индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу или индивид активно борется за свои интересы, применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, другие средства давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.
Сравнивая четыре типа темперамента с выбранными стилями поведения в конфликтных ситуациях, обратимся к Рис. 5. Заметим, что различия видны.
Рис. 5. Стили поведения в конфликтных ситуациях у четырех типов темперамента
Для достоверности полученных результатов и подтверждения нашей гипотезы обратимся к статистическому критерию Фишера. Мы использовали критерий Фишера, оказалось, что существуют статистические различия при выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях – соперничестве между холериками и меланхоликами (статистика Фишера = 3,878, значимость = 0,0027, степ.своб = 19,19), а так же между холериками-флегматиками (статистика Фишера=3,349, значимость = 0,006, степ.своб = 19,19), сангвиниками-меланхоликами (статистика Фишера = 11,96, значимость = 0, степ.своб = 19,19), сангвиниками-флегматиками (статистика Фишера = 10,33, значимость = 0, степ.своб = 19,19), между холериками - сангвиниками и меланхоликами-флегматиками различий нет, это говорит о том, что активным, подвижным старшеклассникам характерно соперничество в конфликтных ситуациях.
Рассмотрим сотрудничество: между холериком и меланхоликом различия есть (статистика Фишера = 0,2708, значимость = 0,0035, степ.своб = 19,19), между холериком и флегматиком (статистика Фишера = 0,2263, значимость = 0,0013, степ.своб = 19,19). Статистические различия при выборе компромисса: сангвиник- меланхолик различия есть (статистика Фишера = 2,527, значимость = 0,0249, степ.своб = 19,19), холерик-флегматик (статистика Фишера=10,33, значимость=0, степ.своб = 19,19)
Рассмотрим избегание: холерик-флегматик (статистика Фишера = 12,62, значимость = 0, степ.своб = 19,19), сангвиник – флегматик (статистика Фишера = 19,18, значимость = 0, степ.своб = 19,19), холерик-меланхолик (статистика Фишера = 17,56, значимость = 0, степ.своб = 19,19).
Рассмотрим приспособление: холерик-флегматик (статистика Фишера = 0,4333, значимость = 0,0378, степ.своб = 19,19), сангвиник-флегматик (статистика Фишера = 0,4294, значимость = 0,0363, степ.своб = 19,19), сангвиник-меланхолик (статистика Фишера = 0,4217, значимость = 0,0334, степ.своб = 19,19).
По результатам критерия Фишера мы можем говорить о том, что в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Действительно существует связь между типом темперамента и выбором стиля поведения в конфликтной ситуации, а именно активные, подвижные, импульсивные старшеклассники предпочитают стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество, сотрудничество и избегание, а спокойные, пассивные, чувствительные старшеклассники - приспособление или компромисс.
Таким образом, мы выяснили, что у холериков преобладает стиль поведения избегание или соперничество; для сангвиников характерны: сотрудничество и компромисс; для меланхоликов характерны компромисс и приспособление, а для флегматиков – избегание и приспособление. Сравнительный анализ показал, что для активных, импульсивных, подвижных старшеклассников (сангвиников и холериков) характерны стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание и сотрудничество, а для спокойных, пассивных, чувствительных старшеклассников (флегматиков и меланхоликов) – приспособление и компромисс. Наша гипотеза подтвердилась.
Теоретический анализ литературы показал, что изучение особенностей стилей поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от темперамента изучен слабо, несмотря на то, что в старшем школьном возрасте ребята часто взаимодействуют с окружающими людьми. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Темперамент накладывает отпечаток на все действия и поступки человека. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента с тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природной предрасположенности. Дело в том, что темперамент определяет стиль поведения человека в конфликтных ситуациях, способы, которые человек использует для своей деятельности.
Насколько непохожи и своеобразны проявления поведения и психических свойств у каждого из типов темперамента. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях, в труде, в общении со сверстниками и в конфликтных ситуациях.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, будет вести себя в той или иной ситуации. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах.
Наша курсовая работа была посвящена изучению особенностей стилей поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента. В курсовой работе мы сравнивали типы темперамента с выбранными стилями поведения, оказалось, что активные, подвижные, импульсивные старшеклассники (сангвиники и холерики) предпочитают стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество, сотрудничество и избегание, а спокойные, пассивные, чувствительные старшеклассники (флегматики и меланхолики) - приспособление или компромисс. Наша гипотеза подтвердилась.