Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов - типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.
Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут загрязнить эту атмосферу. Но люди же могут изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию целых сообществ.
Естественно, что в жизни нельзя избежать разногласий, противоречий и конфликтов. Однако в действительности чаще всего не сами конфликты разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы.
Многие ученые пытаются объяснить, почему одни люди выбирают стиль поведения в конфликтных ситуациях – сотрудничество, а другие – соперничество, связано ли это с типом темперамента? В настоящее время актуальным является ответ на поставленный вопрос.
В нашей курсовой работе мы выясним, есть ли связь типа темперамента и конкретного стиля поведения в конфликтных ситуациях.
Проблема: обусловлен ли стиль поведения в конфликтных ситуациях типом темперамента человека.
Решение данной проблемы составила цель нашей курсовой работы.
Гипотеза: существует связь между выбором стиля поведения и типом темперамента в конфликтной ситуации, а именно активные, подвижные, импульсивные старшеклассники предпочитают стиль поведения в конфликтной ситуации – соперничество, сотрудничество и избегание, а спокойные, пассивные, чувствительные старшеклассники - приспособление или компромисс.
Объект исследования: особенности поведения в конфликтной ситуации.
Предмет: стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от типа темперамента.
Задачи:
1. Анализ степени разработанности понятий «стиль поведения» и «темперамент» в отечественной и зарубежной литературе.
2. Изучение типов темперамента и стиля поведения в конфликтной ситуации в старшем школьном возрасте.
3. Проведение сравнительного анализа типов темперамента со стилем поведения в конфликтных ситуациях.
База исследования: ГБОУ НПО «Профессиональное училище №5 г. Белгорода», учащиеся 1-2 курса, количество 35 человек: 25 девушек, 10 юношей.
Методы исследования: сравнительный анализ, подсчет средних значений, статистическая обработка данных с помощью критерия Фишера.
Для изучения типа темперамента использовался тест Айзенка, стиль поведения в конфликтной ситуации определялся при помощи методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
Основная часть

Содержание работы

Введение 3 - 4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения стилей поведения
в конфликтной ситуации и типов темперамента 5- 20
1.1. Понятие темперамента. Типы темперамента 5 - 11
1.2. Конфликт, стратегии поведения в конфликтных ситуациях 12 - 16
1.3. Особенности стиля поведения в зависимости от типа
темперамента 17 - 20
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей стиля поведения
в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента 20 - 30
2.1. Организация и методы исследования 20 - 23
2.2. Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях
в зависимости от типа темперамента 23 - 30
Заключение 31 - 33
Список использованной литературы 34 - 35
Приложения 36

Файлы: 1 файл

Зюбан АС_Курсовая работа.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

 

Темперамент

характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний

Список использованных источников

 

Анохин П. К. Очерк по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975г.

1.        

Бабосов Е.М. Конфликтология. Уч.пособие для студентов ВУЗов

- Минск, 2000г.

2.        

Бородкин Ф.М. Коряк Н.М.  Внимание:  конфликт! - Новосибирск, 1989Гришина Н. Б. Психология конфликта. -  СПб, 2000.

3.        

Большой психологический словарь. Под ред. Б. Г. Мещерякова. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК,2004-672с.

4.        

Вересов А. Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе. -  М.: Флинта, 1998, 112 с.

5.        

Дмитриев А. В. , Кудрявцев В.Н, Кудрявцев С.Н. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993.

6.        

Дикарева А.А. Мирская М.И Социология труда. М.,1989

7.        

Дамакин, Л.Я. Дяченко, В.И. Сперанский, Конфликты и технологии их предупреждения. -  Белгородский центр соц. технологий, 1995,316 с.

8.        

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. -  М: Аспект прогресс, 1994

9.        

Краткий словарь системы психологических понятий /К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984.

10.   

Конфликт со занком «плюс»  журнал Бизнес №3,4, 1994

11.   

Князева М.Н. Конфликт. – М.:ЭКО, 1992, №2

12.   

Немов Р. С.  Психология 1-й, 2-й том. -  М.: Высшая школа, 1997.

13.   

Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 1995.

14.   

Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. - Киев, 1990

15.   

Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М.: ВЛАДОС, 1995.

16.   

Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. -  М.: Высшая школа, 1984, 174 с.

17.   

Практическая психология, под ред. д-ра псих. наук, проф. акад. БПА, М.К. Тутушкиной.: Дидактика плюс, 1997, 336 с.

18.   

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. -  М., 1951 – Т.З.

19.   

Психологический словарь/авт. – сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова; Под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003

20.   

Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М.: МГУ, 1982.

21.   

Разрешение конфликта  журнал «Кентавр» №4, 1994

22.   

Скотт Г Джинни. Конфликты: пути преодоления./ пер. с англ. - Киев: Верзилин и К ЛТД,1991.

23.   

Скотт Г Джинни. Способы разрешения конфликтов./ пер. с англ. - Киев: Верзилин и К ЛТД,1991.

24.   

Самыгин С. И. Психология управления: Учебное издание. -   Ростов на Дону: Феникс, 1997.

25.   

Свеницкий А.Л. Социальная психология управления. -  Ленинград, 1986.

26.   

Скотт Д. Г. Конфликты. Пути их преодоления. — Киев, 1991.

27.   

Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов.-  СПб, 1993.

28.   

Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. - Красноярск, 1996.

29.   

Хлыстова Н. М Темперамент как психофизиологическая основа индивидуальности. -  Новосибирск, 2002.

30.   

Хрестоматия по психологии, под руководством А.В. Петровского. -  М.: Просвещение, 1977, 528 с.

31.   

Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1995.

Приложения

А

Характеристика типов темперамента

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго  работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

ХОЛЕРИК. Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно  у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

МЕЛАНХОЛИК  - человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности   приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос  тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик   неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.

Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами.

Б

Ключ к тесту-опроснику Г. Айзенка

Ложь

 

Номера вопросов

Норма (9-11 классы)

Да

8, 16, 24, 28, 36, 44

Девочки - 3-4

Нет

4, 12, 20, 32, 40, 48

Мальчики - 3-4

 

Экстраверсия — интроверсия

 

Номера вопросов

Норма (9-11 классы)

Да

1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49,  53, 57

Девочки - 12-13

Нет

6, 33, 51, 55, 59

Мальчики - 12-13

 

Нейротизм

 

Номера вопросов

Норма (9-11 классы)

Да

2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60

Девочки - 12-13

Нет

-

Мальчики - 10-11

В

Круг Г. Айзенка

(нестабильный)

 

легко расстраивается,
тревожный, ригидный,
пессимистичный, сдержанный,
необщительный, тихий

 

меланхолик

 

(интровертированный)

0

24

чувствительный, возбудимый,
беспокойный, изменчивый,
агрессивный, импульсивный,

оптимистичный, активный,

 

холерик

 

(экстравертированный)

24

 

 

флегматик

 

пассивный, осмотрительный, рассудительный,

доброжелательный, миролюбивый, управляемый, надежный, ровный, спокойный, стабильный.

12

 

сангвиник

 

общительный, контактный, разговорчивый,

отзывчивый, непринужденный, жизнерадостный, не склонный к беспокойству, склонный к лидерству.

0

(стабильный)

Г

Таблица № 1.

Общая сводная таблица полученных результатов

 

Ф. И. О.

тип темперамента

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

П. О.

холерик

4

5

4

9

6

К. Е.

холерик

9

6

8

7

4

Б. М.

холерик

4

6

5

7

6

З. С.

холерик

9

6

4

9

4

А. Р.

холерик

6

6

4

6

6

П. Д.

холерик

7

6

4

7

8

К. И.

холерик

9

5

4

8

4

А. Р.

холерик

7

6

8

7

6

О. Р.

холерик

4

6

7

5

6

Р. О.

холерик

7

8

5

5

5

А. Л.

холерик

10

7

4

6

2

П. Д.

холерик

9

8

8

4

4

Т. Л.

холерик

7

4

9

8

3

Д. Ж.

холерик

6

6

9

5

3

Т. Л.

холерик

7

8

7

9

5

С.И.

холерик

6

9

4

3

4

А.О.

холерик

2

6

11

7

3

Р.Д.

холерик

9

8

4

5

4

Ш. А.

холерик

10

6

5

7

4

Р. Д.

холерик

9

6

4

5

2

Среднее значение

 

7,9

6,4

5,8

8,9

4,5

К. В.

сангвиник

2

6

8

8

6

Ж. О.

сангвиник

4

6

5

8

7

Р. Ю.

сангвиник

5

8

8

5

4

Б. Д. П. О.

сангвиник

4

10

5

7

4

К. Р.

сангвиник

12

0

2

2

6

С. В.

сангвиник

2

10

9

5

4

М. К.

сангвиник

12

2

8

6

2

Среднее значение

5,9

7,1

6,4

5,8

4,7

Ч. Р.

меланхолик

3

4

10

7

6

Т. О.

меланхолик

6

10

7

3

4

Н. М.

меланхолик

4

4

8

8

5

Л. А.

меланхолик

5

4

6

7

8

Среднее значение

4,5

5,5

7,7

6,2

5,7

А. Р.

флегматик

4

6

8

7

6

П. Д.

флегматик

5

2

5

8

10

К. И.

флегматик

7

6

5

7

5

А. Р.

флегматик

4

6

9

7

4

Среднее значение

5

5

6,8

7,2

6,3

Д

Тест-опросник Г. Айзенка

1.  Любишь ли ты суету и шум вокруг себя?

2.  Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддер­жать?

3.  Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спросят?

4.  Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?

5.  Часто ли у тебя меняется настроение?

6.  Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами (или компьютером), чем с ребятами?

7.  Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

8.  Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

9.  Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь (или чем-нибудь)?

10.  Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11.  Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, оживленный человек?

12.  Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.  Верно ли, что ты часто бываешь раздражен чем-нибудь?

14.  Нравится ли тебе все делать в быстром темпе?

15.  Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16.  Тебе можно доверить тайну?

17.  Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию?

18.  Бывает ли так, что у тебя безо всякой причины сильно бьется сердце?

19.  Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20.  Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

22.  Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

23.  Ты часто чувствуешь себя усталым?

24.  Ты всегда делаешь сначала уроки, а потом все остальное?

25.  Ты обычно весел и всем доволен?

26.  Обидчив ли ты?

27.  Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

28.  Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.  У тебя бывает головокружение?

30.  Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в нелов­кое положение?

31.  Ты часто чувствуешь, что тебе все надоело?

32.  Любишь ли ты хвастать?

33.  Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество не­знакомых людей?

34.  Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

35.  Ты обычно быстро принимаешь решения?

36.  Ты никогда не шумишь в классе — даже когда там нет учителя?

37.  Тебе часто снятся страшные сны?

38.  Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе своих друзей?

39.  Тебя легко огорчить?

40.  Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41.  Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро?

42.  Если ты оказываешься в глупом положении — долго потом переживаешь?

43.  Тебе нравятся веселые игры?

44.  Ты всегда ешь то, что тебе дают?

45.  Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?

46.  Ты любишь часто ходить в гости?

47.  Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?

48.  Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

49.  Считают ли тебя ребята веселым человеком?

50.  Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.  Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в каком-нибудь деле или игре?

52.  Тебе обычно бывает трудно из-за разных мыслей?

53.  Бываешь ли ты совершенно уверен, что справишься с делом  которое должен выполнить?

54.  Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

55.  Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56.  Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправить?

57.  Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.  Бывает ли, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Считаешь ли ты, что трудно получить настоящее удовольствие от ожив­ленной компании?

60.  Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-либо, не подумав?

 

 

41

 



Информация о работе Особенности стиля поведения в конфликтных ситуациях в зависимости от типа темперамента