Особенности страха смерти в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Объектом нашей курсовой работы являются подростки, а предметом – страх смерти в подростковом возрасте.
Цель работы – определить особенности протекания и измерения страха смерти у подростков.

Задачи:
1. Описать психологические особенности подросткового возраста.
2. Раскрыть понятие «страха смерти».
3. Рассмотреть психологические особенности страха смерти у подростков.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В последние годы стали заметны проблемы психологического неблагополучия молодого поколения, одной из которых выступает явное снижение ценности собственной жизни. Об этом свидетельствует увеличение количества подростковых самоубийств, стремительно развивающаяся наркотизация и алкоголизация молодежи, повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуального мира реальному и другое.

Современный молодой человек взрослеет в такой ситуации, когда его сознание с детства пронизано темой смерти. Смерть присутствует в его жизни повсеместно. Фильмы, книги, телепередачи изобилуют демонстрацией изощренных убийств и мучительных смертей.  Тексты современной музыки также насыщенны тематикой смерти и разрушения [2].

Более всего переживания по поводу смертности актуализируются, естественно, новыми социальными реалиями: современные взрослеющие дети живут в ситуации беззащитности перед угрозой терроризма. Смертность в стране превышает рождаемость, и потому молодым людям приходится жить в окружении старых людей, для которых тема смерти естественна и актуальна.

И это при всем том, что существует определенное табу на разговоры с  детьми о смерти. Говорить с подрастающими детьми о смерти так же «щекотливо», как о вопросах пола. Более того, в ситуации социально-экономического кризиса ослабели детско-родительские отношения. Родители не просто не знают, как говорить с детьми на трудные экзистенциальные темы, - они порой не имеют ни сил, ни желания говорить с ними о чем-либо вообще. К тому же проблема танатической пропедевтики еще даже и не осознана в педагогических кругах [9].

В отечественной психолого-педагогической литературе, конечно, имеются отдельные разработки, касающиеся отношения детей и подростков к смерти, однако они большей частью заимствованы из опыта западных коллег и относятся либо к проблемам больных детей, либо к проблемам помощи ребенку в переживании горя утраты близкого человека [8].

Научно обоснованных рекомендаций и программ работы с группами подростков по проблемам смерти пока нет. Более того, в учебных пособиях по возрастной психологии в разделах о подростковом возрасте при подробном описании содержания интеллектуального и личностного развития нет никаких упоминаний об отношении взрослеющего человека к факту собственной смертности. В развитии у них абстрактно-логического мышления, рефлексии, самооценки и направленности на будущее не усматривается потенциальной способности к осознанию этого факта и введения проблематики смерти в контексте личностного развития .

Отношение к смерти как в теоретическом, так и в эмпирическом плане довольно широко исследовано в западной психологической науке. Начиная с 70-х годов XX века получено огромное количество разнообразного по методологическим основаниям   эмпирического материала о возрастных, социально-психологических и   личностных особенностях страха смерти [22].

Как уже было отмечено, в отечественной психологии проблема страха смерти в подростковом возрасте не освещена ни в теоретическом, ни в эмпирическом плане. Имеются только некоторые попытки исследования и описания данной проблемы.

Отсутствие широких исследований по данной проблемы, низкая осведомленность в этой области подтверждает актуальность выбранной темы – «Страх смерти в подростковом возрасте».

Объектом нашей курсовой работы являются подростки, а предметом – страх смерти в подростковом возрасте.

Цель работы – определить особенности протекания и измерения страха смерти у подростков.

 

Задачи:

1. Описать психологические особенности подросткового возраста.

2. Раскрыть понятие «страха смерти».

3. Рассмотреть психологические особенности страха смерти у подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы страха смерти

 в подростковом возрасте

1.1. Психологические особенности подросткового возраста

 

В настоящее время подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 - 11 до 14 - 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и так далее. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [5].

Психологические особенности подросткового возраста, по мнению различных авторов, рассматриваются как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. 

На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет) [16].

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря являются причиной неуравновешенности. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания [19].

На социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них [1].

Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности.

Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные компании и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых [19].

В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.

На психологическом уровне подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. У подростка формируется «Я-концепция» -система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», позволяющая глубже понять других и себя [1].

Развитие всех сторон личности и интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, учения, общения, труда.

Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни [15]. 

Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Центральным новообразованием подростничества является чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.

Новообразования не возникают сами по себе, а являются итогом собственного опыта ребенка, полученного в результате активного включения в выполнение самых разных форм общественной деятельности [16]. 

Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. Общение является для подростков очень важным информационным каналом, оно формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.

Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности [5]. 

Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное. Однако, потребность учащихся подростков в благоприятном доверительном общении со взрослыми и сверстниками в школе очень часто не получает своего удовлетворения. Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, мешает ориентации в жизненных ситуациях.

Таким образом, основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие «страх смерти»

 

Страх – это нормальная  реакция организма на внешние раздражители. Если бы не было страха – люди были бы неактивными существами, и не смогли реагировать на нападения диких животных, на природные катастрофы и другое.

Человек всегда боялся неизвестности, того, чего нельзя познать, чего еще никто не видел. Одним из наиболее ярких примеров тому – смерть. Смерть страшит человека, так как о ней практически ничего неизвестно [11].

Страх смерти присутствует в жизни человека, и забыть или не думать об этом совсем нелегко. Уже в раннем дошкольном детстве дети описывают смерть как нечто страшное, причиняющее боль явление. В зрелом возрасте люди, возможно в силу полноты жизни и нехватки времени, перестают задумываться о смерти. Однако с наступлением акмеологического возраста снова возникает тревога и страх предстоящей смерти [4].

О смерти определенно можно сказать только одно – любой человек когда-нибудь умрет. Завтра или через большее время, но это обязательно произойдет. И здесь наблюдается парадоксальность восприятия мира людей. Между состоянием сейчас и тем, что будет через минуту, существует разрыв; этот промежуток заполнен неопределенностью. От этой неизвестности рождается страх.

Человек боится того, что его ожидает в этой неопределенности. В основе состояния тревоги лежит эффект антиципации, то есть ожидания того, что должно произойти. Только человек может бояться того, что еще не происходит, и никогда не происходило с ним. Это знание – тяжелая, подчас невыносимая ноша. Умом человек, конечно, понимает, что когда-нибудь умрет, но в то же время не знает когда это произойдет [20].

Отличительная черта психики человека – сознание собственной смертности, а, следовательно, страх перед смертью. Человеку ничего неизвестно о своей судьбе, кроме достоверного факта конца земного существования. И эта безусловная неизбежность оживляет сильнейшее чувство тревоги. Человек остается со смертью один на один. Внезапно предстающая жуткая картина собственной смерти со всей ее неизбежностью вызывает шок. В самой глубине личности открывается незаживающая язва. В первую очередь страх относится к собственной смерти. Каждому человеку приятно сознавать себя живым. Именно в том, что жизнь дорога, видится причина страха смерти [13].

Особенности проявления страха смерти широко исследованы в западной психологии.

Информация о работе Особенности страха смерти в подростковом возрасте